СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование биология 8 класс. УМК Колесов Д.В., Маш Р.Д.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 50»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (базовый уровень)
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
Календарно - тематическое планирование
Биология. Человек.
8 класс (72ч, 2 ч в неделю)
№ урока | Дата | Тема урока
| Планируемые результаты | Способы деятельности учащихся | ||
предметные | метапредметные УУД
| личностные | ||||
1 | 1-3.09 | Глава 1. Науки, изучающие организм человека(2ч) Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | Знать и описывать методы изучения организма человека. Объяснять связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосоциального существа. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: - формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; -формирование экологического сознания; -знание основ здорового образа жизни; Коммуникативные УУД: умение слушать, искать информацию в различных источниках. | Уметь объяснять необходимость знаний о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни.
|
2 | 5-10.09 | Становление наук о человеке.
| Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
| Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. КоммуникативныеУУД:умение работать в группе и строить продуктивные взаимодействия в группе; владеть устной и письменной речью; | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, в социальном признании; формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
| Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. |
3-1 | 5-10.09 | Глава 2. Происхождение человека (3ч). Систематическое положение человека.
| Учащиеся должны знать место человека в систематике. Определять черты сходства и различия человека и животных. Объяснять место и роль человека в природе. Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека. Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции человека. Объясняют современные концепции происхождения человека. Перечислять характерные особенности предшественников современного человека | Познавательные УУД: анализировать содержание рисунков учебника, сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой. Классифицировать по нескольким признакам. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Коммуникативные УУД: извлечение необходимой информации из текстов. Владение монологической и диалогической формами речи.
| Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; умение аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему.
| Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных
|
4-2 | 12-17.09 | Историческое прошлое людей.
| Учащиеся должны знать место человека в систематике. Определять черты сходства и различия человека и животных. Объяснять место и роль человека в природе. Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции человека. | Познавательные УУД: анализировать содержание рисунков учебника; сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой, классифицировать по нескольким признакам. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Регулятивные УУД:анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки,Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; умение аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему.
| Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека.
|
5-3 | 12-17.09 | Расы человека. Среда обитания. | Узнавать по рисункам представителей рас человека. Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду. Доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
| Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас. Анализировать учебный или другой материал; сравнивать объекты, факты, явления. | Уметь объяснять необходимость знаний о признаках различных рас для понимания единства происхождения всех рас. | Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов. Участие в эвристической беседе.
|
6-1 | 19-24.09 | Глава 3. Строение организма (4часа). Общий обзор организма человека.
| Учащиеся должны знать общее строение организма, узнавать по рисункам расположение органов и систем органов. Называть органы человека, относящиеся к определенным системам. Находить у себя грудную и брюшную полости. Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диалектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.
| Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами. |
7-2 | 19-24.09 | Клеточное строение организма. | Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах Называть органоиды клетки и их функции Описывать и узнавать этапы деления клетки
| Познавательные УУД: сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Анализировать содержание определений основных понятий, прогнозировать последствия повреждения или отсутствия органоида для жизнедеятельности клетки, планировать и проводить наблюдения за объектом. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Ставить цели самообразовательной деятельности. Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний.
| Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов
|
8-3 | 26-01.10 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»
| Узнавать на немом рисунке виды тканей. Приводить примеры расположения тканей в органах. Называть функции тканей и их структурных компонентов. Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
| Познавательные УУД: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения за объектом. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации. | Ставить цели самообразовательной деятельности.
| Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. |
9-4 | 26-01.10 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Лабораторная работа №2.«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» Лабораторная работа №3.«Коленный рефлекс» | Учащиеся должны знать рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека. Уметь выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Давать определение термину рефлекс. Называть функции компонентов рефлекторной дуги. Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса. | Познавательные УУД: проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. Описывать механизм проявления безусловного рефлекса. Использовать лабораторные работы, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений. Регулятивные УУД:Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
| Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. |
10-1 | 3-08.10 | Глава 4.Опорно-двигательная система (8 часов). Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Лабораторная работа №4.«Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»
| Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей. Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей.
| Познавательные УУД: извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов. Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Проводить биологические исследования и делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Выполнение лабораторной работы «Микроскпическое строение кости. Изучение внешнего вида отдельных костей» |
11-2 | 03-08.10 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | Называть особенности строения скелета человека. Распознавать на таблицах составные части скелета человека. Называть компоненты осевого и добавочного скелета. Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета. | Познавательные УУД: сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности. Анализировать содержание рисунков. Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы. Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника. |
12-3 | 10-15.10 | Соединение костей. | Характеризовать типы соединения костей. | Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | Определяют типов соединения костей. Участие в беседе по рисункам учебника. |
13-4 | 10-15.10 | Строение мышц. Обзор мышц человека Лабораторная работа №5«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома). | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологичес кие исследова-ния. Делают выводы на основе полученных результатов. |
14-5 | 17-22.10 | Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №6«Утомление при статической и динамической работе» Лабораторная работа №7«Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»
| Называть последствия гиподинамии. Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона. Описывать энергетику мышечного сокращения. Различать механизм статической и динамической работы. Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок. Характеризовать механизм регуляции работы мышц.
| Познавательные УУД: использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие.
| Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Выполнение лабораторной работы. |
15-6 | 17-22.10 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа№8«Выявление нарушений осанки». Лабораторная работа №9«Выявление плоскостопия» (выполняется дома).
| Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки. Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия. Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов
| Познавательные УУД: использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела для собственного здоровья Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Соблюдения мер профилактики нарушения осанки.
| Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия. Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоскостопие». Участие в беседе. |
16-7 | 24-29.10 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Перечислять повреждения опорно-двигательной системы. Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей.
| Познавательные УУД: определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие.
| Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи. |
17-8 | 24-29.10 | Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система». Контрольная работа №1.
| Применять на практике знания о строении и функционировании опорно-двигательной системы, владеть биологической терминологией; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.
| Познавательные УУД: формирование и развитие навыка работы с различными типами заданий, развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные УУД:развитие коммуникативных навыков при работе в паре, группе. | Уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования активного образа жизни.
| Обобщают и систематизируют свои знания об опорно-двигательной системе человека. Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют тестовую работу. |
18-1 | 07-12.11 | Глава 5.Внутренняя среда организма (3ч). Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабораторная работа №10«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
| Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы. Характеризовать процесс свертываемости крови. Перечислять органы кроветворения. .
| Познавательные УУД: наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. |
19-2 | 07-12.11 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
| Называть органы иммунной системы. Давать определение термину иммунитет. Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток. Характеризовать периоды болезни; приводить примеры инфекционных заболеваний. Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости. | Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями; выделять главное, существенное. Регулятивные УУД: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
| Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета. |
20-3 | 14-19.11 | Иммунология на службе здоровья. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Анализировать и оценивать факторы риска для своего здоровья.
| Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови, пересадки органов и тканей. |
21-1 | 14-19.11 | Глава 6.Кровеносная и лимфатическая системы (7 часов). Транспортные системы организма.
| Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа. Называть: особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах:систему органов кровообращения; органы кровеносной системы;систему лимфообращения;органы лимфатической системы. | Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника, находить главное. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: грамотно и лаконично выражать свои мысли.
| Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе. | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку. Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таблицы. |
22-2 | 21-26.11 | Круги кровообращения.
| Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Давать определение терминам. Различать малый и большой круги кровообращения. Анализировать содержание рисунка. Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. | Познавательные УУД: использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение работать в группе, сотрудничать с товарищами и учителем, кратко и лаконично выражать свои мысли. | Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.
| Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. |
23-3 | 21-26.11 | Строение и работа сердца. | Описывать расположение сердца в организме, строение сердца. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца. Знать свойства сердечной мышцы. Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла. Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца. | Познавательные УУД: диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Готовность к самообразованию, выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учебе.
| Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями. Поиск информации для характеристики сердечного цикла. Участие в беседе. |
24-4 | 28-03.12 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Лабораторная работа №11«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа №12 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
| Называть факторы, влияющие на движение крови. Описывать механизм измерения артериального давления. Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах. Объяснять опасность повышения артериального давления.
| Познавательные УУД: использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Анализировать содержание рисунков; умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Регулятивные УУД: различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки. Выполнение лабораторных работ.
|
25-5 | 28-03.12 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа №13«Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки». | Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе, гипертонии. Называть причины юношеской.
| Познавательные УУД: находить в тексе учебника полезную информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы.
| Знание основ здорового образа жизни. Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на свое здоровье (нормальную работу сердечно-сосудистой системы). Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний .Анализ текста учебника. Участие в беседе; выполнение лабораторной работы и анализ ее результатов. |
26-6 | 05-10.12 | Первая помощь при кровотечениях. | Характеризовать основные типы виды кровотечений и правила первой помощи при них. Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила примене- ния жгута. Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее. | Познавательные УУД: Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Извлечение необходимой информации из текстов. Регулятивные УУД: ставить цели самообразовательной деятельности. Коммуникативные УУД: Владение монологической и диалогической формами речи. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотече ниях. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях. | Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов. |
27-7 | 05-10.12 | Урок-практикум. Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях. | Закрепить знания о повреждениях скелета и видах кровотечений. Знать меры оказания первой помощи.
| Познавательные УУД: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками. | Уметь объяснять необходимость знаний о повреждениях скелета и видах кровотечений для понимания функциони рования организма чело века. Использовать приобре тенные знания для оказа ния первой помощи себе или своему товарищу.
| Закрепляют знания о видах кровотечений и повреждениях скелета. Осваивают приёмы первой помощи при повреждениях скелета и различных видах кровотечений. |
28-1 | 12-17.12 | Глава 7. Дыхание (5 часов). Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.
| Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Узнавать по немым рисункам органы дыхания.Называть этапы дыхания. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Регулятивные УУД: выделять главное, существенное; синтезировать материал; ставить цели самообразовательной деятельности. Коммуникативные УУД: правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
| Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы. Поиск информации о строении и функциях голосовых связок. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником. |
29-2 | 12-17.12 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание.
| иметь представление о газообмене в легких и тканях. Знать механизмы и значение газообмена в легких и тканях.
| Познавательные УУД: диалектически анализировать учебный или любой другой материал. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. владеть различными видами изложения текста. | уметь объяснять необходимость знаний о газообмене в легких и тканях для понимания функционирования организма человека. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения. Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма. Составление схемы «Газообмен в легких». |
30-3 | 19-24.12 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
| иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха. Называть расположение центров дыхательной системы. Называть причины горной болезни. Давать определение термину дыхание.
| Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать результат деятельности. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь. Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы. | уметь объяснять необходимость знаний о дыхательных движениях для понимания основных физиологических процессов в организме человека. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма, видеофрагментов. Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика». Составление схем : «Механизм вдоха», «Механизм выдоха».
|
31-4 | 19- 24.12 | Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания/ Приемы реанимации Лабораторная работа№14«Определение частоты дыхания. » | Называть заболевания органов дыхания. Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей. Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей.
| Познавательные УУД: использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние своего здоровья. | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов. |
32-5 | 09- 14.01 | Обобщающий урок по кровеносной и дыхательной системе. Контрольная работа №2.
| Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.
| Познавательные УУД: через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Коммуникативные УУД: сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи. | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья. | Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.
|
33-1 | 09-14.01 | Глава 8. Пищеварение (6 ч.) Питание и пищеварение.
| Иметь представление о составе пищи и роли пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущности и значении питания и пищеварения, строении и функции органов пищеварительной системы.
| Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь. | Уметь объяснять необходимость знаний о питании и пищеварении для понимания функционирования организма человека.
| Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. Выделяют существенные признании процессов питания и пищеварения. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриное яйцо, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека»». Сравнивают пищеварительный тракт млекопитающих и человека.
|
34-2 | 16-21.01 | Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №15 Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
| Иметь представление о процессах пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в них, нервно-гуморальной регуляции этих процессов.
| Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, включая электронные носители. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи. Контролировать и оценивать результат деятельности. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации. | Уметь объяснять необходимость знаний о пищеварении в ротовой полости для понимания основных физиологических процессов в организме человека; развитие интеллектуальных умений (строить рассуждения).
| Работа с текстом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Исследуют особенности пищеварения в ротовой полости (работа в группах). Выполняют лабораторную работу. Делают выводы на основе полученных результатов.
|
35-3 | 16-21.01 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | Иметь представление о процессах пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке, свойствах ферментов и условиях их активности, роли соляной кислоты в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.
| Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника, находить главное. Грамотно и лаконично выражать свои мысли. Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей. Коммуникативные УУД: адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать в атмосфере сотрудничества. | Уметь объяснять необходимость знаний о пищеварении в желудке и двенадцатиперстной кишке для понимания функционирования организма человека. | Работа с текстом и рисунками учебника, торсом человека. Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают и описывают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Характеризуют сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. |
36-4 | 23-28.01 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | Иметь представление о значении толстого и тонкого кишечника, роли печени в организме, функционировании кишечных ворсинок и механизме всасывания, роли аппендикса и симптомах аппендицита.
| Познавательные УУД: выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей. Коммуникативные УУД: адекватно воспринимать устную речь и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать в атмосфере сотрудничества. | Уметь объяснять необходимость знаний о пищеварении в кишечнике и роли печени для понимания функционирования своего организма. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактике болезни печени.
| Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами, торсом человека. Изучают строение кишечных ворсинок. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь и лимфу. По ходу объяснения заполняют таблицу «Всасывание питательных веществ в организме». Исследуют роль печени в организме. |
37-5 | 23-28.01 | Регуляция пищеварения. | Иметь представление о механизмах нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Объяснять вклад И.П Павлова в изучении нервно-гуморальной природы сокоотделения.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника и рисунками, извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить, делать предположения и выводы. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Уметь объяснять необходимость знаний о нервно-гуморальном механизме пищеварения для понимания функционирования своего организма. Знание основных принципов и правил питания. | Работа с текстом и рисунками учебника, просмотр презентации. Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Изучают роль И.П.Павлова в изучении механизмов условного и безусловного сокоотделения. Сравнивают нервную и гуморальную регуляцию пищеварения. |
38-6 | 30-04.02 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Называть правила приема пищи. Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний и объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями.
| Познавательные УУД: выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно следственные связи информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Работать с различными источниками. Регулятивные УУД: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Использовать приобретенные знания для объяснения условий способствующих и затрудняющих пищеварение, для предупреждения кишечных инфекций.
| Работа с учебником, дополнительной литературой, презентациией. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни. Формируют представление о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания. |
39-1 | 30-04.02 | Глава 9. Обмен веществ и энергии (4 часа). Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | Иметь представление о энергетическом и пластическом обмене, роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания, и выделения в обмене веществ.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Использовать приобретенные знания для объяснения биологической роли обмена веществ.
| Работа с учебником, выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека. |
40-2 | 06-11.02 | Витамины. Лабораторная работа №16«Обнаружение и устойчивость витамина С». | Иметь представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека. | Познавательные УУД: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов.
| Работа с презентацией, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием. Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в обмене веществ (работа в группах). Выполняют лабораторную работу по обнаружению и устойчивости витамина С. |
41-3 | 06-11.02 | Энергозатраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа№17 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
| Иметь представление об основном и общем обмене, энергетической емкости питательных веществ, энергетическом балансе между энерготратами и энергетической емкостью и качеством пищи, роли питания в поддержании здоровья.
| Познавательные УУД: использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования правильного режима питания, для составления правильного рациона питания. | Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи. Обосновывают нормы и режим питания. Повторяют гуморальную регуляцию дыхания.
|
42-4 | 13-18.02 | Обобщающий урок по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». Контрольная работа №3. | Применять на практике знания о строении и функционировании органов пищеварения, о нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, владеть биологической терминалогией; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.
| Познавательные УУД: уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования правильного режима питания, для составления правильного рациона питания навыка работы с различными типами заданий, развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных навыков при работе в паре, группе. | Уметь объяснять необходимость знаний для сохранения своего здоровья, для формирования правильного режима питания, для составления правильного рациона питания. | Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют тестовую работу, корректируют выявленные проблемы в знаниях. |
43-1 | 13-18.02 | Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов). Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган.
| Иметь представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии.
| Познавательные УУД: развивать словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать; оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.
| Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообщения о производных кожи. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. |
44-2 | 20-25.02 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Иметь анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков.
| Познавательные УУД: строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью, применять знания об оказании первую помощь при ожогах и обморожениях на практике.
| Работа с презентацией, учебником, тетрадью, дополнительной литературой. Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. |
45-3 |
20-25.02
| Терморегуляция организма. Закаливание. | Иметь представление о роли кожи в терморегуляции, условиях сохранения постоянной температуры тела человека. Знать причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи, правила закаливания.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Уметь объяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.
| Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции, разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания, значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. |
46-4 |
27-04.03
| Выделение. | Иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом.
| Познавательные УУД: развитие умений выявлять и формулировать учебную проблему и находить пути ее решения; развитие умений выделять главное и делать вывод по изученному материалу. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение своего организма. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. |
47-5 | 27-04.03
| Обобщающий урок по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция». Контрольная работа №4. | Применять на практике знания о строении и функциях системы органов выделения и кожи.
| Познавательные УУД: через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи. | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья.
| Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.
|
48-1 | 06-11.03
| Глава 11. Нервная система (5 часов). Значение нервной системы. | Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Описывать проявление функций нервной системы.
| Познавательные УУД: структурировать содержание изучаемой темы. Анализировать содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира». Регулятивные УУД: постановка учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение правильно, грамотно объяснить свою мысль. | Адекватная мотивация к учебной деятельности.
| Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.
|
49-2 | 06-11.03 | Строение нервной системы. Спинной мозг.
| Строение нервной системы. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга. Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета. Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга.
| Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи. Коммуникативные УУД: поиск информации в различных источниках. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. | Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга. | Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга. |
50-3 | 13-18.03 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Лабораторная работа №18«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | Описать по рисунку строение головного мозга. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга. Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий. Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга. | Познавательные УУД: проводить биологические исследования и делать выводы. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
| Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга.
| Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга. Выполняют лабораторную работу. |
51-4 | 13-18.03 | Функции переднего мозга. | Знать отделы и функции переднего мозга.
| Познавательные УУД: умение работать с текстом учебника. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: поиск и выделение информации. Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватная мотивация к учебной деятельности.
| Раскрывают функции переднего мозга. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. |
52-5 | 20-24.03 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.
| Учащиеся должны знать соматический и вегетативный отделы нервной системы. Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы. Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем.
| Познавательные УУД: анализировать содержание рисунков. Проводить биологические исследования и делать выводы. Регулятивные УУД: умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь. | Адекватная мотивация к учебной деятельности.
| Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. |
53-1 | 20-24.03 | Глава 12. Эндокринная система (3 часа). Роль эндокринной регуляции.
| Называть органы эндокринной системы. Приводить примеры органов эндокринной системы. Узнавать по рисункам органы эндокринной системы. Интеллектуальный уровень . Различать железы внешней и внутренней секреции, действие гормонов, витаминов. Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций. | Познавательные УУД: анализировать содержание рисунков. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Регулятивные УУД: Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к железам внутренней секреции. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие.
| Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции. |
54-2 | 05-08.04 | Функция желез внутренней секреции. | Давать определение понятию: гормоны. Называть причины сахарного диабета, описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции. Доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции. | Познавательные УУД: работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами. Регулятивные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к железам внутренней секреции. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы аргументировать свою позицию. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на свое здоровье.
| Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека. |
55-3 | 05-08.04 | Обобщающий урок по темам: «Нервная и эндокринная системы». Контрольная работа №5. | Применять на практике знания о строении и функциях нервной и эндокринной систем.
| Познавательные УУД: через занимательные задания развивать биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Повышение культуры общения, речи. | Наличие познавательного интереса, направленного на изучение организма человека для сохранения своего здоровья.
| Применяют на практике ранее изученный материал, работая индивидуально и по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.
|
56-1 | 10-15.04 | Глава 13. Анализаторы. Органы чувств (5 часов). Анализаторы. | Иметь представление об органах чувств человека. Находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора. Объяснять значение анализаторов.
| Познавательные УУД: работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами. Регулятивные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов.
| Выделяют существенные признаки строения и функционирования анализаторов. Изучают свойства и роль анализаторов во взаимодействии и их взаимозаменяемости в организме. |
57-2 | 10-15.04 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа№18 «Изучение изменений работы зрачка». Лабораторная работа№19 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Лабораторная работа№20«Поиск слепого пятна».
| Умение объяснять связующую роль зрительного анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части зрительного анализатора, знать строение глаз.
| Познавательные УУД: использовать лабораторные работы для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Регулятивные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам. Коммуникативные УУД: умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора. Изучают строение глаза, объясняют значение частей глаза. В результате обсуждения строят таблицу. Участвуют в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником. Выполняют лабораторные работы и анализируют их результаты. |
58-3 | 17-22.04 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | Иметь представление о заболеваниях органа зрения и предупреждении глазных болезней.
| Познавательные УУД: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики глазных инфекций, заболеваний глаз, травм глаз.
| Изучают ход лучей через прозрачную среду глаза, причины нарушения зрения. Выделяют признаки дальнозоркости и близорукости. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения. |
59-4 | 17-22.04 | Слуховой анализатор. | Умение объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части слухового анализатора, знать строение уха.
| Познавательные УУД: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Работают с учебником. Показывают взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.
|
60-5 | 24-29.04 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. | Умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой, умение выделять части анализаторов, знать их строение.
| Познавательные УУД: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение анализаторов. | Называют расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывают строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса.
|
61-1 | 24-29.04 | Глава 14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов). Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
| Иметь представление об особенностях ВНД человека, её значении в восприятии окружающей среды, ориентации в ней.
| Познавательные УУД: умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (тексты, рисунки); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
| Дают определение ВНД. Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Повторяют материал о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах. Изучают механизм выработки условного рефлекса. |
62-2 | 01-06.05 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №21 «Выработка навыка зеркального письма». | Иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения. | Познавательные УУД: умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. | Приводят примеры врожденных и приобретенных программ поведения. Объясняют механизм формирования динамического стереотипа. Анализируют содержание рисунков и основных понятий. Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.
|
63-3 | 01-06.05 | Сон и сновидения. | Иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Использовать приобретенные знания о значении сна для рациональной организации труда и отдыха.
| Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики, сущность и значение снов. |
64-4 | 08-13.05 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Лабораторная работа №22 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста». | Иметь представление об особенностях ВНД человека, значении речи, сознания, мышления; роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания, сущности памяти, её видах. Овладение методами биологической науки: определение объема кратковременной памяти с помощью теста.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение особенностей ВНД.
| Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов. |
65-5 | 08-13.05 | Воля. Эмоции. Внимание Лабораторная работа №23 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях». | Иметь представление об особенностях высшей нервной деятельности и поведения человека, их значении.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Приводят примеры ситуаций проявления воли; объяснять термин аффект. Описывают физиологические основы внимания. Называют этапы волевого действия.
|
66-1 | 15-20.05 | Глава 15.Индивидуальное развитие организма (4часа). Жизненные циклы. Размножение. Половая система.
| Иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым.
| Познавательные УУД: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | Уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию о половой системе, размножении человека, анализировать и оценивать её.
| Перечисляют этапы жизненного цикла особи. Узнают по рисункам органы размножения. Выделяют существенные признаки органов размножения человека. Сравнивают по выделенным параметрам бесполое и половое размножения |
67-2 | 15-20.05 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.
| Познавательные УУД: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.
| Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. |
68-3 | 22-27.05 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.
| Познавательные УУД: работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. Извлечение необходимой информации из текстов. Владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: способность самостоятельно формировать тему, цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций. | Характеризуют наследственные и врожденные заболевания человека. Называют меры профилактики заболеваний, передаваемых половых путем. Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.
|
69-4 | 22-27.05 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | Усвоение знаний о типах нервной деятельности, классификации темпераментов, характерных признаках типов нервной системы. Умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать материал, анализ с целью выделения признаков. Диалектически анализировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками. | Использовать приобретенные знания для самонаблюдения.
| Определяют возрастные этапы развития человека. Называют и характеризуют типы темперамента. Сопоставляют понятия «темперамент» и «характер». Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера». Изучают отличия понятий «индивид» и «личность». |
70
| 29-03.06 | Итоговая контрольная работа. | Выполняют разноуровневую контрольную работу. | Познавательные УУД: умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. | Формирование стремления к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
|
|
71- 72 | 05-10.06 12-14.06 | Повторение Повторение |
|
|
|
|
Оценочные лабораторные работы:
Лабораторная работа №2.«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»
Лабораторная работа №3.«Коленный рефлекс»
Лабораторная работа№8«Выявление нарушений осанки».
Лабораторная работа №9«Выявление плоскостопия» (выполняется дома).
Лабораторная работа №13«Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки».
Лабораторная работа№14«Определение частоты дыхания »
Лабораторная работа №15 Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Лабораторная работа№17
«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
Лабораторная работа №21 «Выработка навыка зеркального письма».