Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 посёлка Фряново
Щёлковского муниципального района Московской области
Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №1п.Фряново ЩМР МО
от 27.08.2019г.№175д
Рабочая программа по технологии
основного общего образования (ФГОС)
( базовый уровень)
для 6А,Б ,В классов.
Составитель
Попов Александр Валентинович,
учитель технологии
2019
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1 п. Фряново ЩМР МО;
- примерной программы по учебному предмету «Технология»
Преподавание ведется по учебник «Индустриальные технологии» 6 класс. Тищенко А.Т Симоненко В.Д . Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение».2015
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
ПРЕДМЕТНЫЕ.
Обучающиеся научатся:
осознанию роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формированию целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Обучающиеся получат возможность научиться
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
Личностные
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный вы бор и построение даль ней шей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
Метапредметные
Познавательные:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Регулятивные:
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Содержание программы учебного предмета «Технология» 6 класс.
Тема1.Технология ручной обработки древесины и древесных материалов-18 часов |
1.Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. |
2.Требования к творческому проекту. |
3.Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины |
4.Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины |
5. Пороки древесины |
6. Пороки древесины |
7. Производство и применение пиломатериалов |
8. Производство и применение пиломатериалов |
9. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности |
10.Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности |
11.Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. |
12.Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. |
13.Основы конструирования и моделирования изделия из дерева. Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. |
14.Основы конструирования и моделирования изделия из дерева. Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. |
15.Технология соединения брусков из древесины. |
16.Технология соединения брусков из древесины. |
17.Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом |
18.Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом |
Тема 2: Технология машинной обработки древесины и древесных материалов-6 часов |
19. Устройство токарного станка по обработке древесины. |
20. Устройство токарного станка по обработке древесины. |
21. Технология обработки древесины на токарном станке. |
22. Технология обработки древесины на токарном станке. |
23.Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины |
24.Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины |
Тема 3: Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 6 ч |
25. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. |
26. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. |
27. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. |
28. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. |
29. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения |
30. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения |
Тема 4: Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. – 20 ч |
31.Элементы машиноведения. Составные части машин |
32.Элементы машиноведения. Составные части машин |
33. Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. |
34.Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. |
35. Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. |
36.Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. |
37. Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем |
38. Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем |
39. Технология изготовления изделий из сортового проката |
40.Технология изготовления изделий из сортового проката |
41. Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. |
42Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. |
43.Рубка металла. |
44. Рубка металла. |
45.Опиливание заготовок из металла и пластмассы. |
46.Опиливание заготовок из металла и пластмассы. |
47. Отделка изделий из металла и пластмассы. |
48.Отделка изделий из металла и пластмассы. |
49.Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины. |
50.Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины. |
Раздел : Технология домашнего хозяйства – 10 ч |
Тема1: Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2 ч) |
51.Технология закрепления настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель. |
52.Технология закрепления настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель. |
Тема 2: Технологии ремонтно-отделочных работ - 4 ч |
53. Основные технологии штукатурных работ. |
54.Основные технологии штукатурных работ. |
55. Основные технологии оклейки помещений обоями. |
56.Основные технологии оклейки помещений обоями. |
Тема 3: Технологии ремонта элементов водоснабжения и канализации – 4ч |
57. Простейший ремонт сантехнического оборудования. |
58.Простейший ремонт сантехнического оборудования. |
59.Техническая эстетика изделий |
60.Техническая эстетика изделий |
Раздел : Технологии исследовательской и опытнической деятельности - 10 |
61.Творческий проект. Понятие о техническом проектировании. Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта. |
62.Творческий проект. Понятие о техническом проектировании. Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта. |
63.Применение ПК при проектировании изделия. |
64.Применение ПК при проектировании изделия. |
65.Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. |
66.Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. |
67.Основные виды проектной документации. |
68.Основные виды проектной документации. |
69.Защита творческого проекта |
70.Защита творческого проекта |
Разделы и темы программы | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел: Технология обработки конструкционных и поделочных материалов 50 часов Технология обработки древесины и древесных материалов (28 часов). |
1.Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 02.09-06.09 | |
2.Требования к творческому проекту. | 02.09-06.09 | |
3.Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины | 09.09-13.09 | |
4.Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины | 09.09-13.09 | |
5. Пороки древесины | 16.09-20.09 | |
6. Пороки древесины | 16.09-20.09 | |
7. Производство и применение пиломатериалов | 23.09-27.09 | |
8. Производство и применение пиломатериалов | 23.09-27.09 | |
9. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности | 30.09-04.10 | |
10.Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности | 30.09-04.10 | |
11.Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. | 07.10-11.10 | |
12.Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия. | 07.10-11.10 | |
13.Основы конструирования и моделирования изделия из дерева. Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. | 14.10-18.10 | |
14.Основы конструирования и моделирования изделия из дерева. Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. | 14.10-18.10 | |
15.Технология соединения брусков из древесины. | 21.10-25.10 | |
16.Технология соединения брусков из древесины. | 21.10-25.10 | |
17.Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 04.11-08.11 | |
18.Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | 04.11-08.11 | |
Тема 2: Технология машинной обработки древесины и древесных материалов-6 часов |
19. Устройство токарного станка по обработке древесины. | 11.11-15.11 | |
20. Устройство токарного станка по обработке древесины. | 11.11-15.11 | |
21. Технология обработки древесины на токарном станке. | 18.11-22.11 | |
22. Технология обработки древесины на токарном станке. | 18.11-22.11 | |
23.Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины | 25.11-29.11 | |
24.Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины | 25.11-29.11 | |
Тема 3: Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 6 ч |
25. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. | 02.12-06.12 | |
26. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. | 02.12-06.12 | |
27. Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. | 09.12-13.12 | |
28. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения. | 09.12-13.12 | |
29. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения | 16.12-20.12 | |
30. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения | 16.12-20.12 | |
Тема 4: Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. – 20 ч |
31.Элементы машиноведения. Составные части машин | 23.12-27.12 | |
32.Элементы машиноведения. Составные части машин | 23.12-27.12 | |
33. Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. | 13.01-17.01 | |
34.Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. | 13.01-17.01 | |
35. Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. | 20.01-24.01 | |
36.Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката. | 20.01-24.01 | |
37. Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем | 27.01-31.01 | |
38. Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем | 27.01-31.01 | |
39. Технология изготовления изделий из сортового проката | 03.02-07.02 | |
40.Технология изготовления изделий из сортового проката | 03.02-07.02 | |
41. Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. | 10.02-14.02 | |
42Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. | 10.02-14.02 | |
43.Рубка металла. | 17.02-21.02 | |
44. Рубка металла. | 17.02-21.02 | |
45.Опиливание заготовок из металла и пластмассы. | 24.02-28.02 | |
46.Опиливание заготовок из металла и пластмассы. | 24.02-28.02 | |
47. Отделка изделий из металла и пластмассы. | 02.03-06.03 | |
48.Отделка изделий из металла и пластмассы. | 02.03-06.03 | |
49.Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины. | 09.03-13.03 | |
50.Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ. Профессии, связанные с художественной обработкой древесины. | 09.03-13.03 | |
Раздел : Технология домашнего хозяйства – 10 ч | |
Тема1: Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2 ч) |
51.Технология закрепления настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель. | 16.03-20.03 | |
52.Технология закрепления настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель. | 16.03-20.03 | |
Тема 2: Технологии ремонтно-отделочных работ - 4 ч | |
53. Основные технологии штукатурных работ. | 30.03-03.04 | |
54.Основные технологии штукатурных работ. | 30.03-03.04 | |
55. Основные технологии оклейки помещений обоями. | 06.04-10.04 | |
56.Основные технологии оклейки помещений обоями. | 06.04-10.04 | |
Тема 3: Технологии ремонта элементов водоснабжения и канализации – 4ч |
57. Простейший ремонт сантехнического оборудования. | 13.04-17.04 | |
58.Простейший ремонт сантехнического оборудования. | 13.04-17.04 | |
59.Техническая эстетика изделий | 20.04-24.04 | |
60.Техническая эстетика изделий | 20.04-24.04 | |
Раздел : Технологии исследовательской и опытнической деятельности – 10ч |
61.Творческий проект. Понятие о техническом проектировании. Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта. | 27.04-30.04 | |
62.Творческий проект. Понятие о техническом проектировании. Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта. | 27.04-30.04 | |
63.Применение ПК при проектировании изделия. | 04.05-08.05 | |
64.Применение ПК при проектировании изделия. | 04.05-08.05 | |
65.Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. | 11.05-15.05 | |
66.Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. | 11.05-15.05 | |
67.Основные виды проектной документации. | 18.05-22.05 | |
68.Основные виды проектной документации. | 18.05-22.05 | |
69.Защита творческого проекта | 25.05-29.05 | |
70.Защита творческого проекта | 25.05-29.05 | |
Итого: | 70 часов | |
Согласовано.
Протокол заседания МО
учителей_____________
от 27.08.2019г №175д
Согласовано.
Зам.директора по УВР
__________(____________)
27.08.2019г.