СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "Формирование элементарных математических представлений". 2 младшая группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Формирование элементарных математических представлений". 2 младшая группа.»

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год

Группа №_1 детей 3-4 лет общеразвивающей направленности



Вид деятельности­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­: Формирование элементарных математических представлений.

Воспитатели: Федюкина С. Г. , Панюкова Г. Г.



Дата/№ занятия

Тема

Задачи

Краткое содержание

источники


1


«Куб и шар».

  • Закреплять умение различать и называть шар и куб независимо от цвета и величины фигур.

  • Вовлекать в разговор во время рассматривание предметов.

  • Формировать умения выполнять задания.

  • Воспитывать умение слушать воспитателя.


1 ч. Игровое упражнение«Кто к нам приехал»?

2 ч. Игровое упражнение

« Спрячь куб»

3ч. Разложить шары и кубы в коробки разного цвета.

4ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе» стр., 11

2

Понятия «большой», «маленький».

  • Знакомить детей с предметами ближайшего окружения

  • Сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим признаку величины

  • Расширять и активизировать словарный запас.

  • Воспитывать умение слушать воспитателя.


1ч. Игровой момент в гости к детям приходят 2 куклы.

2ч. Игровое упражнение

« Построим башенки».

3ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,12

3

Понятия «один», «много», «мало».

  • Формировать умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

  • Развивать представления о количестве.

  • Воспитывать желание работать во время занятия.

.


1ч. Сюрпризный момент: В гости к Кате приходят матрёшки.

Дети рассматривают матрёшек. Отвечают на вопросы воспитателя

2ч. Дети водят хоровод вокруг куклы с матрёшками.

3ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,12

4

Понятия «один», «много», «ни одного»

  • Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета;

  • Формировать умение понимать слова много, один, ни одного.

  • Развивать логическое мышление.

  • Воспитывать аккуратность во время выполнения заданий.


1ч. Петрушка приносит корзину с мячами. Дети играют с Петрушкой.

2ч. П. и. « Мой весёлый, звонкий мяч».

3ч. Итог занятия

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,13

5

Вопрос «Сколько?». Определение совокупности словами «один», «много», «ни одного»

  • Формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

  • Учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

  • Познакомить с кругом; формировать умение обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

  • Развивать внимание.

  • Воспитывать умение слушать воспитателя.

1 ч. Игровая ситуация « Подарки от куклы Маши». Детей знакомят с кругом.

2ч. Вопросы воспитателя.

3ч. Закрепление понятий «один», « много».

4ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,14

6

«Сравнение кругов по размеру – большой, маленький».

  • Закреплять умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.


  • Совершенствовать умение различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

  • Развивать счетные умения.

  • Воспитывать дружеские отношения в коллективе.

1ч. «Собираем урожай овощей».

2ч. Игра « Чудесный мешочек».

3ч. И/ у « Испечём оладушки».

4ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,15

7

Понятия «длинный - короткий», «длиннее - короче».

  • Формировать умение сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

  • Закреплять умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

  • Воспитывать желание заниматься математикой.


1ч. Игровая ситуация « Мы – весёлые ребята».

2ч. Дети определяют количество мячей в корзинах.

3ч. П. И « Догони мяч».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,16

8



Вопрос «Сколько?» Понятия «один», «много», «ни одного»

  • Формировать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

  • Воспитывать умение выполнять просьбы своих товарищей.


1ч. Игровая ситуация « Магазин игрушек».

2ч. Сравнивание длины ленточек путём наложения. .Раскладывают ленточки в коробки.

3ч. Игровое упражнение

« Завяжем коробки ленточками».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе».

стр.,17

9

«Квадрат».

  • Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

  • Познакомить с квадратом, формировать различать круг и квадрат.

  • Развивать пространственные представления.

  • Воспитывать стремление добиваться своей цели.


1ч. Игровая ситуация «Почтальон пронёс посылку».

2ч. Дети определяют цвет и форму геометрических фигур.

3ч. Игровое упражнение

« Покажи и прокати».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе» З., 3, стр., 18

10









«Различия: Круг и квадрат».

  • Совершенствовать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

  • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

  • Развивать мелкую моторику.

  • Воспитывать умение отвечать на вопросы.


1ч. Игровая ситуация « Голубой вагон».

2ч. Дидактическая игра « Почини поезд».

3ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 19

11

Понятия «длинный - короткий», «длиннее - короче», «одинаковые по длине».

  • Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

  • Совершенствовать в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

  • Развивать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

  • Воспитывать потребность в выполнении физ. минуток.


1ч. Игровая ситуация «Мы играем с колобком».

2ч. Игра « Карусели».

3ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 19

12

«Сравнение двух предметов по длине способами наложения и приложения».

  • Закреплять умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

  • Упражнять в умении различать и называть круг и квадрат.

  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

  • Развивать умение отсчитывать определенное количество предметов из группы.

  • Воспитывать желание заниматься.


1ч. Игровая ситуация «Серенькая кошечка».

2ч. Сравнивание длины карандашей способами наложения и приложения.

3ч. Подвижная игра «Найди свой домик».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 20

13

Понятия

«по много», «поровну».

  • Формировать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

  • Совершенствовать в умении ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руки.

  • Развивать умение распределять предметы по определенному признаку.

  • Воспитывать умение слушать воспитателя.


1ч. Игровая ситуация «Нарядные снеговики».

2ч. Сравнивание количества снеговиков и шапочек

3ч. Игровая ситуация « Найдём потерявшуюся варежку».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 21

14

«Понятия: длинный - короткий, длиннее – короче».

  • Формировать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.

  • Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

  • Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или форм.

  • Воспитывать желание заниматься.


1ч. Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

2ч. Сравнивание длины веточек.

3ч. Подвижная игра « Птички в гнёздышках».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 22

15

Понятия «широкий - узкий», «шире - уже»

  • Формировать умение сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

  • Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

  • Развивать умение выявлять предметы из группы по характеристическим свойствам.

  • Воспитывать желание заниматься.


1ч. Игровая ситуация «Козлята и капуста».

2ч. Подвижная игра « Козлята и волк».

3ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 23

16

Понятия «широкий – узкий», «шире – уже».

  • Формировать умение сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

  • Упражнять в сравнении двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть круг и квадрат.

  • Развивать любознательность.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.


1ч. Игровая ситуация «Ладушки - оладушки»

2ч. Сравнивание ручейков по ширине.

3ч. Подвижная игра « найди свой цветочек».

4ч. Итог занятия.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 24

17

«Треугольник».

  • Познакомить с треугольником: формировать различать и называть фигуру. Упражнять в умении сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

  • Совершенствовать навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

  • Развивать логическое мышление.

  • Воспитывать усидчивость.


1ч. Игровая ситуация «Письмо от зайки».

2ч. Игровое упражнение « Найди такую же».

3ч. Игровое упражнение

« Перепрыгнем через ледяную дорожку».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 26

18

«Сравнение двух равных групп предметов способами приложения».

  • Формировать умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

  • Продолжать знакомить с треугольником, формировать умение называть и сравнивать его с квадратом.

  • Развивать пространственные представления.

  • Воспитывать самостоятельность.


1ч. Игровая ситуация «Мы играем с матрешками».

2ч. Сравнивание квадрата и треугольника.

3ч. Дидактическая игра « Найди свой домик».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 27

19

Понятия «вверху – внизу»

  • Формировать умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

  • Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Совершенствовать в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

  • Развивать умение находить признаки сходства и различия и объединять их по этим признакам в группы.

  • Воспитывать интерес к занятиям.


1ч. Игровая ситуация «В лесу родилась елочка».

2ч. Игровое упражнение «Игрушки для ёлочки».

3ч. Игровое упражнение « Украсим ёлочку».

4ч. Итог занятия.



И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 28

20

Сравнение двух предметов по высоте. Понятия «высокий – низкий»

  • Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.

  • Закреплять навык определения пространственных направлений от себя. Упражнять в умении сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

  • Развивать память, внимание.

  • Воспитывать желание учиться считать.


1ч. Игровая ситуация «Заборчик вокруг елочки».

2ч. Игровое упражнение «Покормим воробышков».

3ч. Итог занятия.



И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 29

21

Сравнение двух предметов по высоте способами приложения и наложения.

  • Формировать умение сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

  • Закреплять навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

  • Развивать наблюдательность.

  • Воспитывать чувство коллективизма.


1ч. Игровая ситуация «Построим домики».

2ч. Сравнивание пирамидок по высоте.

3ч. Подвижная игра « Поставь машину в гараж».

4ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 30

22

Понятия «больше – меньше», «столько – сколько».

  • Формировать умение сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

  • Упражнять в умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

  • Развивать умение выделять свойства фигур (размер, форму) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

  • Воспитывать интерес к математике.


1ч. Игровая ситуация «Исправим ошибку художника».

2ч. Игровое упражнение

« Поможем снеговикам собрать пирамидку».

3ч. Итог занятия.


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 31

23

Понятия «больше – меньше», «столько – сколько», «поровну».

  • Формировать умение сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.

  • Упражнять в умении различать и называть круг, квадрат, треугольник.

  • Развивать умение выявлять закономерности в расположении фигур и продолжать ее.

  • Воспитывать интерес к математике.


1ч. Игровая ситуация «Котята в корзине».

2ч. Игровое упражнение « Угости мишку».

3ч. Подвижная игра « Найди такую же фигуру».

4ч . Итог занятия.




И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 33

24

«Закрепление способа сравнения двух предметов по длине и высоте».

  • Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше.

  • Упражнять в сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

  • Развивать зрительную память.

  • Воспитывать потребность в выполнении физ. минуток.


1ч. Игровая ситуация «Автомобили и гаражи»

2ч. Сравнивание дорожек по длине.

3ч. Итог занятия

И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 34

25

«Сравнение двух групп предметов способами наложения и приложения. Части суток: день – ночь».

  • Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько,

больше – меньше.

  • Упражнять в умение различать и называть части суток: день, ночь.

  • Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

  • Воспитывать желание заниматься.


1ч. Игровая ситуация «Строим скворечники для птичек».

2ч. Игровая ситуация «Угостим птичек зёрнышками».

3ч. Подвижная игра « День- ночь»

4ч. Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 35

26

«Различие количества звуков на слух (много и один)».

  • Совершенствовать способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Закреплять умение различать количество звуков на слух (много и один).

  • Упражнять в умении различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

  • Развивать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.

  • Воспитывать интерес к занятиям..

1ч. Игровая ситуация «Поможем героям сказок».

2ч. Игровое упражнение « Закрой двери домика».

3ч. Подвижная игра « Поросята и волк».

4ч. Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 36

27

«Геометрические фигуры»

  • Формировать умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

  • Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

  • Развивать логическое мышление.

  • Воспитывать усидчивость.


1ч. Игровая ситуация «В гостях у Маши и Даши».

2ч. Игровое упражнение « Бусы для кукол».

3ч. Игровое упражнение

«Столько – сколько».

4ч. Игра « Найди пару».

5ч. Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 37

28

«Пространственные направления от себя.

Понятия впереди-сзади, слева-справа».


  • Формировать умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. Закреплять умение различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

  • Развивать умение группировать предметы по общему признаку.

  • Воспитывать умение слушать воспитателя.


1ч. Игровая ситуация «Цирковое представление».

2ч. Игра « Подбери большие и маленькие предметы».

3ч. Игра « Где звенит погремушка?».


4ч. Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 38

29

«Одно и много движений».

  • Формировать умение различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

  • Совершенствовать в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

  • Закреплять навык составления группы предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

  • Развивать пространственные представления.

  • Воспитывать самостоятельность.


1ч. Игровая ситуация «Мы играем».

2ч. Дети выполняют задания куклы и мишки.

3ч. Игра « Продолжи ряд».

4ч. Итог .Воспитатель выясняет

«Сколько шариков у детей? А сколько у мишки?»


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 39

30

«Части суток: утро – вечер».

  • Формировать умение воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

  • Упражнять в умение различать и называть части суток: утро, вечер.

  • Развивать память, внимание.

  • Воспитывать умение оказывать помощь товарищу.


1ч. Игровая ситуация «Бабочка и цветочек»

2ч. Игровая ситуация « Строимся на зарядку».

3ч. Игра « Когда это бывает».

4ч. Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 40

31

Пространственное расположение предметов. Предлоги «на», «под»

  • Формировать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

  • Совершенствовать навык сравнения двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

  • Формировать умение определять пространственное расположение предметов,

используя предлоги на, под, в и т. д.

  • Развивать фантазию, воображение.

  • Воспитывать интерес к окружающему.


1ч. Игровая ситуация «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки».

2ч. Сравнивание кукол по величине.

4ч. Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 41

32

«Закрепление названий фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб».

  • Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

  • Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

  • Формировать умение определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

  • Развивать слуховую память.

  • Воспитывать умение услышать не правильный ответ и исправить его.


1ч Упражнение «Пришиваем пуговицы к кофточке»

2ч. Игра « Продолжи ряд».

3. Игра « Найди пару».

4ч. . Итог занятия


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 42

33

«Закрепление называний фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб».


  • Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

  • Развивать мышление.

  • Воспитывать усидчивость.


1ч. Игра «Найди лишнюю фигуру».

2ч Упражнение «Построим фигуру».

3ч. Игра « Чудесный мешочек».


И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе»

стр., 42

33-34

Повторение.

Повторение пройденного с учётом усвоения программного материала