СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование ознакомление с окружающим и развитие речи (интегрированный курс)в группе компенсирующей направленности для воспитанников с овзЗПР 5-6 ЛЕТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарное планирование по ознакомлению с окружающим миром и природой, речевое развитие в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ (ЗПР) 5-6 лет

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование ознакомление с окружающим и развитие речи (интегрированный курс)в группе компенсирующей направленности для воспитанников с овзЗПР 5-6 ЛЕТ»











Календарно-тематическое планирование


ОО Познавательное развитие. ОО Речевое развитие.

Ознакомление с окружающим миром и природой (интегрированный курс).

(старшая группа)

















Сентябрь 1 неделя. Тема: «Детский сад»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Название и назначение основных помещений детского сада(групповая комната, музыкальный и спортивный зал, кухня, кабинет и др.)

Название профессий работников д.с.

Правила поведения в учреждении.

Игры и упражнения

На развитие зрительной памяти и пространственных ориентировок..

Словарь

Номинативный и предикативный (Кто?, Что делает?)

Формирование умения

Составлять простое предложение по модели "Кто? « что делает?».



Сентябрь 2 неделя. Тема: «Ранняя осень»

Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Смена времен года их взаимосвязь. Период – ранняя - начало осени.

В погоде – незначительное похолодание; в неживой природе – измените окраски листьев и трав; в живой природе – уменьшение кол-ва насекомых, сбор урожая, изменения в одежде.

.

Игры и упражнения:

«Выбери картинки об осени», «Разложи по порядку» (сюжетные картинки), «Что сначала, что потом?», «Сложи картинку», «Что изменилось?».

Словарь

Номинативный и предикативный словарь по теме.

Признаки: желтый, ранняя, хмурая, холодный и др.

Грамматика

употребление конструкций:

- множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

- образовывать уменьшительно-ласкательные формы сущ.

Развитие диалогической речи (ответы на вопросы) беседа по тексту (картине).






Сентябрь 3 неделя. Тема: «Овощи»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие – овощи, огород, урожай, плоды, грядка.

Узнавать и называть распространенные виды овощей (помидор, огурец, лук, капуста, картофель, морковь).

Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина. Вкусовые особенности и варианты употребления их в пищу.

Игры и упражнения

«Разложи по группам»(цвет, форма, величина), «Подбери символы к плодам» (работа с символикой)«Четвертый лишний», «Отгадай», «Продолжи предложение», «Сравни», «Чего не стало?», «Какой, какая, какие?», «Огород», «Дорисуй», «Угадай на вкус», «Чего не бывает?» (какой овощ не бывает красным и т.д.).


Словарь

Номинативный и предикативный словарь по теме.

Действия: выдергивать, копать, срезать, собирать, заготавливать.

Слова-антонимы: кислый - сладкий, большой – маленький…

Признаки:

Цвета, размер.

Грамматика

- употребление конструкций:

Винительного падежа - «кто? – что делает? – что? (Миша ест огурец).

Дательного падежа «кто? – что делает? – что? – Кому?» (Мама дала помидор дочке).

- относительные прилагательные;

-согласовывать существительные с числительными и местоимениями (мой, моя, мое);

- образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы сущ.

Формирование умения

Составлять простое предложение по модели "Кто? « что делает?».

Развитие диалогической речи: беседа по тексту.

Составление предложений по демонстрируемому действию.








Сентябрь 4 неделя. Тема: «Фрукты»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие – фрукты, сад, урожай, плоды, плодовое (фруктовое дерево).

Узнавать и называть распространенные виды фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан).

Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина. Вкусовые особенности и варианты употребления их в пищу.

Игры и упражнения

«Разложи по группам» (цвет, форма, величина), «Подбери символы к плодам» (работа с символикой)«Четвертый лишний», «Отгадай», «Продолжи предложение», «Сравни», «Чего не стало?», «Какой, какая, какие?», «Огород», «Дорисуй», «Угадай на вкус», «Чего не бывает?» (какой овощ не бывает красным и т.д.).


Словарь

Номинативный и предикативный словарь по теме.

Действия: выдергивать, копать, срезать, собирать, заготавливать.

Слова-антонимы: кислый - сладкий, большой – маленький…

Признаки:

Цвета, размер.

Грамматика

- употребление конструкций:

Винительного падежа - «кто? – что делает? – что? (Миша ест яблоко).

Дательного падежа «кто? – что делает? – что? – Кому?» (Мама дала яблоко дочке).

- относительные прилагательные;

-согласовывать существительные с числительными и местоимениями (мой, моя, мое);

- образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы сущ.

Формирование умения

Составлять простое предложение по модели "Кто? « что делает?».

Развитие диалогической речи: беседа по тексту.

Составление предложений по демонстрируемому действию.









Сентябрь 5 неделя. Тема: «Деревья»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обещающее понятие «деревья», их сходство и различия, части дерева. Названия распространенных деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель).

Понятия «лиственное» и «хвойное» дерево.


«Четвертый лишний», «Подбери пару»(лист, плод к дереву), «Продолжи ряд» (цветовая и видовая закономерность), «Нарисуй по точкам», «Найди такой же», «Разложи листья (пространственная ориентировка), «Какого листочка не стало?», Запомни и повтори цепочку» (слова, картинки). «Какое дерево я загадала?», « Какие листочки спрятались» («зашумленные» картинки).



Словарь.

Понятия: названия деревьев, их частей.

Действия: облетают, шуршат, краснеют, желтеют, растут и т.д.

Признаки: цвет, форма листьев.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов (береза, клен – деревья – растения).

Грамматика

Упражнять:

- образовании относительных прилагательных от названий деревьев (клен - кленовый),

-в согласовании числительных с существительными и прилагательными (пять листочков, клиновые листочки).

Закреплять употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме (ель-елочка …),

Упражнять в употреблении простых предлогов в, на, между, под, за, с.



1. Загадывание загадок, чтение стихотворений.

2. Развитие диалогической речи: беседа по тексту.

3. Проговаривание словосочетаний из рассказа.

6. Упр. на развитие корд. речи с движениями «Станем мы деревьями»







Октябрь 1 неделя. Тема: Золотая осень


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Период – середина осени; место «золотой осени» в сезоне; переносный смысл понятия «золотая осень»

Отличительные изменения «золотой осенью»:

-в погоде (существенное похолодание, небо серое, покрытое облаками, дует холодный ветер, моросящие дожди);

- неживая природа: (изменение окраски деревьев, кустов, трав, увядание цветов и трав);

- в живой природе (исчезновение насекомых, отлет птиц, изменение в одежде людей, утепление жилища).

Игры и упражнения

«Сравни картинки» (лето, осень, ранняя осень - золотая), «Наряди дерево»( ранняя осень - золотая), «Подбери нужный предмет для осени» (зонт, бабочка, желтый, зеленый листья, плащ, сандалии, панамка, резиновые сапоги), «Выделение четвертого лишнего на слух» (осень, осень, лето, осень; красный, красный, желтый, красный ит.д.), «Подбери картинки-символы к времени года».

Расширять лексический запас:

Понятий – листопад, похолодание, заготовка, отлет, утепление, погода;

Признаков – золотая, холодный, моросящий, серый, засохший, сухой, мокрый, хмурый.

Действий – моросит, льет, засыхает, срывает, дует, прячется, улетают, хмурится.

Активизировать словообразовательные процессы:

Уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Словоизменение – единственное и множественное число существительных в И.п., Р.п. (трава-травы-трав).

Подбор действий к понятиям и наоборот.

Подбор эпитетов к понятиям и наоборот.

Чтение и заучивание стихотворений и загадок об осени.

Рассматривание картин и составление рассказов по образцу логопеда.






Октябрь 2 неделя. Тема: «Ягоды»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие –ягоды –растения. Части растения: веточка, цветок, листья, ягоды, корень.

Понятия –лесные, садовые ягоды. Названия ягод: клубника, смородина, малина, земляника, черника.

«Четвертый лишний» (цвет, форма, величина), «Проведи дорожки», «Чего не стало», «Сложи картинку», «Выделение четвертого лишнего на слух» (Ягода, ягода, фрукт, ягода; красная, красная, желтая, красная ит.д.),

Словарь.

Понятия: названия ягод и их частей. Действия: собирать, складывать, варить, заготавливать. Признаки: цвета, форма, величина, вкус, садовые, лесные и т.д.

Наречия: далеко, близко, рядом.

Грамматика

Подбор антонимов (кислая – сладкая, твердая – мягкая, большая – маленькая).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Словоизменение – единственное число существительных в И.п., Р.п.(черника – черники); учить образовывать прилагательные от существительных (клубника –клубничный) согласование в роде (клубничный пирог, клубничная начинка, клубничное варенье). Упражнять в употреблении предлогов в, на, между, под.

Заучивание загадок.

Составление рассказа по вопросам логопеда.






Октябрь 3 неделя. Тема: «Грибы»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «грибы» (растут в лесу, на земле, летом и в начале осени).

Части гриба: ножка, шляпка, грибница.

Название распространенных грибов с объяснением их происхождения (подосиновик – растет под осинами).

Съедобные и несъедобные грибы их признаки.

Способы употребления грибов в пищу.

Правила сбора грибов.


Игры и упражнения.

«Четвертый лишний», «Собери картинку», «Разложи по группам» (съедобные и несъедобные), «Подбери пару» (дерево – гриб), «Узнай по описанию», «Чего не стало», «Где спрятался гриб?», «Один – много».


Словарь.

Понятия: названия грибов и их частей.

Действия: собирать, складывать, срезать, сушить , варить, мариновать готовить и т.д.

Признаки: белый, рыжий, крепкий, чистый, съедобный, грибной и т.д.

Наречия: далеко, близко, рядом.

Грамматика

Упражнять в согласовании сущ. с числительными в именительном и родительном падеже (1 гриб, 3 гриба, 5 грибов и т. д).

Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных (гриб – грибной).

Упражнять в употреблении предлогов в, на, между, под.

Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои)

1. Загадывание и заучивание загадок, чтение стихотворений о грибах.

2.Составление рассказа по картине с опорой на вопросы логопеда.

3. Проговаривание предложений из рассказа.











Октябрь 4 неделя. Тема: «Человек»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Названия частей тела и их назначение. Части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, волос, длина носа и т.д.).

Понимание и осознание своего возраста и пола (ребенок – мальчик).

Охрана здоровья и гигиена тела, предметы гигиены.

«Сравни лица», «Дорисуй, чего не хватает», «Будь внимателен, покажи» (выполнение речевых инструкций), «Чего один, чего два», «Что для чего?»
(мыло, полотенце, расческа, зубная щетка). Упражнения на пространственную ориентировку (лево-право, верх-низ, впереди-позади).

«Добавь слово» (ушами - …, моргать …)

Словарь

Понятия: названия частей тела и предметов гигиены.

Признаки: цвет глаз, формы частей тела, волосы (светлые, темные, прямые, кудрявые).

Действия: поднимать, опускать, мыть, расчесывать, чистить, вытираться, поворачивать, сгибать, разгибать и т.д.

Грамматика.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Словоизменение – множественное число существительных в Р.п.

Употребление антонимов.

Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными.

Заучивание загадок по теме.

Ответы на предложенные вопросы полным предложением.











Ноябрь 1 неделя. Тема: «Игрушки»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие.

Название распространенных игрушек, особенности их внешнего вида (форма, цвет, части).

Материал для изготовления игрушек (мех, резина, пластмасса, дерево).

Игровые действия.

Правила обращения с игрушками.



Игры и упражнения

«Узнай целое по части», «Дорисуй игрушку», «Узнай на ощупь», «Четвертый лишний», «Найди недостающую игрушку», «Сравни игрушки», «Разложи картинки по порядку» (серия сюжетных картин), «Сложи картинки» (разрезанные)

Словарь

Понятия: игрушка, части игрушки.

Признаки: материал для изготовления, мягкий, гладкий и др.

Действия: катать, бросать, качать, играть и др.

Грамматика.

Единственное и множественное число существительных в И.п., Р.п. (мяч –мячи - мячей).

Конструкции творительного падежа «Кто с чем? Кто с кем?»

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои ) и числительными.

Использование антонимов.

Упражнять в употреблении предлогов в, на, между, под.


Заучивание стихов А. Барто.

Сравнительное описание двух игрушек по вопросам логопеда.






Ноябрь 2 неделя. Тема: «Посуда»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «посуда».

Названия распространенных предметов посуды, их назначения. Соотнесенность посуды и блюд.

Разделение понятий «посуда» на столовую, кухонную, чайную.

Материалы для изготовления посуды.

Правила обращения с посудой, уход за ней.


«Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Что из чего?». «Часть - целое». «Плохо - хоро­шо». «Подбери пару» «Ма­ленькая хозяйка». «Сравни». «Что где?» (задание на простран­ственное расположение предметов). «Что было на столе?» (на развитие зрительной памяти).

«Продолжи ряд» (наглядный и вербальный вариант.

«Добавь слово» (варят в …, жарят в …)

Словарь.

Понятия: посуда, тарелка, кастрюля и др. по теме. Названия деталей: ручка носик донышко, стенка, ручка.

Названия материалов: фарфор, стекло, глина, дерево.

Действия: готовить, жарить, ва­рить, мыть, вытирать, сушить и т.д.Признаки:

чистые, грязные, сухие, фарфоровые и т.д. + цвет, форма.

Грамматика.

Образование прила­гательных от суще­ствительных (фарфор-фарфоровая).

Употребление падеж­ных конструкций един­ственного и множе­ственного числа (чашка-чашки-чашек).

Употребление пред­логов (в, на, под). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными.


Заучивание стихов и загадок по теме. Составление описательных и сравнительных рассказов по плану.



Ноябрь 3 неделя. Тема: «Продукты питания»

Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

понятия «еда», «пища», «продукты», «напиток».

Где продаются продукты.

Распространенные названия блюд: суп, каша, пюре, котлета, макароны, салат, компот, сок, морс, пироги ит.д.

Основные группы про­дуктов: молочные, мяс­ные, рыбные, хлебобу­лочные, овощные, конди­терские.

Значимость питания.

Завтрак, обед, полдник, ужин - временное обо­значение приемов пищи

«Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Что из чего?». «Часть - целое». «Плохо - хоро­шо». «Съедобное - несъедобное» (сырое - вареное). «Составь пару» (хлеб - нож, суп - пова­решка: наглядный и вер­бальный вариант). «Най­ди ошибку» (суп разли­ли по стаканам; котлеты поджарили в кастрюле; стакан порвался). «Ма­ленькая хозяйка». «Сравни». «Что где?» (задание на простран­ственное расположение предметов). «Что было на столе?» (на развитие зрительной памяти).

Логические вопросы: Чашку разбили вместе с тарелкой - что разбили раньше?



Словарь.

Понятия: продукты, пища, напит­ки, еда, крупа и т.д. по теме.

Действия: готовить, накрывать, жарить, ва­рить, тушить, подо­греть, вскипятить, про­бовать, нарезать и т.д.

Признаки: вкусный, полезный, сочный, мо­лочный, горячий, твер­дый и т.д.

Образование прила­гательных от суще­ствительных (мясо - мясной, рыба - рыб­ное).

Употребление падеж­ных конструкций един­ственного и множе­ственного числа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными.

Употребление пред­логов (в, на).


Заучивание стихов и загадок по теме.

Составление предложений по предъявленному действию.







Ноябрь 4 неделя. Тема: «Одежда»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «одежда» и ее назначение. Название распро­страненных предметов одежды. Одежда верхняя и нижняя (белье).

Детали одежды и фурнитура. Одежда для мальчиков и девочек.

Различия одежды по сезону. Материалы для изготовления и уход за одеждой.

Игры и упражнения

«Найди и раскрась пары» (найти такую-же). «Перепутанные картинки» (наложенные изображения), «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?» (часть одежды). «Чего не стало?», «Запомни ряд» (наглядный и вербальный вариант), «Оденем Олю на прогулку», «Из чего сшито?»

Словарь.

Понятия:

- название предметов одежды (свитер, юбка и т.д.), их деталей (воротник, пояс и т.д.)

- названия материалов (мех, кожа ит.д.)

Действия: одевать, надевать, снимать, стирать, застегивать и т.д.)

Признаки: теплая, красивая, удобная, цвета, женская и т.д.

Грамматика.

Употребление падеж­ных конструкций един­ственного и множе­ственного числа (И.п., Р.П.) «Что без чего? Чего нет?».

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными.

Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».

Составление описательных рассказов по предметной картинке с опорой на таблицу-схему.

Заучивание стихов и загадок по теме.

Составление сложных предложений с противительным союзом а.










Декабрь 1 неделя. Тема: «Обувь»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «обувь», назначение. Название и характер­ные особенности распро­страненных видов обуви (кроссовки, ботинки, сапоги, сандалии, туфли...). Сезоннная обувь, мужская, женская, детская.

Детали обуви и их назначение: каблук, замок, шнурок, мысок.

Место производства обуви (обувная фабрика - обув­ная мастерская). Правила ухода за обувью.


Игры и упражнения

«Раскрась пары» (что носят парой?). «Угадай, сколько че­ловек» (по количеству обуви). «Четвертый лишний», «Что без чего?», «Сложи картинку», «Найди такой же», «Чего не стало?», «Соедини точки», «Запомни и повтори» (ряд слов, картинок)



Словарь. Номинативный (названия обуви и деталей)

Действия: обувать, снимать, завязывать, развязывать, застегивать, расстёгивать, сушить, чистить.

Признаки: резиновые, кожаные, удобная, высокий, нарядная, мягкие, новые, старые, чистые, грязные.

Грамматика.

- употребление сущ. родительного падежа в ед. и мн. числе

- употребление анто­нимов (надеть - снять, обуться – разуться, чистый-грязный);

- образование относи­тельных прилагатель­ных (кожа - кожаннный и т.д.);

- согласование существительных с местоимением (мой, моя, мои, мое) и числительными.

- употребление приставочных глаголов (развязывать, завязывать и др.)

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

-употребление формы глаголов прошедшего времени (надел, снял, и др.)

Развитие связной речи.

Заучивание загадок;

Составление сложных предложений с противительным союзом а.

Составление описательных рассказов по предметной картинке с опорой на таблицу-схему.

Цель. Закреплять навыки составления рассказа-описания по предметной картине с опорой на наглядный картинный план.





Декабрь 2 неделя. Тема: «Семья»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Понятие «семья» (люди-родственники, живут в одной квартире, заботятся друг о друге). Родственные отношения людей в семье. Ролевые отношения членов семьи и их основные обязанности (связь с возрастом и полом). Семейные праздники. Обязанности детей в семье.

Игры и упражнения

«Составь свою семью» (по схеме), «Кем был мальчик, кем была девочка?», «Сравни картинки» (две семьи), «Что сначала, что потом?», «Кто моложе, кто старше?», «Раздели по группам» (по возрастному и половому признаку, родители – дети).

Словарь.

Номинатив­ный: семья, мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, родственники, имя, фамилия, дом, квартира, забота.

Действия: живут, заботятся, ухаживают, готовят, отвечают и др.

Признаки: дружные, веселые, молодой, старый, взрослый, пожилой, детский.

Грамматика:

-Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами О, С, ЗА.

- подбор и употребление анто­нимов (молодой-старый);

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- согласование существительных с числительными.

- употребление местоимений (моя-твоя, мой-твой, мои- твои).


Развитие связной речи.

Составление сложных предложений с противительным союзом а;

Сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Составление рассказов по сюжетной картинке.







Декабрь 3 неделя. Тема: «Зима»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Место зимы среди других времен года (до…, перед…, после…).

Приметы зимы:

- погоде: снегопад, морозы, лед на водоемах; метели, солнце светит, но не греет;

- в неживой природе: деревья спят, нет движения соков; вечнозеленые деревья.

- в живой природе: птицы замолкают, перебираются ближе к человеку, зимняя одежда у людей, уборка снега.


Игры и упражнения

«Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор»; «Разложи времена года по порядку»; «Хорошо-плохо»; «сравни по картинке времена года»; «Найди ошибки художника»; «Найди отличия, что изменилось?»


Словарь.

Номинатив­ный и предикативный словарь по теме.

Признаки: снежный, зимний,морозное, ледяная, белая, белоснежная, холодный и т.д.

Грамматика:

Согласование понятий с признаками;

Антонимы (холодный-теплый, зимний-летний, много-мало);

- образование и употребление относи­тельных прилагатель­ных (снег - снежный);

Согласование существительны с глаголами и числительными.

Развитие связной речи.

Работа над предложением (распространение однородными членами).

Учить задавать вопросы по картине.

Стихи и загадки по теме.













Декабрь 4 неделя. Тема: «Новый год»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Представление о празднике: особенности и традиции праздника - елка, Д.М., Снегурочка.

Подготовка к новогоднему празднику: украшение группы, приготовление подарков близким т т.п. Прием гостей, правила поведения.


Игры и упражнения

«Что сначала, что потом?» (сюжет «Новый год»); «Что изменилось?», «Сравни картинки», «Собери картинку»(предметно-сюжетный вариант), «Перепутанные картинки», «Запомни слова», «Раскрась картинки, которые запомнил» (можно по тексту)


Словарь.

Номинативный: маскарад, хоровод, хлопушка, серпантин, конфетти, Д.М., Снегурочка, поздравления …

Действия: поздравлять, наряжать, веселится, дарить, танцевать, кружиться, водить хоровод.

Признаки: новогодний, праздничный, нарядный, радостный, веселый…

Граммати­ка.

Употребление предлогов и предложно-падежный конструкций (В, НА, ПОД, У);

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Согласование сущ. с числит-ми.

Антонимы (злой – добрый, высокий – низкий, большой – маленький и др.)

Подбор эпитетов к понятиям.

Стихи, загадки.

Составление рассказов по серии картин.

Пересказ коротких текстов.





Январь 2/3 неделя. Тема: «Зимующие птицы (сорока – воробей, ворона – синица)»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Понятие «зимующие птицы», обобщающее понятие «птицы».

Причины зимовки птиц (теплое оперение, способность питаться в условиях зимы).

Названия распространенных зимующих птиц. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.

Место проживания зимой и в другие сезоны.

Забота о птицах в зимнее время (кормушка, корм).

Игры и упражнения

«Сложи картинки» (осколочные); «Узнай по части целое»; «Кого не стало?»; «Четвертый лишний»; «Сравни птиц»; «Кто, где?», «Дорисуй птицу»; «Докажи, что это птица» (работа с сиволикой); «Кого здесь быть не может»

Словарь.

Понятия. Названия птиц и частей их тела.

Действия: зимуют, голодают, нахохлился, распушился, клюет, скачет, прыгает и др. Признаки: зимующие, голодные, сытые, суетливые, быстрый и др.

Грамматика.

Подбор действий и признаков к понятиям и наоборот.

Образование приставочных глаголов: пере…, у…, за…, вы…, под…., с….

Употребление предлогов и предложно-падежный конструкций (В, НА, ПОД, У);

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Антонимы (высокий – низкий, большой – маленький и др.)

Стихи, загадки о птицах.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление и пересказ коротких текстов с использованием мнемотаблиц «Зимующие птицы». Составление описательных рассказов по алгоритму.




Январь 4 неделя/Февраль 1 неделя. Тема: «Дикие животные (медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк)»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Понятие «дикие животные», обобщающее понятие «животные».

Названия диких животных. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, детеныши, название жилища. Подготовка к зиме. Место проживания зимой и в другие сезоны.

Польза в природе.


Игры и упражнения

«Сложи картинки» (осколочные); «Узнай по части целое»; «Кого не стало?»; «Четвертый лишний»; «Сравни животных»; «Кто, где?», «Дорисуй животное (чего не хватает?)»;

«Кто у кого?»; «Кто кем был?» «Кому, что нужно?», «Кто, где живет?», «Узнай по описанию», «Запомни ряд», «Кого не стало?», «Кто, где находится?», «Узнай по следам», «Изобрази животное»

Словарь.

Номинативный : названия животных, их детенышей, частей тела, названия жилища.

Предикативный: звукоподача, повадки животных.

Признаки: окраска шерсти, неуклюжий, опасная, прыгучая, ловкая, хищ­ная, осторожная, колючий.

Грамматика:

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Употребление существительных в творит. падеже.

Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Употребление предлогов (В, НА, ПОД, У);

Подбор действий и глаголов-звукоподражаний.

Подбор эпитетов к понятиям.



Составление сложносочиненных предложений с союзами И, А.

Составление коротких описательных рассказов по алгоритму.

Пересказ коротких текстов.

Заучивание стихов и загадок по теме.


Февраль2/3 неделя. Тема: «Домашние животные (корова, лошадь, свинья/ кошка, собака»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Вторая неделя - обобщающее понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилища и ухаживает за ними);

корова, лошадь, свинья.

Третья неделя – кошка, собака.

Названия распространенных домашних животных (корова, лошадь, свинья, кошка, собака).

кошка, собака.

Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способы передвижения, особенности частей тела, детеныши, название жилища.

Игры и упражнения

«Назови жи­вотных» (наложенные изображения).

«Сложи картинки» (осколочные); «Узнай по части целое»; «Кого не стало?»; «Четвертый лишний»; «Сравни животных»; «Кто, где?», «Дорисуй животное (чего не хватает?)»;

«Кто у кого?»; «Кто кем был?» «Кому, что нужно?», «Кто, где живет?», «Узнай по описанию», «Запомни ряд», «Кого не стало?», «Кто, где находится?», «Кто как кричит?», «Накорми животное», «Убавилось-прибавилось».



Словарь.

Номинативный : названия животных, их детенышей, частей тела, названия жилища.

Предикативный: звукоподача, повадки животных + заботиться, ухаживать, доить, кормить.

Признаки: окраска шерсти, мягкая, полосатая, пятнистая, рогатая, злая, ласковая, домашняя, осторожная.

Грамматика:

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Употребление существительных в творит. падеже.

Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, без,около);

Подбор действий и глаголов-звукоподражаний.

Подбор эпитетов к понятиям.


Пересказ коротких текстов.

Составление описательных и сравнительных коротких рассказов.

Составление рассказов по сюжетной картине.

Заучивание загадок и стихов по теме.

Февраль 4 неделя. Тема: «Домашние птицы. Петушок с семьей»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Понятие «домашние птицы», различение с понятием «домашние животные».

Названия птиц: петух, крица, цыпленок. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, название жилища.

Польза человеку.


Игры и упражнения.

«Узнай по контуру»; «Чья тень?», «Кто где?», «Сложи картинку», «Узнай по части», «Сколько птиц за забором?», «Что сначала, что потом?»(крица, яйцо, цыпленок), «Часть-целое»,

«Что изменилось (Кого не стало?)», «Подбери пару» (кошка-котенок, курица-…).

Словарь.

Номинативный : названия птиц, семьи, птенцов, частей тела, названия жилища, птичница, яйцо, корм, зерно и т.д.

Предикативный: звукоподача, повадки животных (нахохлиться, разгребать и др.).

Признаки: окраска, задиристый, гордый, заботливая, беспокойная, пушистый, длинный, короткий и др.

Грамматика:

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Употребление притяжательных прилагательных (куриный, петушиный).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, около);

Подбор действий и глаголов-звукоподражаний.

Подбор эпитетов к понятиям.

Составление описательных и сравнительных коротких рассказов.

Составление рассказов по сюжетной картине «Курица с цыплятами».

Пересказ рассказа

К.Д. Ушинского «Петушок с семьей»

Заучивание загадок и стихов, сценок, диалогов по теме.





Март 1 неделя. Тема: «Весна. 8 марта – Мамин день»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Место весны среди других времен года (после зимы, перед летом)

Признаки ранней весны:

- в погоде: потепление, капель, сосульки, проталины, солнце начинает пригревать;

- в неживой природе: изменение свойств снега (рыхлый, темнеет, сырой);

- в живой природе: небольшое оживление среди птиц, прилет грачей, изменение в одежде людей.

Первый весенний праздник, его традиции, поздравление всех женщин.


Игры и упражнения

«Собери картинку» (несложный сюжет о весне).

«Что изменилось?» , «Подбери картнки-символы к иллюстрации «Весна»»; «»Что сначала, что потом?» (весна, 8 марта), «Сравни картинки», «Найди ошибки в предложении», «Назови ласково» (ласковое слово для мамы), «Подбери подарок маме».


Словаръ

Номинатив­ный: сосульки, проталины, капель, таяние, оживление, помощник (ца), поздравления, подарки. Предикативный: греет, тает, светит, капает, поют, щебечут, поздравлять, дарить, обнимать, заботиться и др.

Признаки: яркий, рыхлый, солнечный, любимая, дорогая, заботливая, ласковая, нежная и т.д..

Грамматика

употребление слов с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами;

- подбор эпитетов к понятиям и наоборот (ручей - …, солце - …);

-согласование суще­ствительного, прилага­тельного, числительно­го (один маленький цве­ток);

- подбор антонимов;

- Употребление предлогов (С, О) и падежных конструкций (твор., дат., предл., падежей)

Заучивание загадок и стихов, сценок, диалогов по теме.

Составление описательных коротких рассказов по алгоритму.

Составление рассказов по сюжетной картине и серии картин.

Составление поздравлений.


Март 2/3 неделя Тема: «Перелетные птицы (грач, скворец)»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «перелетные птицы», (перелетают в теплые края и возвращаются).

Причина отлета и прилета. Названия распространённых перелётных птиц: грач, скворец, ласточка, журавль, кукушка. Внешние характерные признаки: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, название жилища, названия частей тела.

Польза птиц для природы и человека.


«Узнай по контуру»; «Чья тень?», «Кто где?», «Сложи картинку», «Узнай по части», «Сколько птиц на картинке?», «Четвертый лишний», «Часть-целое»,

«Что изменилось (Кого не стало?)», «Добавь слово» (собака в будке, грач в …), «Сравни птиц», «Найди различия».

Словарь.

Понятия: названия птиц, частей тела, жилища.

Действия: улетают, прилетают, возвращаются, строят, выводят, вьют, поют.

Признаки: перелетные, сытые, черные, блестящие.

Наречия: весело, осторожно, высоко, громко, ловко.

Грамматика:

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Употребление притяжательных прилагательных (птичий).

Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, около);

Употребление приставочных глаголов (улетел, вылетел, залетел и др.) Подбор прилагательных к понятиям и наоборот.

Заучивание загадок и стихов по теме.

Составление описательных и сравнительных коротких рассказов по алгоритму и по картине.








Март 4 неделя. Тема: «Мебель»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «мебель». Названия распространенных предметов мебели, их назначение. Материал для изготовления мебели. Место для изготовления и продажи.

Части мебели и ее детали (ручка, ножка, подлокотник и др.) Различение мебели от электроприборов и частей комнаты (дверь, окно…).

Игры и упражнения

«Четвертый лишний», «Расставь мебель в комнате», «Что, без чего?», «Перепутанные картинки», «Узнай по части», «Продолжи ряд» (найди недостающий предмет), «Часть и целое» (вербальный вариант: дверь – часть комнаты, дверца – часть шкафа), «Запомни ряд (зрительный и слуховой вариант)», «Подбери по форме».

Словарь.

Номинативный словарь по теме.

Предикативный: сидеть , лежать, ставить, расставлять, передвигать, покупать, отдыхать, спать и др.

Признаки: деревянный, железная, красивая, мягкая, удобная, прямоугольный, круглый, квадратный, высокий, низкий, детская, взрослая и др.

Грамматика.

Употребление множественного числа сущ. в род. падеже;

Согласование сущ. с числит-ми (1, 3, 5), и местоимениями (мой, моя,мои).

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Употребление предлогов (С, В, НА, ПОД, У, без, около);

Употребление глаголов с приставками -рас-, -пере-, -по-.

Употребление антонимов.


Заучивание стихов и загадок по теме.

Составление рассказов по картине «Уборка в доме, «Мебельный магазин »,

Составление описательных и сравнительных коротких рассказов по алгоритму и по картине.








Март 5 неделя. Тема: «Транспорт в городе»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «транспорт».

Наименование распространенного транспорта: автомобиль, грузовик, автобус, трамвай, троллейбус.

Группы транспорта: грузовой, пассажирский – наземный.

Детали, части транспорта (колеса, кабина, кузов, багажник, двери, руль, сиденья и т.д.).

Профессии людей, управляющие транспортом.

Правила дорожного движения (сигналы светофора, переход через улицу).

Правила поведения в транспорте.

Игры и упражнения

«Перепутанные кар­тинки». «Четвертый лишний». «Подбери пару». «Дорисуй». «Про­должи ряд». «Запомни в тексте». «Опасные ситу­ации» (какая ошибка была допущена?). «Чего не хватает?», «Найди такой же», «Сравни».

Словарь. Понятия: транспорта, деталей, профессий; бензин, ток, пассажир.

Действия: ехать, перевозить, заводить, грузить, входить, выходить и др.

Признаки: электри­ческий, удобный, опас­ный, грузовой, легковой, пассажирский и т.д.

Наречия: опасно, бы­стро, удобно.

Грамматика.

Употребление падежных конструкций с предлогами по, из, около, в, за.

Согласование место­имений мой, моя, моё с существительными.

Употребление антонимов: зашел-вышел, загрузил-выгрузил и др. Согласование существительных в ед. и мн. числе с глаголами (машина едет, машины едут). Употребление существит. в ед.числе в родит. падеже (что без чего?)


Заучи­вание загадок и стихов по теме.

Составление описательных и сравнительных рассказов по алгоритму.

Составление коротких рассказов по сюжетной картине.

Апрель 1 неделя. Тема: «Профессии»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Понятие «профессия, работа», значение для чело­века (общественная польза).

Названия распростра­ненных профессий (врач, повар, строитель, прода­вец и т.д.), их обществен­ная значимость. Орудия труда и меха­низмы, помогающие в ра­боте, спецодежда.

Материалы, использу­емые при работе. Профессии родителей и сотрудников д/с.


Игры и упражнения: «» «Подбери пару» (орудия труда - профессия), «Нелепицы», «Что лишнее?» (маляр, кисть, молоток, краска), «Спутанные картинки», «Узнай по тени», «Собери цепочку» (символы: орудия труда, спецодежда, механиз­мы, действия). «Кому что нужно?», «Чем отличается?» (домик из конструктора и настоящий и т.п.). «Догадайся, кто при­шел?» (пантомима). «Разные профессии» (мужские и женские). Пространственная ориентировка (по картинкам).

Словарь.

Понятия: названия изучаемых профессий, орудий труда, спецодежды, материалов.

Действия, характер­ные для людей данных профессий.

Признаки: умелый, внимательный, стара­тельный, аккуратный.

Грамматика.

Подбор действий к понятиям и наоборот (врач – лечит и т.д.);

Образование прила­гательных от существи­тельных (кирпич - кир­пичный);

Употребление един­ственного и множе­ственного числа суще­ствительных в косвен­ных падежах с предло­гами и без них.

Согласование суще­ствительных с числи­тельными (пять врачей и т.д.).


Заучивание загадок и стихов по теме.

Состав­ление предложений по предметным картинкам.

Состав­ление предложений по аналогии.

Составление коротких рассказов по алгоритму.









Апрель 2 неделя. Тема: «Зоопарк»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Понятие «зоопарк»(место, где живут животные со всей земли, которых показывают людям)

Названия распростра­ненных животных юга и севера: белый медведь, олень, тюлень, морж, жираф, лев, зебра.

Характерные особенно­сти внешнего вида: цвет, размер, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения, названия частей тела.

Условия проживания. Уход.

Игры и упражнения

«Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Лабиринты». «Перепутанные кар­тинки (Зверятки играют в прятки)». «Чей хвост?». «Сравни животных». «Запомни и назови» (картинки, слова).

«Назови на­оборот» (ряд животных в обратном порядке). «Дополни ряд» (назови тех, кого я не назвала). «Кому что нужно?» (питание). «Найди пару» (взрос­лое животное - детены­ши); «Что забыл нарисовать художник?»



Словарь.

Понятия: названия распространённых животных севера и юга, пищи, место, где их можно посмотреть.

Действия: скрывать­ся, рычать, лазать, защищается, на­падает, заботятся, кра­дется, притаился.

Признаки: полосатый, пятнистый, выносливый, опасный, ловкий, проворное, ко­варный и т.д.

Грамматика.

Употребление антонимов; Согласование с числи­тельными

(1, 3, 5).

Образование и употребление единственного и множественного числа существительных в косвенных падежах с предлогами (в, на, за, под, около, с) и без.

Подбор понятий к признакам и действиям и наоборот.

Употребление названий детенышей и частей тела в единственном числе.


Заучивание стихов и загадок по теме.

Составление

сложных предложений

с противительным

союзом а.

составление коротких описательных рассказов по алгоритму.






Апрель 3 неделя. Тема: «Рыбы (акула, щука, сом)»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «рыбы» (живые суще­ства, которые обитают в воде).

Их характерные осо­бенности: удлиненное об­текаемое тело, вместо ко­нечностей - плавники, нет шеи, голова перехо­дит в туловище; тело по­крыто чешуей, расположенной от головы к хвос­ту, чтобы не задерживать движение в воде; органы дыхания - жабры, ды­шат и видят в воде; не произносят звуков (не 'имеют голоса).

Виды рыб - обитателей водоемов (щука, карась, сом, акула); аквариумные рыбки.

Устройство аквариума, уход за декоративными рыбками.

Использование рыб че­ловеком. (Блюда из рыбы).

Питание рыб (хищные и нехищные).


Игры и упражнения

«Дорисуй то, чего не хватает». «Узнай по силуэту». «Найди одина­ковые». «Разложи по группам» (кто, где жи­вет?). «Четвертый лиш­ний». «Часть - целое». «Подбери пару» (птица - небо, рыба - ...). «Чего не бывает?(нелепицы)». «Запомни ряд» (зрительно и вербально). «Какую рыбу поймал рыбак?»-

Словарь. Понятия: че­шуя, жабры, плавники, уха, водоем, аквариум, удочка, сети, рыбалка, рыболов, улов, икра (ик­ринки), мальки и др.

Действия: ловить, рыбачить, удить, кле­вать , чистить, жарить, сушить, вялить и т.д.

Признаки: крупная, мелкая, речная, морская, хищная и др.

Грамматика.

Согласование существительных с прилагательными и числительными.

Употребление антонимов.

Употребление предложно- падежных конструкций существительных в единственном падеже.

Заучивание стихов и загадок по теме.

Составление

сложных предложений

с противительным

союзом а.

Составление коротких описательных рассказов по алгоритму и мнемотаблице.






Апрель 4 неделя Тема: «Весна. Весенние работы в саду и огороде»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Все виды весенних работ в саду и огороде: вскапывание земли, подготовка грядок, теплиц и парников, высевание семян овощей и зелени, побелка деревьев, опрыскивание деревьев и кустарников от вредителей.

Инструменты для работы в саду и огороде.

Условия необходимые для роста растений (свет, тепло, вода).

«Сравни» (пустая грядка и с ростками, голые ветки и с цветами); «Подбери кар­тинку» (к предложению); «Найди и назови» (наложенные изображения инструментов) «выбери нужные картинки» (условия для роста).

«Обведи по контуру (инструменты).

Элементарная опыт­ная деятельность: посад­ка лука в разных условиях.

Словарь.

Понятия: на­звания инструментов, огород, сад, деревья, кустарники, грядка, клумба,, рассада, семена, парник, посадка.

Действия: сеять, опрыскивать, сажать, копать, работать и др.

Признаки: аромат­ный, разноцветный, цветущий и т.д.

Грамматика.

Словообра­зование существительных с суффиксами –очк-, -чк-, -ик-.

Согласование суще­ствительных с числи­тельными (пять лопат и т.д.).

Употребление падежных конструкций родит. падежа (чего нет …?), творит. падежа (чем…? перед чем…?


Заучи­вание загадок.

Составление сложных предложений с союзом а, потому что.













Май 1 неделя. Тема: «День Победы»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Основные понятия праздника: парад, салют.

В какое время года отмечают. Главные герои парада (военные разных родов войск).

Названия наиболее распространённых родов войск, название военных специальностей и техники (летные войска, летчик, самолет). Части военной техники. Спецодежда.

Игры и упражнения

«Чего не хватает?» (самолет без крыла и т. д.); «Посчитай»; «Запомни ряд», «Четвертый лишний».

Словарь.

Понятия: парад, салют, летчик, самолет, пушка и др.

Действия: охранять, защищать, служить, маршировать, шагать и др.

Признаки: смелые, храбрые, сильные, выносливые, яркие, праздничные и др.

Грамматика.

Употребление предложно- падежных конструкций существительных в единственном падеже.


Чтение коротких рассказов о Дне Победы.

Заучивание стихов.

Рассматривание картин и составление коротких рассказов по вопросам педагога.
















Май 2 неделя. Тема: «Цветы»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «цветы» (травянистые растения, которые цве­тут).

Части цветка: корень, стебель, листья, цветок, лепестки.

Группировка цветов по месту произрастания: са­довые (розы, пионы, тюльпаны) и полевые (ро­машка, василек, коло­кольчик, тюльпан).

Значение цветов для человека (эстетическое удовольствие, лекар­ство).


Игры и упражнения

Игры и упражнения «Что сначала — что по­том?» (развитие насеко­мых, рост цветка). «Чет­вертый лишний». «Где растет?». «Собери из ча­стей». «Собери букет» (соотношение величины, цвета + материал стар­шей группы).


Словарь. Понятия: на­звания цветов и их час­тей; аромат, букет, са­довник, цветовод; ку­колка, кокон, гусеница и т.д.

Действия: срезать, опылять, любоваться, пахнуть; откладывать, заматываться, ползать, жалить и т.д.

Признаки: душистый, нежный, хрупкий, пест­рый; полезные, вред­ные, маленькие и т.д.

Грамматика. Упо­требление предлогов.

Согласование числи­тельных и прилага­тельных с существительными..


Заучивание стихов и загадок по теме.

Составление

сложных предложений

с противительным

союзом а.

Составление рассказа по картинкам подсказкам - мнемотаблицам «Ромашка».









Май 3 неделя. Тема: «Насекомые»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Обобщающее понятие «насекомые». Названия распространенных насекомых: бабочка, муха, комар, пчела, паук, муравей, жук, гусеница.

Особенности внешнего вида:величина, части тела, окраска, количество конечностей. Особенности передвижения, звучания.

Польза насекомых для человека и природы. Насекомые-вредители.



).


Игры и упражнения:

«Сложи картинку», «Узнай по части», «Кто без чего?»,

«Разложи по группам» (летающие-нелетающие, вредные-полезные), «Четвертый лишний», «Сравни», «Запомни ряд» (зрительно и вербально), «Подбери пару к слову» (мед-пчела и т.д.).

Словарь.

Понятия: на­звания насекомых и час­тей их тела;

Действия: летать, порхать, жужжать, кусать, собирать, ползать, жалить и т.д.

Признаки: пест­рый; полезные, вред­ные, маленькие, легкие и т.д.

Грамматика.

Упо­требление предлогов в, на, под, над.

Согласование числи­тельных с существительными в ед. и мн. числе.

Употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Согласование глаголов в единственном и множественном числе.

Заучивание стихов и загадок по теме.

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Майский жук». Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха и драмматизация отрывков».

Составление описательных и сравнительных рассказов.







Май 4 неделя. Тема: «Лето»


Содержание

Развитие психических процессов

Формирование лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

Место лета среди других времен года (до…, перед…, после…).

Приметы лета:

- погоде: яркое, жаркое солнце, чистое голубое небо, редкие дожди, тепло.

- в неживой природе: деревья покрыты листвой, все цветет, зеленеет, созревает, появляются цветы, ягоды, грибы; вечнозеленые деревья.

- в живой природе: пение птиц, много насекомых, дикие животные выводят детенышей, люди одвают легкую одежду, можно купаться, загорать, долго находиться на свежем воздухе.

Правила поведения, в лесу, на водоемах, на солнце.

Игры и упражнения

«Выбери картинки с изображением лета и докажи свой выбор»; «Разложи времена года по порядку»; «Хорошо-плохо»; «Сравни по картинке времена года»; «Найди ошибки художника»; «Найди отличия, что изменилось?»


Словарь.

Номинатив­ный и предикативный словарь по теме.

Признаки: жаркое, теплое, солнечная, яркое, пестрое и т.д.

Грамматика:

Согласование понятий с признаками;

Антонимы (холодный-теплый, зимний-летний, много-мало);

- образование и употребление относи­тельных прилагатель­ных (лето - летний);

Согласование существительных с глаголами и числительными.

Работа над предложением (распространение однородными членами).

Учить задавать вопросы по картине.

Стихи и загадки по теме.