СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП соответствует учебнику Пасечника по биологии

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс»





























«За внедрение новых технологий и достижение высоких показателей урожайности

по видам культур и качества продукции растениеводства с учетом результатов опытнической работы»













Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В.Ткаченко

города Тынды Амурской области


«Согласовано»

Руководитель МО

Сидоренко Т.К.


Протокол № ___ от «__»

____________2019___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Поваляева Н.Н.


«__»____________2019__г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №7 Г. ТЫНДЫ

_____________/Е.Н. Сельминская/


Приказ № ___ от «__»____2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу (или внеурочной деятельности) «БИОЛОГИИ»

10, 11 класс

(базовый уровень)


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Предметная линия учебников

БИОЛОГИЯ. 10 и 11 классы, «Линия жизни». Базовый уровень. Автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. – М.: Просвещение, 2017.



Рабочую учебную программу составила Сидоренко Тамара Константиновна, учитель высшей квалификационной категории.



Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы


протокол № 1 от «___» августа 2019 г.





2019 - 2020 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1) Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Для 10 -11 классов приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Для 10 -11 классов приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Для 10 -11 классов приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Для 10 -11 классов примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

Для 10 -11 классов основная образовательная программа среднего общего образования МОБУ СОШ № 7 г. Тынды Амурской области на

  • 2018 – 2020 гг.;

  • положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко города Тынды Амурской области;


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Предметная линия учебников

БИОЛОГИЯ. 10 и 11 классы, «Линия жизни». Базовый уровень. Автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. – М.: Просвещение, 2017.


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом:

Рабочая программа 10, 11 классы построена из расчета 35 часов в год 10 класс и 34 часа в год в 11 классе, 1 час в неделю.


Учебно-методический комплекс образовательного процесса 10, 11 классов по биологии

Биология (базовый уровень)10, 11классы ФГОС (Линия Жизни) Пасечник В.В. ,Каменский А.А., Рубцов А.М. (под ред. Пасечника В.В.), (Просвещение, 2019).

Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды УМК по биологии «Линия жизни» для 10 класса (базовый уровень). Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по биологии в соответствии с требованиями ФГОС СПОО. Разнообразие заданий, деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Обучение по данному учебнику поможет ученикам:

• узнать о роли биологии в формировании современной научной картины мира и её влияние на развитие технологий;

• получить целостное представление о таких уровнях организации жизни, как организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный;

• определить свои интересы и склонности в области биологии;

• применить полученные теоретические знания по биологии на практике;

• попробовать себя в исследовательской и проектной деятельности;

• получить информацию о связанных с современной биологией профессиях и их месте на рынке труда;

• задуматься об экологических последствиях антропогенной деятельности и о том, каким образом возможно предотвращения её негативного влияния на популяции, экосистемы и биосферу.


2. Содержание учебного курса


Общие цели и задачи учебного предмета для уровня обучения.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитий современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.


Содержание курса 10 класс:


Раздел 1. Введение (5 часов)

Раздел 2.Молекулярный уровень (12 часов)

Раздел 3. Клеточный уровень (16 часов)

Резерв – 2 часа
Содержание курса 11 класс:

Раздел 1.Организменный уровень (10 часов)

Раздел 2. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Раздел 3.Экосистемный уровень (8 часов)

Раздел 4.Биосферный уровень (9 часов)

Рабочая программа в 10 классе предусматривает некоторые изменения: Увеличено количество часов на изучение тем: «Белки. Состав и структура белков» - 1 час, «Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез» - 1 час за счет 2 часов резерва.


3. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (базовый уровень):

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно - научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по

сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

7) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

8) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

9) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

10) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

11) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать/ понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущности биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать разные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных тестах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

в 10 классе


п/п

Название раздела, темы

Количество часов по примерной образовательной программе


Количество часов по рабочей программе

Информация об изменениях, внесенных в авторскую программу:

Обоснование целесообразности внесённых изменений

Формы деятельности (проектная, исследовательская деятельность, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

5

5


Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)» Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции»



Входной контроль

Определение основополагающих понятий: научное мировоззрение, научная картина мира. Практическое значение биологических знаний, профессий. Использование ИКТ для создания презентаций. Овладение методами научного познания используемых при биологических исследованиях, лабораторных работах.

2

Молекулярный уровень

12

13

Увеличен 1 час на тему «Белки. Состав и структура белков» ,т.к. материал довольно сложный и трудно запоминается учениками.

Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».


Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции».

Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)»

Обобщающий урок № 1

Обобщающий урок № 2

Овладение методов научного познания, используемых при биологических исследованиях. Определение основополагающих понятий: углеводы, сахароза, моносахариды, ферменты, катализаторы и т.д. Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой; вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе

Определение основополагающих понятий: вакцина, вирусы.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов.

3

Клеточный уровень

16

17

Увеличен 1 час на тему «Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез», т.к. материал по фотосинтезу сложно усваивается школьниками.

Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования», Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Лабораторная работа № 10

«Приготовление и рассматривание клеток растений»

Лабораторная работа № 11

«Движение цитоплазмы в клетках элодеи»

Обобщающий урок № 3.

Обобщающий урок № 4, 5

Определение основополагающих понятий: цитология, клеточная теория. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах.

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу; раскрывать основные положения клеточной теории Учить работать с микропрепаратами; выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки Развивать наблюдательность, внимательность, правила личной гигиены

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов.

Итого:


33часа + 2 резерв

35 часов






Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

в 11 классе


п/п

Название раздела, темы

Количество часов по примерной образовательной программе


Количество часов по рабочей программе

Информация об изменениях, внесенных в авторскую программу:

Обоснование целесообразности внесённых изменений

Формы деятельности (проектная, исследовательская деятельность, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа

Основные виды учебной деятельности

1

Организменный уровень

10

10


Практическая работа № 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию»

Практическая работа № 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию»

Обобщающий урок № 1

Определение основополагающих понятий: оплодотворение, зигота, гаметы, онтогенез, генотип, фенотип и др.

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, составлять таблицы; умения делать вывод о материальном единстве живой природы, работать с генетической символикой.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов.

2

Популяционно-видовой уровень

8

8


Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида» Обобщающий урок № 2

Определение основополагающих понятий:

систематика, идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз и др.

Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах.



3

Экосистемный уровень

8

8


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Лабораторная работа № 2 «Изучение экологической ниши у разных растений»

Практическая работа № 3 «Решение экологических задач» Лабораторная работа №3 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах» Обобщающий урок № 3

Определение основополагающих понятий:

среда обитания, экосистема, экологическая пирамида и др.Биоценоз, биогеоценоз.


Информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации

4

Биосферный уровень

9

8

Уменьшаю на 1 час, так как в 11 классе 34 недели.

Обобщающий урок № 4

Обобщающий урок – конференция № 5

Определение основополагающих понятий:

Биосфера, косное, биокосное вещество. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах. Обобщить, систематизировать знания о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменном уровнях

Итого:


35 часов

34 часа






Календарно- тематическое планирование. 10 класс -1 час в неделю, 35 часов в год.

№/

часы

Тема урока. Раздел.

Тип урока

Дата проведения урока (планируемая)

Дата проведения урока (фактическая)

Раздел № 1.Введение (5 часов)


1

Биология в системе наук

06.09


2

Объект изучения биологии

13.09


3

Методы научного познания в биологии. Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)»

20.09


4

Биологические системы и их свойства. Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции»


27.09


5

Обобщающий урок 1. Входной контроль

04.10


Раздел № 2. Молекулярный уровень (13 часов)


6

Молекулярный уровень: общая характеристика

11.10


7

Неорганические вещества: вода и минеральные соли

18.10


8

Липиды, их строение и функции. Лабораторная работа № 3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции».


25.10


9

Углеводы, их строение и функции. Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».


08.11


10

Белки, их строение и функции

15.11


11

Строение структуры белков. Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции».


22.11


12

Белки, функции белков

29.11


13

Ферменты – биологические катализаторы. Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)»


06.12


14

Обобщающий урок 2.

13.12


15

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

20.12


16

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины.

10.01


17

Вирусы – неклеточная форма жизни.

17.01


18

Обобщающий урок 3.

24.01


Раздел № 3. Клеточный уровень (17 часов)



19

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования». Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»


31.01


20

Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет. Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»


07.02


21

Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть.

14.02


22

Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Лабораторная работа № 10

«Приготовление и рассматривание клеток растений»


21.02


23

Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Клеточные включения. Лабораторная работа № 11 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи»


28.02


24

Особенности строения клеток прокариот, эукариот. «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»


06.03


25

Обобщающий урок 4.

13.03


26

Обмен веществ и энергии в клетке

20.03


27

Энергетический обмен в клетке.

03.04


28

Типы клеточного питания.

10.04


29

Фотосинтез и хемосинтез.

17.04


30

Пластический обмен в клетке: биосинтез белков.

24.04


31

Регуляция транскрипции и трансляции в клетках и организме

08.05


32

Деление клетки. Митоз

15.05


33

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки.

22.05


34

Обобщающий урок 5.

29.05


35

Обобщающий урок – конференция по итогам исследовательской и проектной деятельности.

29.05