Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса»
Календарно-тематическое планирование
физика 9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятия | Демонстрации и опыты | Дифференцированные задания для обучающихся | Повторение |
I Законы взаимодействия и движения тел (13 часов)
Цель: знакомство с разделом физики «Кинематика».
Задачи:
познакомить обучающихся с целями и задачами раздела физики «Кинематика»;
ввести понятия: механическое движение, траектория, путь, ускорение, перемещение;
обосновать необходимость введения идеализированной модели - материальной точки, системы отсчёта.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие внимания и наблюдательности путём демонстрации опытов;
совершенствование умения анализировать;
совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты;
решение задач с использованием планов и алгоритмов.
Основные знания и умения:
знать понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, импульс, инерциальная система отсчёта; законы: первый, второй и третий Ньютона, закон всемирного тяготения;
уметь пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение, массу, импульс). Читать и строить графики, выражающих зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении;
практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты.
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 | | Изучение нового материала | Скатывание шарика по желобу; колебания маятника; тележка с капельницей | Практическая работа | Механическое движение |
2/2 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 | | Систематизация знаний | Относительность движения Траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую. Измерение пути, пройденного куском мела по доске. Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой. Лабораторная работа «Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении» (15 мин.) | Практическая работа | Вектор |
3/3 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | | Частично-поисковый | Презентация «График скорости» | Графическая работа | Путь, скорость |
4/4 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | | Лекция | Лабораторная работа «Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения» (15 мин.) | Эксперимент | Скорость |
5/5 | Вводная контрольная работа | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
6/6 | Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | | | | Практическая работа | |
7/7 | Относительность движения Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействия тел. | Акцентирование главного | Система отсчета |
8/8 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Работа над ошибками | 1 | | Изучение нового материала | Демонстрация относительности движения, второго и третьего законов Ньютона, свободного падения, движения тела, | Вопрос-ответ | Первый закон Ньютона. |
9/9 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Лабораторная работа «Исследование свободного падения» | 1 | | Комплексное применение знаний | Падение тел в воздухе и разряженном пространстве Демонстрация относительности движения, второго и третьего законов Ньютона, свободного падения, движения тела, брошенного вертикально вверх Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» (15 мин.) | Работа в группах | Равноускоренное движение |
10/10 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | | Лекция | Презентация «Всемирное тяготение» | Работа с учебником | Законы Ньютона |
11/11 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Видеофильм «Движение тела по окружности» | Акцентирование главного | Вектор скорости |
12/12 | Импульс тела. Закон сохранения импульса Реактивное движение. Ракеты.. | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Презентация «Реактивное движение. Устройство ракеты. Идея и практика использования ракет для космических полетов (К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин)» | Практическая работа | Масса |
13/13 | Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
II Механические колебания и волны. Звук (8часов)
Цель: знакомство обучающихся с колебательным движением, введение понятия колебательной системы.
Задачи:
дать представление о характеристиках колебательного движения: амплитуде, периоде, частоте, фазе колебаний;
конкретизировать процесс преобразования энергии в колебательных системах;
сформировать понятие продольной и поперечной волны;
ввести основные характеристики звука;
познакомить с источниками и приёмниками звука.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
развитие памяти, умение планировать свою деятельность;
развитие волевых навыков;
развитие наглядно образного и логического мышления;
Основные знания и умения:
знать понятия: колебательные движение, амплитуда, период, частота, математический маятник, поперечные и продольные волны, длина волны, громкость звука, высота тона, эхо, потенциальная и кинетическая энергия;
уметь измерять и вычислять физические величины (период колебаний маятника), читать и строить графики силы упругости при деформации, решать простые задачи на определение энергии, длины волны. Использование звуковых волн в практике.
14/1 | Колебательное движение. Свободное колебание. Колебательные системы. Маятник. Работа над ошибками | 1 | | Лекция | Колебания тела на пружине и математического маятника | Работа с учебником | Ек, Ер |
15/2 | Величины, характеризующие колебательное движение | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Колебания тела на пружине и математического маятника Лабораторная работа « Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза» (15 мин.) | Эксперимент | Период, частота |
16/3 | Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | 1 | | | . | Практическая работа | |
17/4 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | | Лекция-диалог | Колебания математического маятника | Наблюдение | Маятник |
18/5 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Примеры волн | Сообщения | Период, частота |
19/6 | Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | | Эксперимент | Камертон, музыкальная струна; опыты по рис. 70,72 учебника | Решение задач | Энергия |
20/7 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. | 1 | | Лекция-дискуссия | Резонанс | Акцентирование главного | Частота, период |
21/8 | Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
III Электромагнитное явления (22 часа)
Цель: введение понятия электрического заряда как об особом свойстве тел и частиц материи.
Задачи:
познакомить обучающихся с разделом физики «Электромагнитные колебания»;
сформировать умение определять направление линии магнитного поля с помощью правила буравчика;
познакомить обучающихся с правилами правой и левой руки;
ввести понятия модуля вектора магнитной индукции, магнитного потока;
познакомить обучающихся с теорией Максвелла;
ввести основные характеристики электромагнитных волн: длину волны, период, частоту колебаний.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие навыков соотносительного анализа, приемов сравнения, обобщения, классификации;
развитие зрительного восприятия;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные знания и умения:
знать понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поле, магнитная индукция и магнитный поток, переменный ток, электромагнитные волны, напряжённость;
уметь решать задачи на расчёт напряженности, магнитной индукции, силы Лоренца, Силы Ампера. Практическое применение: электроизмерительные приборы, (миллиамперметр, омметр), собирать электрические цепи, генератор.
22/1 | Магнитное поле. Работа над ошибками. | 1 | | Изучение нового материала | Опыт Эрстеда по взаимодействию магнитной стрелки и проводника с током по рис. 86 учебника | Работа с учебником | Электрический ток |
23/2 | Магнитное поле и его графическое изображение. | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Магнитные линии | Практическая работа | Магнитное поле. |
24/3 | Неоднородное и однородное магнитное поле | 1 | | Комплексное применение знаний | | Работа со справочниками | Магнитное поле и его графическое изображение. |
25/4 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | | Учебник-собеседник | Опыт по рис. 95 учебника | Практическая работа | Направление тока |
26/5 | Обнаружение магнитного поля по действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | | Эксперимент | Опыт по рис. 104 учебника | Практическая работа | Магнитное поле |
27/6 | Обнаружение магнитного поля по действию на электрический ток. | 1 | | Комплексное применение знаний | | Тест | Направление тока и направление линий его магнитного поля |
28/7 | Индукция магнитного поля. | 1 | | Лекция | Опыты по рис. 116, 117 учебника | Акцентирование главного | Сила тяжести |
29/8 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
30/9 | Решение задач по теме «Индукция магнитного поля». Работа над ошибками | 1 | | Систематизация знаний | | | |
31/10 | Магнитный поток. | 1 | | Учебник-собеседник | Правило Ленца | Работа с учебником | Магнитное поле |
32/11 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | | Демонстрационно-наблюдательный | Опыты по рис. 126, 127 учебника Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея | Практическая работа | Электрический ток |
33/12 | Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. | 1 | | Систематизация знаний | | | Магнитное поле |
34/13 | Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | | | | Практическая работа | |
35/14 | Получение переменного электрического тока | 1 | | Комплексное применение знаний | Модель генератора | Рефераты | Магнитное и эл. поле |
36/15 | Электромагнитное поле | 1 | | Изучение нового материала | Презентация «Электромагнитное поле» | | Явление электромагнитной индукции |
37/16 | Электромагнитные волны | 1 | | Учебник-консультант | Образование и распространение поперечных волн. Шкала электромагнитных волн. | Работа с учебником | Период, частота |
38/17 | Решение задач по теме «Электромагнитные волны» | 1 | | Систематизация знаний | Скорость распространения электромагнитных волн | Тестирование | |
39/18 | Интерференция света | 1 | | Лекция | Презентация | Исследовательские работы | Законы отражения и преломления света |
40/19 | Электромагнитная природа света. | 1 | | Изучение нового материала | | Исследовательские работы | Электромагнитные волны |
41/20 | Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
42/21 | Работа над ошибками. | 1 | | Коррекция знаний | | Взаимопомощь | |
43/22 | Урок-обобщение по теме «Электромагнитное поле» | 1 | | Систематизация знаний | | | |
IV. Строение атома и атомного ядра (23 часа)
Цель: дать понятие о строении атома, ядерных реакций.
Задачи:
познакомить обучающихся с историей открытия радиоактивности;
ввести основные характеристики атома: размер ядра, атома, его заряд;
дать понятие о массовом и зарядовом числе;
сформировать умения пользоваться правилом смещения, вычислять дефект масс и энергетический выход ядерных реакций;
познакомить обучающихся с устройством принципом действия ядерного реактора на медленных нейтронах.
Коррекционно-развивающая работа:
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие обобщения, группировки, классификации;
совершенствование общеучебных умений планировать свои действия, оформлять результаты.
Основные знания и умения:
знать понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-излучение, ядерная модель атома, зарядовое и массовое число, дозиметрия; законы: радиоактивного распада;
уметь определять: продукты атомных реакций на основе законов сохранения массового и зарядового числа; знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;
практическое применение: ядерные реакторы, методы наблюдений и регистрации частиц в ядерной физике.
44/1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. | 1 | | Коррекция знаний | | Взаимоконтроль | Строение атома |
45/2 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | 1 | | Изучение нового материала | Плакат со схемой опыта Резерфорда | Работа с учебником | Строение атома |
46/3 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | | Изучение нового материала | Лабораторная работа «Наблюдение линейчатых спектров излучения» (15 мин.) | Задачи-ловушки | Модели атомов |
47/4 | Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер» | 1 | | Систематизация знаний | | | |
48/5 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | | Изучение нового материала | Фотографии треков заряженных частиц | Работа по таблице | Строение атома |
49/6 | Открытие протона. | 1 | | Лекция | Фотографии треков заряженных частиц | Доклады, сообщения, презентации | Открытие атома |
50/7 | Открытие нейтрона. | 1 | | Урок-конференция | Фотографии треков заряженных частиц | Работа с дополнительной литературой | Строение атома |
51/8 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. | 1 | | Изучение нового материала | Презентации | | |
52/9 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. | 1 | | Систематизация знаний | . | Работа со справочником | Строение атома |
53/10 | Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра» | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
54/11 | Ядерные силы. Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения | 1 | | Комплексное применение знаний | Видеофильм | | Массовое число. Зарядовое число. |
55/12 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | | Изучение нового | | Решение задач | Строение атома |
56/13 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | | Лекция | Плакат с механизмом протекания реакции деления ядра урана | Работа с учебником | Закон сохранения импульса |
57/14 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. | 1 | | Частично-поисковый | Видеофильм «Ядерный реактор» | Работа с учебником | |
58/15 | Лабораторная работа «Изучение деления ядра урана по фотографии трека» | 1 | | | | Работа с учебником | |
59/16 | Атомная энергетика | 1 | | Урок-конференция | | Исследовательские работы | Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию |
60/17 | Итоговая контрольная работа | 1 | | Контроль и оценка знаний | | Самостоятельная работа | |
61/18 | Работа над ошибками | 1 | | Коррекция знаний | | | |
62/19 | Биологическое действие радиации | 1 | | Диспут | Презентация «Атомная энергия» Лабораторная работа «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»(15 мин.) | Рефераты, доклады | Ядерный реактор |
63/20 | Получение и применение радиоактивных изотопов | 1 | | Лекция | | Исследовательские работы | |
64/21 | Термоядерная реакция | 1 | | Изучение нового | Презентация «Термоядерные реакции, их энергетический выход» | Синтез мыслей | Строение атома |
65/22 | Элементарные частицы. Античастицы | | | Урок-конференция | | | |
66/23 | Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | Систематизация знаний | | Решение задач | |
V. Резервное время (2 часа)
67/1 | Итоговое повторение | 1 | | | Систематизация знаний | | Сообщения |
68/2 | Обобщение за курс основной школы | 1 | | | Подведение итогов | | |