Рабочая программа
по литературному чтению
на 2019-2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (п.2 ст.28, п.3 ст.28, п.6 ст.28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373);
Приказ Минобрнауки № 15 от 26.01.2017 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеют государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (с изменением 2017)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «………
Цели и задачи учебного предмета
Изучение предмета «Литературное чтение» на ступени начального(основного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Обозначенные цели определяют следующие задачи обучения:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- формировать умение воссоздавать художественные образы;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности:
- обеспечивать развитие речи школьников;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.
Учебно- методический комплект
1. Рабочая программа Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» М., Просвещение 2014 год
2. Учебник по чтению «Литературное чтение» в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2014 г. с логотипом ФГОС
3. Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская М.: Просвещение, 2014 г. с логотипом ФГОС
Количество учебных часов
На изучение предмета «Литературное чтение»в 3 классе отведено 2 часа в неделю, что составляет за год 68 часов.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса
Самое великое чудо на свете
Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.
Поэтическая тетрадь 1
Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Великие русские писатели
Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения.
Поэтическая тетрадь 2
Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Литературные сказки
Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.
Были и небылицы
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Поэтическая тетрадь 1
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.
Люби живое
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).
Поэтическая тетрадь 2
Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок
Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Литература зарубежных стран.
Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос.
По страницам детских журналов
Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Дата | Примечание |
| Вводный урок (1ч) Самое великое чудо на свете (3ч) | | |
| Введение. Знакомство с названием раздела. | | |
| Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | | |
| Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове. | | |
| Урок - обобщение. | | |
Устное народное творчество (11ч.) |
| Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. | | |
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | | |
| Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | | |
| Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана. | | |
| Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | | |
| Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов. | | |
| Русская народная сказка «Сивка- Бурка» | | |
| Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана. | | |
| Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | | |
| Обобщение по теме: УНТ | | |
| Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | | |
Поэтическая тетрадь 1 (9ч) |
| Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | | |
| Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | | |
| Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». | | |
| Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета | | |
| И. С. Никитин «Полно степь моя спать беспробудно» Роль заголовка и олицетворения. | | |
| И.С.Никитин «Встреча зимы» | | |
| Сказочность стихотворения. И. З. Сурикова «Детство» | | |
| Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И. З. Суриков «Зима». | | |
| Путешествие в Литературную страну Обобщение по разделу. Оценка достижений | | |
Великие русские писатели (18 ч.) |
| А. С. Пушкин. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | | |
| Лирические стихи А. С. Пушкина о природе. | | |
| А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Настроение стихотворения и прием контраста | | |
| А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. | | |
| А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. | | |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки И.Билибина к сказке, соотнесение рисунков с текстом. | | |
| Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет Крылову. | | |
| Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». | | |
| Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | | |
| Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. | | |
| М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения ( «Горные вершины) | | |
| «Утес», «Осень». Настроение и образность. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Подбор музыкального сопровождения к лирическому произведению. | | |
| Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. | | |
| Тема и главная мысль рассказа «Акула». Составление различных планов к рассказу «Акула». | | |
| Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | | |
| Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. | | |
| Особенности прозаического лирического текста. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов (текст-рассуждение, текст-описание). | | |
| Обобщение по теме. Оценка достижений. | | |
Поэтическая тетрадь 2 (5ч.) |
| Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..» | | |
| Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы». | | |
| К.Бальмонт «Золотое слово» | | |
| А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы. | | |
| Оценка достижений. | | |
Литературные сказки (7ч) |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | |
| Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про Храброго зайца» Нравственный смысл сказки. | | |
| В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | | |
| В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй. Нравственный смысл сказки. | | |
| В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | | |
| В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ. | | |
| Оценка достижений. | | |
Были-небылицы (8 ч) |
| М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького | | |
| М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | | |
| К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев. | | |
| К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. | | |
| А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. | | |
| А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | | |
| А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. | | |
| Оценка достижений. | | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | |
| С. Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах С. Черного. Отработка выразительного чтения. | | |
| Картины зимних забав в стихах А. Блока. «Ветхая избушка» | | |
| А. Блок «Сны», «Вороны» | | |
| С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему. | | |
| Оценка достижений. | | |
Люби живое (12 ч.) |
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | |
| М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. | | |
| И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | | |
| И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | | |
| В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку ». Озаглавливание текста, герои рассказа. | | |
| В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. | | |
| В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. | | |
| Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. | | |
| В.Дуров «Наша Жучка» | | |
| В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | | |
| В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | | |
| Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений. | | |
Поэтическая тетрадь 2 (5ч) |
| С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стихотворения. | | |
| А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. | | |
| С. В. Михалков «Если», «Рисунок». | | |
| Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стих-ния. Выразительное чтение. | | |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | | |
| Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок (8 ч) | | |
| Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. | | |
| А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа, особенности речи героев.Чтение по ролям. | | |
| А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. | | |
| М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. | | |
| М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. | | |
| Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | | |
| Н. Носов «Телефон». В.Ю.Драгунский «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. | | |
| Оценка достижений. | | |
По страницам детских журналов (6 ч) |
| «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. | | |
| Ю. И. Ермолаев «Проговорился».«Воспитатели». Пересказ. | | |
| Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | | |
| Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Пересказ. | | |
| Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. | | |
| Читательская конференция. Оценка достижений. | | |
| Зарубежная литература (6ч) | | |
| Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | | |
| Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ | | |
| Обобщающий урок за курс 3 класса. | | |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 ч |
2 | Самое великое чудо на свете | 3 |
3 | Устное народное творчество | 11 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 9 |
5 | Великие русские писатели | 18 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
7 | Литературные сказки | 7 |
8 | Были-небылицы | 8 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10 | Люби живое | 12 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 8 |
13 | По страницам детских журналов | 6 |
14 | Зарубежная литература | 6 |
ИТОГО | 105 |
15