1 | Введение. Русская литература и история. Историзм творчества писателей-классиков | 1 | | Литературное движение на Урале как отражение историко-литературных процессов, происходящих в России (обзор) | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа) | |
2 | Отражение жизни народа в народных песнях и частушках | 1 | | | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 | | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа) | |
4 | Основные жанры и особенности духовной литературы. Житийная литература как особый жанр | 1 | | | |
5 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие | 1 | | | |
6 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века | 1 | Терминологический диктант №1. Древнерусская литература: жанровое и идейно-художественное своеобразие произведений | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (4 часа) | |
7 | Русская литература XVIII века и ее традиции | 1 | | | |
8 | Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | | | |
9 | Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Приёмы создания комического эффекта | 1 | Анализ текста №1. Анализ эпизода драматического произведения: приемы сатирического изображения героя на примере одного из персонажей комедии | | |
10 | Образы положительных героев пьесы «Недоросль». Комедия Д. И. Фонвизина как произведение классицизма | 1 | | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30 часов) | |
11 | И. А. Крылов. Историческая основа басен «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» | 1 | | | |
12 | К. Ф. Рылеев. Историческая основа думы «Смерть Ермака» | 1 | | | |
13 | А. С. Пушкин. Отношение поэта к истории и исторической теме в литературе. Стихотворение «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов | 1 | | | |
14 | Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей в стихотворении «19 октября» | 1 | Контрольная работа №1. Анализ поэтического произведения А. С. Пушкина | | |
15 | «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка | 1 | | Сказ С. К. Власовой «Пугачевский клад» как иллюстрация связи преданий о Пугачеве с распространенными на Урале легендами о кладах | |
16 | Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | | Очерк Р. Дышаленковой «Пушкинская собеседница» о поездке Пушкина в Оренбургский край | |
17 | Жизненный путь П. Гринева: формирование характера героя | 1 | | | |
18 | Нравственная красота Маши Мироновой | 1 | | | |
19 | Проблема чести и долга, нравственного выбора. Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика героев | 1 | | | |
20 | Образ Пугачева в историческом романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Фольклорные мотивы в произведении | 1 | | Очерк Р. Дышаленковой «Пушкин и Пугачёв» (об истоках художественного образа Пугачева) | |
21 | Значение образа Савельича в романе | 1 | | | |
22 | Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Гуманизм А. С. Пушкина | 1 | Сочинение №1 по произведениям Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Проблемы воспитания и взросления в русской литературе XVIII-первой трети XIX веков» / «Проблема взаимоотношений власти и народа в русской литературе XVIII-первой трети XIX веков» | | |
23 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина | 1 | | | |
24 | Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения | 1 | | | |
25 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Мотивы вольной кавказской природы в лирике М. Ю. Лермонтова | 1 | | | |
26 | «Мцыри» как романтическая поэма: особенности композиции и сюжета, функции пейзажа | 1 | Терминологический диктант №2. Приемы и средства создания характера литературного героя и выражения авторской позиции | | |
27 | Тема свободы и несвободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | | | |
28 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» – комедия «со злостью и перцем». История создания и сценическая судьба комедии | 1 | | | |
29 | Образы чиновников в комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества в комедии | 1 | | | |
30 | Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига». «Хлестаковщина» как общественное явление | 1 | | | |
31 | Приёмы создания комического: сатира, юмор, ирония в произведении | 1 | | | |
32 | Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в повести | 1 | Анализ текста №2. Сравнительный анализ эпизодов прозаического произведения: авторское отношение и средства его выражения в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя | | |
33 | Образ Петербурга в повести «Шинель». Роль фантастического финала | 1 | | | |
34 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки | 1 | | | |
35 | Гротеск как художественный прием в изображении города Глупова, градоначальников и глуповцев. Пародия на официальные исторические сочинения | 1 | | | |
36 | Нравственные проблемы рассказа Н. С. Лескова «Старый гений» | 1 | | | |
37 | Л. Н. Толстой. Идея взаимной любви и согласия в обществе в рассказе «После бала» | 1 | | | |
38 | Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Нравственность в основе поступков героя. Психологизм рассказа | 1 | Зачет №1. Проблематика произведений Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого (индивидуальные, сравнительные, групповые) | | |
39 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | 1 | | Тютчевские традиции в стихотворениях И. Банникова «Мне мало человечьих слов», «Встанет осень в холодном молчанье» Мотив единства человека и природы | |
40 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | Анализ текста №3. Анализ эпизода прозаического произведения: психологизм в творчестве русских писателей XIX века (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 час) | |
41 | И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях | 1 | | | |
42 | Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя | 1 | | | |
43 | А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье | 1 | | | |
44 | Сочинение № 2 | 1 | Сочинение №2. Сочинение-рассуждение «Нравственная проблематика произведений русской литературы XIX-XX веков» (произведения по выбору обучающихся) | | |
45 | А. А. Блок. Образ Родины как символ веры в будущее в стихотворении «Россия» | 1 | | Стихотворение Блока «Россия» как реминисцентный фон стихотворения И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия» | |
46 | Образ Руси в цикле стихотворений А. Блока «На поле Куликовом». | 1 | | | |
47 | С. А. Есенин. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина «Пугачев» | 1 | | Драматические поэмы К. Скворцова | |
48 | Сопоставление образа Пугачева в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина | 1 | | | |
49 | Воспоминания И. С. Шмелева «Как я стал писателем»: рассказ о пути к творчеству | 1 | | | |
50-51 | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий | 1 | | | |
52 | Сатира и юмор в рассказах М. Зощенко | 1 | Контрольная работа №2. Анализ идейно-художественного своеобразия юмористического (сатирического) рассказа русского писателя XX века | | |
53 | А. П. Платонов. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны | 1 | | | |
54 | А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» – поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны | 1 | | Развитие поэзии на Урале в годы войны. Михаил Львов о родине, мужестве, героизме в произведениях «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться», «Еще штыками обернутся песни» | |
55 | Отражение русского национального характера в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Тема служения Родине | 1 | | | |
56 | Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы | 1 | | | |
57 | Тема ратного подвига русского солдата в лирической и героической песне в годы Великой Отечественной войны | 1 | | Герман Занадворов о любви и верности в стихотворении «Марише» | |
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе | 1 | | Анатолий Дементьев. Рассказ «Летающие цветы». Лиризм прозы Дементьева. Сопереживание природе, уцелевшей во время войны | |
59 | Сочинение №3 | 1 | Сочинение №3. Сочинение-рассуждение «Тема патриотизма в произведениях о Великой Отечественной войне» | | |
60 | Образ родной природы в произведениях поэтов XX века | 1 | | | |
61 | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды в творчестве | 1 | | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 часов) | |
62 | У. Шекспир. Идеи эпохи Возрождения в творчестве Шекспира. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира | 1 | Реферат «Эпоха Возрождения в европейском искусстве» | | |
63 | Апофеоз любви в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности | 1 | | | |
64 | Жанр сонета в творчестве У. Шекспира: воспевание любви и дружбы | 1 | Зачет №2. Выразительное чтение наизусть лирического произведения русской и мировой поэзии, комментарий идейно-художественного своеобразия произведения | Венки сонетов К. Скворцова. Традиции формы и своеобразие содержания. Философское осмысление жизни. Многоликость и единство лирического героя | |
65 | Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество | 1 | | | |
66 | В. Скотт – основоположник исторического романа. Главные герои и события романа «Айвенго». Средневековая Англия в романе | 1 | | | |
67-68 | Контрольная работа №3 | 2=1 | Контрольная работа №3. Исторические события и герои в литературе | | |
69-70 | Читательская конференция. Мои любимые литературные герои | 2 | Проект «Образы сверстников в литературе о подростках XX – начала XXI веков» | | |