СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс»

№№ урока

Дата проведения урока

Раздел

Тема урока


план

факт.





Введение

1 час.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Тестирование.



Древнерусская литература 5 часов.

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров.




«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

3.



Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

4.



Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения




Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…»

5.



Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»-вершина древнерусского поэтического слова.

6.



Р.р. №1. Подготовка к домашнему сочинению № 1по «Слову о полку Игореве…» «Патриотическая идея «Слова…»,

7.



Литература XVIII век

9 часов.

Характеристика русской литературы ХVIII века.

Особенности русского классицизма.. Гражданский пафос русского классицизма

8.



М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

9.



М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

Жанр оды.

10.



Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

11.



Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

12.



ВЧ №1. А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки» )Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Жанр путешествия.

13.



Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.




Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.

14.



Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

15.



Р.р. №2. Обучение сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя.»

16.



Литература XIX века

43часа.

Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Романтизм, реализм.

17.



Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.


18.



В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

19.



А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

20.



А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения. Действие I комедии.

21.



А.С.Грибоедов.»Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии

22.



А.С.Грибоедов.»Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!» Анализ III действия.

23.



Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма, анализ эпизода.

Анализ IV действия.

24.



Р.р. 3. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

25.



А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейские годы.. Тема дружбы в лирике поэта.

26.



А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».

27.



Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.

28.



.А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк».

29.



Р.Р.№4. Обучение анализу лирического стихотворения А.С.Пушкина по плану.

30.



А.С.Пушкин. Южная ссылка поэта: «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

31.



«Собранье пестрых глав».

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

32.



А.С.Пушкин.Система образов в романе «Евгений Онегин».

33.



«Евгений Онегин» Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.

34.



«Евгений Онегин» Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

35.



А.С.Пушкин. «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем.

36.



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

37.



Контрольное сочинение №1 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». «Татьяна-милый идеал»

38.



Вн.чт.№2. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.Трагедия.

39.



М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений.

40.



Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.

41.



Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

42.



М.Ю.Лермонтов.. Эпоха безвременья в лирике поэта.

43.



Роман «Герой нашего времени».Сюжет романа. Сложность композиции. Первый психологический роман.

44.



Роман «Герой нашего времени» . Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина.

45.



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

46.



Р.р.№5. Обучение составлению характеристики героя.. Печорин в системе образов романа.

47.



«Герой нашего времени». Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. Составление конспекта. Промежуточная контрольная работа(тест)

48.



Контрольная работа №1 по творчеству М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени»: письменный ответ на проблемный вопрос: « За что любят и за что ненавидят Печорина в романе?»

49.



Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Мертвые души»: своеобразие жанра, проблематика, смысл названия поэмы.

50.



Поэма «Мёртвые души». Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

51.



Поэма «Мертвые души». Система образов: помещики и чиновники . Образ города.

52.



Н.В.Гоголь. Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа.

53.



Н.В.Гоголь. «Мёртвые» и «живые» души. Образ России, народа и автора.в поэме.

54.



Поэма в оценке Белинского. Составление конспекта

55.



ВЧ №3. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Комедия как жанр драматургии.

56.



Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи»- «сентиментальный роман»

57.



Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

58.



Контрольное сочинение №2 на тему: «В чём особенность изображения внутреннего мира героев в русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений по выбору учащихся) или сочинение-размышление «Петербург Ф.М .Достоевского»


59.



Русская литература XX века

32 часов.

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.


60.



А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника». Особенности стиля писателя.

61.



И.А.Бунин. Слово о писателе.«Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

62.



И.А.Бунин. Лиризм повествования в произведении «Темные аллеи», мастерство Бунина.

63.



М.А.Булгаков. Слово о писателе.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

64.



М.А.Булгаков. Слово о писателе.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

65.



ВЧ№4. М.А.Булгаков. Рассказ «Стальное горло»:нравственный выбор героя.

66.



Русская поэзия Серебряного века.

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

67.



А.А.Блок. Трагедия лирического героя в «страшном мире»

68.



С. А. Есенин .Слово о поэте. Тема Родина в лирике С.Есенина.

69.



С.А. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта.

70.



В.В.Маяковский Слово о поэте-трибуне. Новаторство поэзии.

71.



В.В. Маяковский. Поэт-гражданин. Своеобразие стиха, ритма, интонаций

72.



М.И.Цветаева. Слово о поэте. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви и смерти.

73.



М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство».

74.



А.А.Ахматова. Слово о поэте. Ранняя лирика .Трагические интонации в любовной лирике.

75.



ВЧ № 5. Максимилиан Волошин .Поэзия КимериииА.А.

76.



Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

77.



М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра.

78.



М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра.

79.



ВЧ №6. М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину. А. Н. ТОСТОЙ. «РУССКИЙ ХАРАКТЕР»(НА ВЫБОР)

80.



Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики.

81.



Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в творчестве поэта.

82.



А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

83.



А.Т.Твардовский. «Я убит под Ржевом».

84.



РР №6. Подготовка к контрольному домашнему сочинению№2. «Изображение Вов в лирике поэтов ХХ века»

85.



А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

86.



А.Солженицын. Тема «праведничества» в рассказе «Матренин двор»

87.



А.Солженицын. «Матренин двор».Образ праведницы, трагизм ее судьбы»

88.




Контрольное сочинение №3 по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

89.



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

90.



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.

91.



Зарубежная литература

11 часов.

Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.


92.



Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…».

93.



Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

94.



Данте Алигьери. »Божественная комедия».Сюжет и композиция произведения.

95.



У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

96.



В.Шекспир. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.

97.



В.Шекспир. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.

98.



Итоговая контрольная работа

99.



И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

100.





101



И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

102.



Обобщение изученного

1ч.

Обобщение изученного по темам за курс 9 класса.

Итоговый урок