ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно – правовая база
Организация образовательного процесса на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях ЛНР осуществляется на основе государственного образовательного стандарта ( Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 –од, «Об утверждении ГОС ЛНР» в соответствии ( СанПин)
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».Приказ МОН ЛНР от 29.06.2018 №652-од « Об организованном начале 2018 – 2019учебного года в общеобразовательных организациях ЛНР.
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82 « Об утверждении Типового положения о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 года № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.05.2018 года «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2018-2019 учебном году»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных программ ( учреждений) ЛНР по общеобразовательным предметам базового,углублённого и профильного уровня преподавания»).
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций ЛНР, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования и служит ориентиром для разработки адаптированной рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.При разработке данной программы учтены материалы, полученные в ходе реализации целевых программ развития образования последних лет.
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1-4 классы», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Содержание программы
Счет в пределах 20
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (), меньше (
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины – дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного угольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени – час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Табличное умножение и деление на 2, 3,4,5,6. Получение двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
названия компонента и результатов сложения и вычитания;
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
различие между прямой, лучом, отрезком;
элементы угла, виды углов;
элементы четырёхугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства;
элементы треугольника.Таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6. Получение двузначных чисел из десятков и единиц.Разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
Учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счёте и измерении одной мерой;
узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге;
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
определять время по часам с точностью до 1 часа.Выполнять умножение и деление чисел на 2,3, 4,5,6.
Примечания.
Знание состава однозначных и двузначных чисел чисел обязательно.
Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математика» (2 класс)
Количество часов в год – 68 (2 урока в неделю)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1. | Состав числа 10 (повторение) | 1 | | |
2. | Сравнение чисел. Сравнение количества предметов и чисел. Знаки «», « | 1 | | |
3. | Сравнение отрезков по длине | 1 | | |
4. | Число и цифра 10. 10 единиц – 1 десяток. | 1 | | |
5. | Мера длины – дециметр. Соотношение между единицами длины: 1 дм. = 10 см. Построение отрезка длиной 1 дм. | 1 | | |
6. | Сравнение чисел, полученных при измерении мерой длины. Построение отрезка длиннее (короче) данного. | 1 | | |
7. | Прибавление и вычитание чисел 1,2,3,4,5. | 1 | | |
8. | Решение задач на нахождение суммы чисел. | 1 | | |
9. | Решение задач на нахождение разности двух чисел. | 1 | | |
10. | Решение задач на нахождение суммы и остатка чисел. Решение задач на нахождение разности двух чисел | 1 | | |
11. | Число нуль как слагаемое. | 1 | | |
12. | Увеличение числа на несколько единиц. Задача, содержащая отношение «больше на | 1 | | |
13. | Уменьшение числа на несколько единиц. Задача, содержащая отношение «меньше на …». Построение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник). | 1 | | |
14. | Решение задач, содержащих отношение «больше на, меньше на». | 1 | | |
15. | Прямой и обратный счёт в пределах 20. | 1 | | |
16. | Временные отношения. Сутки. | 1 | | |
17. | Действия с числами, полученными при измерении времени. | 1 | | |
18. | Прямая линия. Луч. Отрезок. | 1 | | |
19. | Составление и решение задач по краткой записи. Измерение длины отрезков и запись результатов | 1 | | |
20. | Меры длины. Сантиметр. Дециметр. | 1 | | |
21. | Число 11. Получение, название, обозначение | 1 | | |
22. | Число 12. Получение, название, обозначение | 1 | | |
23. | Число 13. Получение, название, обозначение | 1 | | |
24. | Число 14 Получение, название, обозначение | 1 | | |
25. | Число 15. Получение, название, обозначение | 1 | | |
26. | Число 16. Получение, название, обозначение | 1 | | |
27. | Число 17. Получение, название, обозначение | 1 | | |
28. | Число 18. Получение, название, обозначение | 1 | | |
29. | Число 19. Получение, название, обозначение | 1 | | |
30. | Число 20. Получение, название, обозначение | 1 | | |
31. | Числовой ряд 1-20. | 1 | | |
32. | Угол: прямой, тупой, острый. Вершины, стороны угла | 1 | | |
33. | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. | 1 | | |
34. | Сложение двузначного числа с однозначным числом | 1 | | |
35. | Нахождение суммы. Увеличение числа на несколько единиц | 1 | | |
36. | Нахождение суммы чисел | 1 | | |
37. | Вычитание однозначного числа из двузначного числа | 1 | | |
38. | Нахождение разности. Уменьшение числа на несколько единиц | 1 | | |
39. | Составление и решение задач по краткой записи. Измерение длины и ширины различных предметов | 1 | | |
40. | Получение суммы 20 | 1 | | |
41. | Вычитание из 20 | 1 | | |
42. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | 1 | | |
43. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 | | |
44. | Сложение чисел с числом 0 | 1 | | |
45. | Сложение с переходом через десяток | 1 | | |
46. | Прибавление чисел 2, 3, 4. Решение примеров с помощью рисунка. Определение видов углов в геометрических фигурах. | 1 | | |
47. | Прибавление числа 5. Решение примеров. | 1 | | |
48. | Прибавление числа 6. Решение примеров. | 1 | | |
49. | Прибавление числа 7. Решение примеров. | 1 | | |
50. | Прибавление числа 8. Решение примеров. | 1 | | |
51. | Прибавление числа 9. Решение примеров. | 1 | | |
52. | Четырехугольники | 1 | | |
53. | Вычитание с переходом через десяток | 1 | | |
54. | Вычитание из двузначного числа чисел 2, 3, 4 | 1 | | |
55. | Вычитание чисел 5, 6 | 1 | | |
56. | Вычитание числа 7 | 1 | | |
57. | Вычитание числа 8 | 1 | | |
58. | Вычитание числа 9 | 1 | | |
59. | Треугольники | 1 | | |
60. | Решение задач в два действия | 1 | | |
61. | Действия с числами, полученными при измерении стоимости, длины, массы, ёмкости. | 1 | | |
62. | Построение отрезков больше (меньше) заданного | 1 | | |
63. | Временные отношения. Неделя Мера времени – час. Действия с числами, полученными при измерении времени | 1 | | |
64. | Счет равными числовыми группами | 1 | | |
65. | Деление на две равные части . | 1 | | |
66. | Сложение и вычитание в пределах 20. Название компонентов и результатов сложения и вычитания. | 1 | | |
67. | Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи). | 1 | | |
68. | Повторение. Решение задач. | 1 | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. — 176 с. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2012. – 110 с. |
Учебная литература | Математика, учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VII вида. Автор: А.А. Хилько - М.: «Просвещение», 2005. – 320 с. |
Дополнительная литература | В. В. Эк Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных. Учреждений VII вида: пособие для учителя / В.В. Эк . -- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005. - 221 с. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ Т. В. Евсюкова «_______» __________________ 2018 г. | Рассмотрено Протокол заседания методического объединения учителей коррекционного обучения от ______________ № __________ |
10