СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир для 2 класса 2020 - 2021 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами,программой для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир для 2 класса 2020 - 2021 уч. год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

____________________________

Протокол

от «__» __________ № ______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________Л.М.Козлицкая

«__» _____________ 2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор _______________И.И.Сушков


«__» _____________ 2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

начального общего образования

Базовый уровень

2 класс

на 2020-2021 учебный год










Составитель рабочей программы:

Учитель высшей категории, учитель-методист

А.Н.Царук













Донецк

2020



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир. 2 класс» для общеобразовательных организаций составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учетом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Окружающий мир» 1-4 классы: / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019», Рабочей основной образовательной программой начального общего образования (утвержденной решением педагогического совета от 31.08.2020 протокол № 6), Рабочим учебным планом образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 31.08.2020 № 91).


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на-правлено на достижение следующих целей:

 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

 формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, Донецкой Народной Республике, их природе и культуре, истории и современной жизни;

 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

 формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.


Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Во 2, 4 классах - 68 часов (34 недели).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

 идея многообразия мира;

 идея целостности мира;

 идея уважения к миру.


Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

 Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

 Человечество как многообразие народов, культур, религий.

 Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

 Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

 Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

 Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ


1 полугодие

2 полугодие

1

К/Р № 1

К/Р № 2

2

18.12. 2020

21.05. 2021









































II. Календарное планирование


№ п/п

№ урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту



РАЗДЕЛ 1. «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ»


4




1

2

1

2

Родная страна

Город и село. Проект «Родной город

(село)»

1

01.09



3

3

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

1

04.09



4

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

1

11.09





РАЗДЕЛ 2 «ПРИРОДА»


20




5

1

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой

1

15.09



6

2

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления.

1

18.09



7

3

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

1

22.09



8

4

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

1

25.09



9

5

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

1

29.09



10

6

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.

Представления о зодиаке.

1

02.10



11

7

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним

1

06.10



12

8

Про воздух

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха.



1

09.10



13

9

Про воду .

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека



1

13.10



14

10

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

1

16.10



15

11

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

1

20.10



16

12

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей

1

23.10



17

13

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных

растений. Легенды о растениях

1

03.11



18

14

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

1

06.11



19

15

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями

1

10.11



20

16

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

1

13.11



21

17

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

1

17.11



22

18

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и Донецкой Народной Республики Красные книги.

1

20.11



23

19

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

1

24.11



24

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

1

27.11





РАЗДЕЛ 3 «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА»


10




25

1

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

1

01.12



26

2

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки:

1

04.12



27

3

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

1

08.12



28

4

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта

1

11.12



29

5

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

1

15.12



30

6

Контрольная работа №1

1

18.12



31

7

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе

1

22.12



32

8

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе


1

25.12



33

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

1

12.01



34

10

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

15.01





РАЗДЕЛ 4 «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗО ПАСНОСТЬ»


9




35

1

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

1

19.01



36

2

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

1

22.01



37

3

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора)

1

26.01



38

4

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

1

29.01



39

5

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

1

02.02



40

6

Пожар!

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

1

05.02



41

7

На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

1

09.02



42

8

Опасные незнакомцы


1

12.02



43

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений


1

16.02





РАЗДЕЛ 5 «ОБЩЕНИЕ»


7




44

1

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

1

19.02



45


2


Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре деление заданий, обсуждение способов и сроков работы

1

26.02



46

3

В школе

Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

1

02.03



47

4

Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте

1

05.03



48

5

Ты и твои друзья

Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях

1

09.03



49

6

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте)

1

12.03



50

7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

1

16.03





РАЗДЕЛ 6 «ПУТЕШЕСТВ ИЯ»


18




51

1

Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

1

19.03



52

2

Ориентирование на местности


1

30.03



53

3

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

1

02.04



54

4

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

1

06.04



55

5

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения за весенними явлениями природы

1

09.04



56

6

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

1

13.04



57

7

Россия на карте Донецкая Народная Республика на карте, государственная граница Донецкой Народной Республики.

Что такое карта. Изображение территории России, Донецкой Народной Республики на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте

1

16.04



58

8

Проект «Города России» ,«Города Донецкой Народной Республики»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре деление заданий, обсуждение способов и сроков работы

1

20.04



59

9

Путешествие по Москве Путешествие по Донецку


1

23.04



60

10

Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и

Красной площади

1

27.04



61

11

Город на Неве

Санкт-Петербург — Северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания

1

30.04



62

12

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки

1

04.05



63

13

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

1

07.05



64


14


Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

1

14.05



65

15

Впереди лето


1

18.05



66

16

Контрольная работа№2



1

21.05



67

17

Проверим себя и оценим свои достижения.


1

25.05



68

18

Презентация проектов «Родословная», «Города России» «Города Донецкой Народной Республики», «Страны мира»


1

28.05









III. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:

- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

- «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

- Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»

Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). Форму контроля (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа, проект и т.п.) учитель определяет самостоятельно. В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.

Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Объектами контроля в процессе обучения предмету «Окружающий мир» являются:

● знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;

● умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;

● умение применять специальные методы познания объектов природы (наблюдение, опыт, практическую работу и т.п.);

● умение выполнять практические действия с объектами природы;

● умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и поведение других людей среди природы;

● умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;

● умение применять приобретенные знания и способы деятельности в измененных ситуациях;

● опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;

● опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный устный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.)

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи.

При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка.

Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля: текущий, периодический, промежуточный.

Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины.

Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка

Характеристика учебных достижений учащихся

2

Ученик воспроизводит незначительную часть учебного материала на уровне копирования образца, имеет элементарные представления и может дать ответ только по вспомогательным вопросам учителя, допуская неточности и ошибки, частично понимая воспроизведенное.

Наблюдает за выполнением практических работ, повторяет выводы о результатах наблюдений со значительными ошибками, не осознавая их сути.

3

Ученик с помощью учителя воспроизводит основной учебный материал, дает определение понятий, допуская ошибки и неточности, с помощью учителя устанавливает несложные связи между природными телами; обнаруживает существенные и несущественные признаки объектов, но имеет затруднения в логической последовательности при анализе объектов; сравнивает природные тела и явления по одному признаку и по наводящими вопросами учителя. При выполнении практических работ выполняет простые опыты по подробной инструкции учителя, умеет копировать образец выполнения определенных учебных действий.

4

Ученик достаточно полно воспроизводит учебный материал и применяет его в стандартных ситуациях; владеет способами деятельности по определенному алгоритму; отвечает на вопрос логично, но с отдельными неточностями; находит значение указанных терминов в справочной литературе; находит и систематизирует информацию по двум и более заданным источникам.

Практические работы, исследования и наблюдения выполняет по инструкции с незначительной помощью учителя и правильно делает частичные выводы о результатах и способах выполнения работ; оценивает конкретные примеры поведения человека в природе, свою деятельность.

5

Ученик имеет системные, прочные знания о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейшей классификации; использует методы изучения природы, осознанно применяя их в стандартных и нестандартных ситуациях; использует естественно-научную лексику в устных сообщениях с применением иллюстративного материала, в письменных рассказах, выступлениях; способен организовать работу в группе и выполнять в ней отведенную роль; описывает собственные наблюдения или опыты, различает в них цель, условия проведения работы и полученные результаты; использует полученные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни.

Фенологические наблюдения учащихся оцениваются вербально.

Периодический контроль предусматривает проверку и оценку знаний учащихся по одной или нескольким программным темам. Его цель –выявить и оценить качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах практической и учебно-познавательной деятельности.

В конце изучения программной темы (нескольких небольших по объему тем) рекомендуется проводить контрольную работу, состоящую из заданий различного уровня сложности.

Отметка за год выставляется на основании четвертных отметок. Отметки учащихся должны быть объективны и обоснованы, т. е. должны соответствовать текущей успеваемости ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, качество выполнения письменных, практических и других видов работ.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на отметки:

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться по карте, по плану;

- затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.



IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1.Учебники

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

2.Рабочие тетради

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 2 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

3. Тесты

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.

Окружающий мир: тесты: 2 кл. – М.: Просвещение, 2013.

4.Методические пособия

Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод. рекомендации: 2 кл. – М.: Просвещение, 2013.

5. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс

6.Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран. Телевизор

Видеоплейер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор

7. Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

8. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.

Часы с синхронизированными стрелками Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг) Модель «Торс человека с внутренними органами» Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п. (в том числе — традиционного жилища народов)

9. Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений.





14