МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА===
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА --- РАЙОН --
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _____/./ Протокол № _____ от « »________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МБОУ СОШ с. - ________/ / «____»__________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ С-- ________/ / Приказ №__от «____»__________2019 г. |
Специальная индивидуальная программа развития
обучающейся четвертого класса ---
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 6.4)
Срок реализации: 1 год
Составители:
2019 год
Структура СИПР
Содержание | Стр. |
Пояснительная записка | 3-5 |
1.Общие сведения о ребёнке | 5-6 |
2.Психолого-педагогическая характеристика | 6-7 |
3.Индивидуальные образовательные потребности | 7-8 |
4.Индивидуальный учебный план | 8-10 |
5.Содержание образования специальной индивидуальной программы развития 5.1. Личностные результаты освоения предметов | 10-17 10 |
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов | 10-17 |
6.Совместная деятельность с семьёй обучающейся 6.1.Формы и методы работы с семьёй | 17-18 17 |
6.2.Мероприятия работы с семьёй | 17-18 |
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 18 |
8.Ожидаемые результаты реализации СИПР | 19-20 |
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 20 |
10.Приложение | 21-22 |
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на 2019-2020учебный год на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специальная индивидуальная программа развития составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009г. №373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Приказы Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Программа разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с.
Программа нацелена на образование и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с НОДА ТМНР ( вариант 6.4.)--, обучающейся 4 класса МБОУ СОШ с.-- МР --район РБ, с учетом её особых образовательных потребностей.
Обоснование выбора данной программы
Обучающаяся - ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития. СИПР (вариант 6.4) направлен на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребёнка с учётом её актуального и ближайшего развития, соответствующий её состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к её индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающейся, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей образованию обучающихся 2 класса коррекционных школ, предлагаемой для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Цель: включение обучающуюся в образовательный процесс, формирование элементарных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения); формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
укрепление и охрана здоровья ребенка, возможная коррекция нарушений физического развития;
формирование представлений о себе как «я»;
формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми (на доступном уровне);
формирование представлений об окружающем мире (на доступном уровне);
развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;
развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
1.Общие сведения об обучающейся
Фамилия, имя, отчество ребёнка:.
Возраст ребёнка:.
Год обучения в школе –.
Класс: 4.
Дата рождения:.
Место проживания:.
Законный представитель: (мать).
Отец:.
Индивидуальная образовательная программа создана для обучающейся 4 класса--, имеющей отклонения здоровья (заболевание опорно-двигательного аппарата – ДЦП, спастический тетрапарез тяжёлой степени, фебрильные судороги, тотальное недоразвитие ВПФ, системное недоразвитие речи тяжелой степени, врожденный вывих левого бедра, ребенок – инвалид с 2004 года.
ГГГ рекомендовано территориальной ПМПК (заключение № от г.) обучение по адаптированной общеобразовательной программе НОО для обучающихся с НОДА (ФГОС НОО ОВЗ, вариант 6.4) по очной форме. Режим обучения: неполный учебный день.
На основании заявления родителей и при наличии справки ВК обучение в 4 классе будет проходить индивидуально на дому.
2. Психолого-педагогическая характеристика
ГГГ поступила в МБОУ СОШ с. --МР --шимбайский район РБ в 3 класс в 2018-2019 учебном году (Приказ № -- г.). Дошкольное образовательное учреждение не посещала.
Семья полная, состоит из 3-х человек. Мама – учитель. Отец работает охранником в частной организации. Семья проживает в частном доме. Члены семьи доброжелательно относятся к девочке. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Девочка периодически болеет соматическими заболеваниями, метеочувствительная. Состояние средней тяжести. Положение: вынужденное лежащее.
Физическое состояние: ребенок болеет с рождения, не ходит, самостоятельно не сидит, не ест. Ест протертую пищу с помощью взрослого, пьет из бокала. Отмечается деформация опорно-двигательного аппарата из-за повышенного мышечного тонуса, деформирована и грудная клетка. Голову держит, переворачивается, сползает с дивана, руками хватает.
Сенсорное развитие: состояние слуха соответствует норме. Г. может фиксировать взгляд на учителе, слушая её объяснения или слушая сказки и стихотворения, которые она очень любит. Положительно реагирует на тактильный контакт с людьми, не избегает взгляда в глаза.
Речь и коммуникация: языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Невозможно формирование устной и письменной речи. Предпосылки к учебной деятельности: действия с предметами ограничены из-за сильной спастики пальцев, ладоней; речь почти отсутствует, из-за чего общение с посторонними очень ограничено.
Познавательная активность есть, т.к. внимательно слушает объяснения учителя, пытается отвечать с помощью взрослого, многое знает. Трудности вызывает пространственная ориентация.
Любит домашних животных, особенно лошадей и кроликов. Смотрит детские телепередачи, мультфильмы, кинофильмы, концерты. Запоминает героев фильмов, актеров, исполнителей песен.
Ребенок – инвалид с детства. Нуждается в полном уходе взрослого.
Эмоциональное развитие: эмоциональное состояние Г. на уроках достаточно стабильно, она внимательно слушает, пытается отвечать на вопросы. Иногда ей что-то не нравится, она сдвигает брови и, кажется, хочет заплакать, эти срывы могут быть вызваны усталостью или невозможностью ответить на вопрос, когда её о чем-то спрашивают.
Проблемы поведения: с ней можно всегда спокойно договориться, объяснить ситуацию, успокоить.
Самообслуживание: самостоятельно действовать не может. В еде не избирательна, может попросить взглядом чего-то, что в данный момент больше хочется.
Г. понимает обращенную речь, реагирует на свое имя. Произносит несколько слов, пытается произнести первыми слогами имена родственников. Узнает близких людей, соседей, знакомых. Вопросы понимает, объясняет мимикой, показывает взглядом, различает по голосу близких, окружающих взрослых. Наблюдается реакция на изменение интонации голоса взрослого, говорящего с ней. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.
3.Индивидуальные образовательные потребности
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции. В 2018-2019 учебном году с --проведен комплекс коррекционных занятий, изучен материал по следующим предметам: «Общение и чтение», «Математические представления», «Жизнедеятельность человека», «Развитие речи и окружающий природный мир», «Музыка», «Адаптивная физическая культура», « Предметные действия» (в 1 триместре), «Изобразительное искусство» (во 2, 3триместрах).
Приоритетом в коррекционно-развивающей области является «Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики»).
Ребенок инструкцию воспринимает, но не всегда выполняет задание учителя, не умеет выполнять действия по подражанию и образцу. В течение учебного года изучила и запомнила названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам. Группирует предметы по цвету, форме, величине с ошибками и организующей помощью. Трудность представляет выполнение графических работ карандашом в связи с неразвитой мелкой моторикой. Девочка одинаково неловко работает как правой, так и левой рукой. Ведущая рука – права. С организующей помощью педагога способна соотнести количество предметов с числом, освоила определение количества большего или меньшего, чем заданное число, на 1. Показывает по просьбе учителя части тела: руку, ногу, голову и др. Хорошо запоминает стихотворения.
Правая рука способна держать ручку, карандаш, но самостоятельно писать и рисовать ребенок не может.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.
Приоритетные образовательные предметы в 2019-2020 учебном году:
«Общение и чтение», «Математические представления», «Жизнедеятельность человека», «Развитие речи и окружающий природный мир», «Адаптивная физическая культура», « Предметные действия», «Изобразительное искусство».
Приоритетом в коррекционно-развивающей области является «Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики»).
4.Индивидуальный учебный план
№ | Образовательные области | Учебные предметы | Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Обязательная часть |
1 | Язык и речевая практика | Общение и чтение | 1 | 33 |
2 | Математика | Математические представления | 1 | 33 |
3 | Естествознание | Развитие речи и окружающий природный мир | 1 | 33 |
4 | Человек | Жизнедеятельность человека | 1 | 33 |
5 | Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 33 |
6 | Физическая культура | Адаптивная физическая культура | 1 | 33 |
7 | Технология | Предметные действия | 1 | 33 |
Итого обязательная нагрузка при 5 дневной рабочей неделе | 7 | 231 |
8 | Коррекционно- развивающая область и внеурочная деятельность | Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики | 1 | 33 |
Итого | 8 | 264 |
Для обучающихся с ТМНР с подготовительного по 4 классы устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине 2 триместра (33 учебные недели в год).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Продолжительность урока составляет: в 4 классе –35 минут (по решению образовательной организации).
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели.
Обучение в классах для детей с ТМНР осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Внеурочная деятельность не организуется в связи с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка (обучается на дому, имеет ТМНР).
Учитывая специфику контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (длительно болеющие, находящиеся на лечении в стационаре без обучения или обучающиеся в санаториях по отдельным предметам, социально-педагогическая запущенность, двуязычные дети), в I – IV классах надомного обучения возможно перераспределение часов компонента общеобразовательного учреждения между классами и предметами в течение всего учебного года.
Расписание индивидуальных занятий
Дни недели | 10.00 – 10.35 | 10.45-11.20 |
Понедельник | 1.Развитие речи и окружающий природный мир | 2.Адаптивная физическая культура |
Вторник | 1.Математические представления | 2. Изобразительное искусство |
Среда | 1.Общение и чтение | 2.Предметные действия |
Четверг | | 1.Жизнедеятельность человека |
Пятница | | 1.Коррекционные занятия (двигательная активность) |
5.Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования -- в силу её психофизических способностей.
5.1. Личностные результаты освоения предметов
Возможные личностные результаты:
осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
владение элементарными навыками коммуникации (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
4) способность к элементарному осмыслению социального окружения
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения. Учебный план составлен на уровень начального обучения и включает предметы обязательной учебной части и предметы, формируемые участниками образовательного процесса. Учебный план для варианта 6.4. включает в себя обязательные предметные области и предметы:
Язык и речевая практика
Общение и чтение
Цель образовательно-коррекционной работы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Описание возможных результатов обучения:
овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
понимание обращенной речи; понимание смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений;
восприятие и использование средств альтернативной коммуникации: ( жестов, взгляда и др.);
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: умение вступать в контакт, использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
Содержание учебного предмета «Общение и чтение»
В настоящую программу включены следующие разделы:
«Коммуникация». Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
«Импрессивная речь». Понимание слов, обозначающих объекты, субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия.
«Экспрессивная речь». Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
«Чтение и письмо». Понимание и узнавание слов, обозначающих количество объектов, субъектов. Понимание и узнавание слов, обозначающих места расположения объектов, субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты, субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
Математика
Математические представления
Цель образовательно-коррекционной работы:
-формирование элементарных математических представлений.
Описание возможных результатов обучения:
1) Формировать элементарные математические представления о цвете, форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
-Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много, большой – маленький и т.д.).
- Умение различать части суток.
2)Формировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Содержание учебного предмета «Математические представления» )
Название и обозначение чисел от 1 до 20. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные порядковые числительные. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0 – 20). Сравнение чисел. Сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие единицы.
Число и цифра 10,20, счет десятками.
Состав числа первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении действия вычитания.
Единицы (мера) стоимости рубль. Обозначение: 1 р. Размен и замена.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Точка, прямая и кривая линии. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги с помощью. Черчение прямых, проходящих через 1 – 2 точки.
Единицы (меры) длины – сантиметр, дециметр. Обозначение: 1см, 1 дм. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.
Единицы (меры) массы, емкости – килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
Единица времени сутки, час. Обозначение: 1 сут, 1 ч. Неделя – семь суток, порядок дней недели.
Естествознание
«Развитие речи и окружающий природный мир»
Цель образовательно-коррекционной работы:
-направленное исправление дефектов общего и речевого развития ребенка ОВЗ, её познавательной деятельности.
Описание возможных результатов обучения:
- Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Расширение представлений об объектах неживой природы (земле, лесе, полезных ископаемых).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Расширение представлений о животном и растительном мире (насекомых, рыб, птицах, зверях и т.д.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Содержание учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир»
Сезонные изменения в природе. Погода. Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме, хвоинки), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Неживая природа. Вода. Значение воды. Лабораторная работа №1 «Измерение температуры воды».
Живая природа. Растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влагоустойчивые и засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и тенелюбивые. Лабораторная работа №2 «Уход за комнатными растениями».
Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Уход за растениями. Животные дикие и домашние. Кошка и рысь. Собака и волк. Рыбы.
Человек
Жизнедеятельность человека
Цель образовательно-коррекционной работы:
-формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- Формирование представлений о себе.
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение и выражать свои интересы, желания с помощью звуков, жестов.
Представления о мире, созданном руками человека
Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда и др.).
Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми.
• Умение взаимодействовать с взрослыми.
• Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
•Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
•Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Содержание учебного предмета «Жизнедеятельность человека»
Программа представлена следующими разделами
«Представления о себе», «Общество».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, поведении, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Формирование представления о России, представление о государственной символике.
Освоение содержания раздела «Общество» предполагает формирование представлений о мире профессий, наиболее часто встречаемых ребенку. Ролевые игры в профессии.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка с взрослым.
Искусство
Изобразительное искусство
Цель образовательно-коррекционной работы:
-формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Описание возможных результатов обучения:
1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
-Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
-Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
-Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
-Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности.
-Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации.Сминание бумаги. Отрывание бумаги. Сгибание листа бумаги пополам. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор), из осенних листьев, из ватных дисков.
Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Физическая культура
Адаптивная физкультура
Цель образовательно-коррекционной работы:
создание комфортных коррекционно-развивающих условий, способствующих коррекции и развитию элементарных личностных особенностей обучающейся;
способствование общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению.
Описание возможных результатов обучения:
восприятие собственного тела
Содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура»
В настоящую программу включены следующие разделы:
общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков; игровые упражнения.
Общеразвивающие, прикладные и корригирующие упражнения:
дыхательные упражнения по подражанию;
основные положения и движения (с помощью взрослого);
удержание предметов.
Технология
Предметные действия
Цель образовательно-коррекционной работы:
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Описание возможных результатов обучения:
- представление о многообразии окружающих предметов и материалов;
- знание об основных свойствах предметов и материалов;
- осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами.
Содержание учебного предмета «Предметные действия»
В настоящую программу включены следующие разделы:
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой).Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки).Работа с сыпучими материалами. Разбор круп по заданию педагога. Пересыпание круп. Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков. Рисование пальчиками. Рисование ладошками. Игры с водой. Изготовление поделки из пластилина и круп «Ежик». Знакомство с песком. Игры с песком. Пересыпание песка и чая. Изготовление панно из чайной заварки.
Действия с предметами.
Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку. Сборно-разборные игрушки: конструктор, вкладыши. Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме. Складывание фигур из счетных палочек. Складывание разрезных картинок. Формирование умений работы с конструктором. Формирование умений работы с мозаикой. Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке. Игры с прищепками. Работа с нитками и тканью. Упражнения по шнуровке. Завязывание и развязывание узелков на шнурках. Раскладывание пуговиц разной величины. Формирование умения соотносить действия со словами, находить нужные детали. Завязывание и развязывание узелков на ленточках. Задание с лентами. Складывание фигур из кубиков. Работа с макаронными изделиями. Работа с конструктором. Работа с мозаикой.
Коррекционные курсы
Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики)
Цель образовательно-коррекционной работы: подготовка к осуществлению произвольных движений, развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Описание возможных результатов обучения:
мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
6.Совместная деятельность с семьёй обучающегося
6.1.Формы и методы работы с семьёй
При оказании семьи психолого-педагогической помощи используют следующие методы работы семьей:
метод наблюдения – помогает собрать материал о семье. Педагоги наблюдают за общением ребёнка и родителей в семье.
метод бесед – позволяет в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, наметить пути их решения.
метод убеждения – помогает убедить родителей, чтобы они сами начали действовать в соответствии с данными рекомендациями, инструкциями, или обратились за необходимой помощью в ту или иную инстанцию.
Наиболее эффективными являются следующие формы обратной связи при работе с родителями:
беседы;
анализ ситуации динамики обучающегося в связи с активным включением родителей в жизнь образовательного процесса;
анкетирование.
6.2.Мероприятия работы с семьёй
| Цель | Содержание | Сроки | Ответственный |
Индивидуальные консультации специалистов | Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР | Итоги диагностики, разработка СИПР. Подведение итогов обучения. Обмен информацией о ходе реализации СИПР | В начале учебного года В конце учебного года В течение учебного года по запросу | Специалисты школы, занимающиеся с ребёнком |
Занятия для родителей обучающегося (мастер- классы) | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка | «Адаптивная физкультура» корригирующие упражнения Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики) | 1 раз в месяц 1 раз в месяц | … … |
Присутствие родителей при проведении занятий | Обеспечение единства требований к обучающемуся | | В течение учебного года на каждом занятии | Специалисты школы, занимающиеся с ребёнком |
Просмотр видеозаписей уроков/занятий с родителями с последующим обсуждением | Обеспечение участия семьи в реализации СИПР, обеспечение единства требований к обучающемуся | | По запросу родителя, учителя или специалиста | Специалисты школы, занимающиеся с ребёнком |
7. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре;
Тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал;
Наглядные дидактические пособия;
Музыкальные игрушки.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с НОДА с умственной отсталостью 6.4, характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
В соответствии с рекомендациями лечебного учреждения обучение данной категории детей осуществляется на дому. Поэтому материально-техническое обеспечение учебного процесса осуществляется индивидуально в условиях надомного обучения.
8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом.
9.СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год).
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | |
- с частичной помощью взрослого | |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | |
- по подражанию или по образцу | |
- полностью самостоятельно | |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | |
2. Не выявить наличие представлений | |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | |
- самостоятельное использование | |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Методическая литература для учителя:
1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2 Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской̆ Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
Дополнительная литература для учителя:
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Литература для учащихся:
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324
2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./
3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439
5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html
Оборудование:
- Образцы письменных букв. - Касса букв и слогов. - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин | - Компьютер. Телевизор. - Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов. |
Расписка
Я, _______________________________________________________________, (ФИО родителя или законного представителя) ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка _______________________________________________________________ (ФИО ребенка) Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций учителя и специалистов. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями моего ребенка, предупрежден(а).
Подпись родителя ______________
Дата ________________