СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 3 класс, индивидуальное обучение( ТМНР).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 3 класс, индивидуальное обучение( ТМНР).»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» 3 класс разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в коррекции индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Основные задачи образовательно-коррекционной работы:

  • формировать представления о себе, осознание общности и различий с другими, представления о собственном теле;

  • формировать способность распознавания своих ощущений и обогащения сенсорного опыта;

  • развивать способности осознавать и выражать свои интересы;

  • формировать представления о возрастных изменениях; адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

  • формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • формировать умения обслуживать себя;

  • формировать умения следить за своим внешним видом;

  • формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

  • формировать положительное отношение ребенка к занятиям;

  • развивать собственную активность ребенка;

  • формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;

  • формировать и развивать целенаправленность действий; способности к планированию и контролю деятельности;

  • развивать способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Методические задачи:

  • развивать зрительное восприятие;

  • развивать зрительное и слуховое внимание;

  • развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

  • формировать и развивать реципрокную координацию;

  • развивать пространственные представления;

  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» в третьем классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).


1 четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

10ч


Материально-техническое оснащение


Материально-техническое оснащение коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия " включает:

  • массажные мячи;

  • наборы картинок по различным лексическим темам;

  • наборы карточек-пиктограмм;

  • комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.;

  • игры на развитие мелкой моторики;

  • наборы кубиков разной сложности;

  • деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.;

  • игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.;

  • магнитные лабиринты «Корова», «Лев»;

  • чудесный мешочек; тактильные наборы к нему;

  • детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.;

  • наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.;

  • наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»;

  • наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.);

  • игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др.;

  • наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;

  • наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда» и т.д.;

  • наборы фигур животных для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра;

  • игровой набор «Мир эмоций».

Календарно-тематическое планирование

Коррекционно-развивающие занятия

34 часа, 1 час в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 9 часов

1

«Посмотри на меня».

1

Учится фиксировать и удерживать взгляд на лице человека, откликаться на своё собственное имя поворотом головы.Знакомится с пиктограммами улыбка, грусть, учится соотносить пиктограмму со своей мимикой.

Сентябрь

1


2

«Чего не стало?».

1

Манипулирует с игрушками: ставит игрушку на стол, убирает со стола.

Учится запоминать и выбирать игрушку из двух пред­ложенных взрослым.

Видит и определяет из ряда игрушек ту, которуюубрали или добавили.



3

«Поставь игрушки на своё место».

1

Запоминает и раскладывает игрушки в заданной последовательности (2 игрушки).

10


4

«Куда полетела бабочка?».«Куда поехала машина?».

2

Прослеживает взглядом за движущим предметом. Называет предмет, показывает предмет на картинке. Показывает руками действия(летит, машет, едет).

13, 17


5

«Чья тень?».

2

Учится совмещать предметные и силуэтные изображения, подбиратьпазлы-вкладыши.

20, 24


6

«Зелёная травка, желтое солнышко».

1

Показывает на картинке солнышко, обводит солнышко указательным пальцем(рука в руке с помощью учителя). Различает цвета, соотносит цвет: солнышко-жёлтое, травка-зелёная.

27

Октябрь 1


7

«Разбери пирамидку».

1

Воспринимает речь учителя, слышит его голос и интонацию (шёпот, полголоса).Умеет последовательно собирать и разбирать пирамидку из 3-х колец.

11


8

«Как говорят животные?».

2

Учится по требованию учителя воспроизводить звуки животных (опираясь на картинки с этими животными), произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

20, 22


9

«Какой звучит инструмент?».

2

Учится играть на музыкальном инструменте, извлекать звуки (барабан, дудочка), соотносить инструмент с пиктограммами.

25, 29


II четверть –7 часов

10

«Меховой мишка и бумажный мишка».

2

Формирование понятия о свойствах предметов.

Использование в речи слов: меховой-мягкий, пушистый, теплый, бумажный рвется, мнется.

Ноябрь

8, 12


11

«Рвём бумагу и складываем в коробочку».

«Смешай краски».

«Мыльные пузыри».

2

Знакомится со свойства бумаги, учится смешивать краски,называть полученный цвет (красная+зеленая =желтая, желтая+синяя =зеленая).

Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльным пузырями

15, 19


12

«Пересыпь горох».

«Открой баночку, заполни её фасолью».


2

Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами), зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки. Учится открывать и закрывать баночки с разными крышками,не рассыпая содержимого.

22, 26


13

«Собери бусинки».

«Заведи машинку».

2

Учится захватывать бусины двумя пальцами, нанизывать их на шнурок,

протаскивать бусины по шнурку, использовать в речи словаби-би, машина,

большая. Производит манипуляции с игрушкой.

29

Декабрь

6, 10


14

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

«Открой баночку, сложи бусины».

2

Формирование предметных действий: учится брать предмет по одному, перекладывать на другое место, складывать обратно, строить башню, ставя кубик на кубик.


13, 15


15

«Матрешка».

«Найди предметы в песочнице».

2

Учится пользоваться простейшим приемом установления тождества и различия объектов по величине. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая».

17, 20


16

«Рисование красками-лучики солнца».

2

Учится брать кисть в правую руку,удерживать, набирать краску,производить мазки, наносить прямые линии способом примакивания,акцентировать момент прикладывания, проведенияи отрыва кисти.

24, 27


III четверть –10 часов

17

«Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке».

2

Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружающей обстановке.

Учится бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке.

Январь

10, 14


18

«У медведя во бору».


«Заинька попляши».

2

Выполнение действий в соответствии с потешкой.

17, 21


19

«Кошка и воробушки».

«Воздушные снежинки».

2

Учится имитировать движения кошки(передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.), воробушков (крылышками машут, прыгают и т.д.)

24, 28


20

«Воздушные шары».

«Бабочки».

2

Учится отбивать воздушные шары, ловить по требованию учителя шарики определенного цвета. Знает цвет (желтый, зеленый).

31

Февраль 4


21

«Гуси-гуси».

«Воробушки и автомобиль».

2

Выполняет действия в соответствии с правилами игры. Умеет прокатывать машинку вперед-назад. Активизирует в речи: би-би.

Учится подключать эмоциональную передачу характерного образа (мимикой, движением туловища, характером передвижением).

7, 11


22

«Заинька попляши, беленький попляши».

«Ладушки – ладушки».

«Сорока белобока».

2

Выполняет движения в соответствии с потешкой.

Проявляет коммуникативные навыки, желание играть в совместные игры.

14, 18


23

«Узнай, какое у меня настроение».

«Позови меня (жестом, звуком, словом)».

2

Учится понимать речь, выражатьсвои чувства с помощью речевых и неречевых средств: слов, мимики, жестов.

Читает пиктограммы «эмоции».

Учится видеть настроение других.

21, 25


24

«Теремок».

«Колобок».

2

Проявляет усидчивость при прослушивании сказки.

Формирование пространственных представлений с помощью предлогов(на, под, за).Учится находитьгероев сказки на картинке, соотносить с его тенью.

28

Март 4


25

«Мишка косолапый».

«Наша, Таня громко плачет».

2

Учится показывать на картинке героев прочитанного произведения(Мишка, Таня), отвечать на вопросы показом (указательным пальцем), имитировать движения медведя, производить манипуляции с мячом (бросать, пинать, поднимать), строить из двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик).

7, 11


26

«Игра жестов,

книга – разговоров».

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.».

2

Производит манипуляции с игрушками(укладывает спать,кормит,поит).

Учится играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.), использовать информацию, извлеченную из   картинок, жестов, символов, использовать в речи простые предложения:Кукла Катя спит. Кукла Катя пьет и т.д.Учится показывать пиктограммы с действиями, соотносить свои действия (Я хочу пить. Я пью. Я бегу, стою, сижу и т.д.).

14, 18


IV четверть – 16 часов

27

«Найди такой же»,

«Найди пару».

«Назови, одним словом»,

«Что лишнее?».

2

Учится сравнивать предметы по цвету, величине, форме, различать тактильные ощущения (холодный, тёплый, колючий, мягкий).


28

Апрель 1


28

«Разноцветные палочки».

2

Учится захватывать счетные палочки, перекладывать из одной коробки в другую, строить из палочек по образцу-схеме: дом, дерево, стол, стул. Учится различать цветные палочки по цвету, раскладывать на две группы (желтые, зеленые).

4, 8


29

«Поделки из пластилина - колобки, колбаски».


1

Учится разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соотносить цвет пластилина с цветовой пиктограммой, раскладывать кусочки по тарелочкам(зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку).

11


30

«Поможем кукле Кате прибраться».

«К нам придут гости».

2

Учится наливать воду в таз с помощью кружки, смешивать холодную воду с горячей. Расставляет посуду на столе, раскладывает ложки.Показывает на тот или иной предмет по требованию учителя.Умеет смочить и отжать ткань (губку), вытирает тканью (губкой) различные поверхности, складывает, скатывает ткань, завязывает ткань в узелок

15, 18


31

«Чудесный мешочек».

«Игры в песочнице».

2

Учится узнавать материалы на ощупь, отыскивать предметы в песке, находить предметы по описанию учителя.

22, 25


32

Дидактическая игра «Собери человечка».

1

Учится повторять движения и позу тела по примеру взрослого, соотносить части тела человечка со своими частями тела, собирать человечка по опорным схемам.Закрепление названий частей тела.

29


33

Дидактическая игра «Кукла Катя и её игрушки».

1

Учится производить действия с куклой(усаживать, кормить, укладывать спать). Закрепление названий игрушек и действий с ними (машинку катают, мяч пинают, бросают, пирамидку собирают и т.д.).

Май

13


34

«Игрушки», «Одежда»., «Обувь», «Мебель», «Посуда».


5

Классификация предметов, подведение к обобщенному понятию.

Работа со шнуровкой.

16, 20, 23, 27, 30



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим;

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно-бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Планируемые результаты коррекционной работы:

- повторяет движения тела по примеру взрослого;

- достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;

- выкладывает с помощью палочек простые изображения;

- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;

- находит одинаковые по звуку предметы;

- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;

- строит из кубиков башню;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.



1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016