РАССМОТРЕНО на заседании МО ____________/ О.Л. Клименко/ Протокол № ________ от «___»____________2020 г. | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР _________/ Афанасьева Ю.В../ от «___»___________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 20 г. Ставрополя ______________/ Г.Л. Пряхина/ Приказ №______ от «____»___________2020 г. |
Рабочая программа по русскому языку
для 10 класса
(рабочая программа с личного сайта А.Г. Нарушевича)
календарно-тематическое
планирование
70 часов (2 часа в неделю)
Клименко Ольги Леонидовны,
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №20 г. Ставрополя
2020 – 2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классе по учебно-методическому комплексу авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 года «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16 //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 января 2017 г. № 69 «О проведении мониторинга качества образования».
Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10-11 КЛАССАХ
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 и 11 КЛАССЕ
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих разделов:
Язык как знаковая система и общественное явление
Язык и общество
Язык и речь. Культура речи
Речь. Речевое общение
Текст. Виды его преобразования
Повторение
Курс русского языка в 11 классе предусматривает изучение следующих разделов:
Язык как знаковая система и общественное явление
Язык и речь. Культура речи
Функциональная стилистика и культура речи
Повторение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
(Расчёт учебного времени: 2 часа в неделю, 70 часов в год)
Урок | Дата | § учебника | Раздел программы /Темы | Упражнения | В том числе часы |
ЕГЭ | р/р | к/р |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (14 ч) |
1 | | §1-2 | Язык как знаковая система. Основные функции языка | Упр.1-5 | | | |
2 | | §3 | Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения | Упр.6-9 | | | |
3 | | §4 | Язык и культура. Функции языка | Упр.10-14 | | | |
4 | | §4 | Язык и культура. Национально-специфические явления в языке. | Упр.15-16 / РК1 | | | |
5 | | | Входная контрольная работа по изученному в 5-9 классе: диктант 1 с грамматическим заданием | | | | 1 |
6 | | | Творческое задание к диктанту (какова главная мысль текста)??? | | | | |
7 | | §4 | Язык и культура. Русская фразеология. | Упр.17-23 | | | |
8 | | §5 | Русский язык в Российской Федерации | Упр.24-27 | | | |
9 | | §6 | Формы существования русского национального языка | Упр.28-40 | | | |
10 | | §7 | Словари русского языка Словарный диктант.1 | Упр.41-45 | | | |
11 | | | Знакомство с форматом задания на ЕГЭ по русскому языку. Тестовая часть. | | ЕГЭ | | |
12 | | | Р/Р Знакомство с форматом задания на ЕГЭ по русскому языку. Структура сочинения. | | ЕГЭ | 1 | |
13 | | | Р/Р Развитие речи. Пробное сочинение-рассуждение1 по формату ЕГЭ | | | 1 | |
14 | | | Р/Р Развитие речи. Пробное сочинение-рассуждение по формату ЕГЭ | | | 1 | |
КУЛЬТУРА РЕЧИ (36ч) |
15 | | §8 | Единицы языка. Уровни языковой системы | Упр.46-49 | | | |
16 | | §9 | Культура речи как раздел лингвистики | Упр.50-53 | | | |
17 | | §10 | Фонетика. Орфоэпические нормы. Произношение звуков. Южно-русское произношение. | Упр.54-63 / РК2 | | | |
18 | | §10 | Фонетика. Орфоэпические нормы Ударения. Из демоверсии ЕГЭ орфоэпический словарик. | Упр.64-72 | ЕГЭ | | |
19 | | §11 | Лексикология и фразеология. Лексические нормы. Омонимия. Синонимия. | Упр.73-83 | ЕГЭ | | |
20 | | §11 | Лексикология и фразеология. Лексические нормы. Паронимы. | Упр.84-91 | ЕГЭ | | |
21 | | §11 | Лексика по происхождению. Местные диалектизмы. | Упр.92-98 / РК3 | | | |
22 | | §11 | Лексикология и фразеология. | Упр.99-114 | ЕГЭ | | |
23 | | | Самостоятельная работа 1 по лексике. | Упр.115-119 | ЕГЭ | | 1 |
24 | | | Контрольное тестирование1 по лексике по заданиям ЕГЭ. | | ЕГЭ | | 1 |
25 | | §12 | Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы | Упр.120-124 | | | |
26 | | §12 | Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы | Упр.125-129 | ЕГЭ | | |
27 | | §12 | Морфемика и словообразование. Корни с чередованием. | Упр.130-136 | | | |
28 | | | Контрольное тестирование2 по морфемике по заданиям ЕГЭ. | | ЕГЭ | | 1 |
29 | | §13 | Морфология. Морфологические нормы, Существительные и прилагательные. | Упр.137-13 | | | |
30 | | §13 | Морфология. Морфологические нормы. Правописание глаголов. Причастий, деепричастий. Словарный диктант2 | Упр.144-157 | | | |
31 | | §13 | Морфология. Морфологические нормы. Полная и краткая форма прилагательных. Множественное число существительных. | Упр.158-166 | | | |
32 | | §13 | Морфология. Морфологические нормы. Правописание числительных. | Упр.167-179 | | | |
33 | | | Диктант2 / контрольная работа по теме «Морфология» | | ЕГЭ | | 1 |
34 | | | Диктант / контрольная работа по теме «Морфология» | | ЕГЭ | | 1 |
35 | | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками в диктанте. Региональные ошибки в формах слова. | РК4 | | | |
36 | | | Контрольное тестирование3 по морфологии по заданиям ЕГЭ. | | ЕГЭ | | 1 |
37 | | §14 | Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. | Упр.180-182 | | | |
38 | | §14 | Правописание гласных в корне | Упр.183-185 | | | |
39 | | §14 | Орфографические нормы. Правописание о-ё после шипящих | Упр.186-187 | ЕГЭ | | |
40 | | | Р/Р Самостоятельная работа2 по тексту (комплексная работа с текстом) Упр.188 | Упр. 188 | | 1 | |
41 | | | Р/Р Сочинение-рассуждени2 по тексту.Упр.188 | Упр. 188 | ЕГЭ | 1 | |
42 | | §14 | Правописание приставок на –з. -с. Буквы и, ы после приставок | Упр.189-193 | ЕГЭ | | |
43 | | §14 | Правописание приставок пре-при. Буквы и, ы после приставок. | Упр.194-198 | ЕГЭ | | |
44 | | §14 | Правописание Н/НН в словах различных частей речи | Упр.199-202 | ЕГЭ | | |
45 | | §14 | Правописание Н/НН в словах различных частей речи | Упр.203-204 | ЕГЭ | | |
46 | | §14 | Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов, частиц | Упр.205-210 | ЕГЭ | | |
47 | | §14 | Правописание не и ни, | Упр.211-221 | ЕГЭ | | |
48 | | | Контрольное тестирование4 по орфографии по заданиям ЕГЭ | | ЕГЭ | | 1 |
49 | | | Р/Р Самостоятельная работа3 по тексту упр.221 (Комплексная работа с текстом) | Упр.221 | | 1 | |
50 | | | Р/Р Самостоятельная работа3 по тексту упр.221 Сочинение-рассуждение.3 | Упр.221 | ЕГЭ | 1 | |
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 6 ч) |
51 | | §15 | Язык и речь. | Упр.222-226 | | | |
52 | | §16 | Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения | Упр.227-233 РК5 | | | |
53 | | §17 | Речевая деятельность. Виды речевой деятельности | Упр.234-235 РК6 | | | |
54 | | §17 | Речевая деятельность. Виды речевой деятельности | Упр.236-246 | | | |
55 | | | Р/Р Контрольное сочинение 4 по тексту по формату ЕГЭ | | ЕГЭ | 1 | |
56 | | | Р/Р Контрольное сочинение по тексту по формату ЕГЭ | | ЕГЭ | 1 | |
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (6 ч) |
57 | | §18 | Признаки текста | Упр.247-254 | | | |
58 | | §19 | Р/Р Информационная переработка текста о Ставрополе. План. Тезисы. Конспект | Упр.255-258 РК 7 | | 1 | |
59 | | §19 | Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект | Упр259-262 | | | |
60 | | §20 | Реферат. Аннотация | Упр.263-270 | | | |
61 | | §21 | Оценка текста. Рецензия | Упр.271-274 | | | |
62 | | | Р/Р. Домашнее сочинение 5 Рецензия на прочитанную книгу Ставропольского писателя. | РК8 | ЕГЭ | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ (8 ч) |
63 | | §22 | Повторение изученного в 10 классе | Упр.275-287 | ЕГЭ | | |
64 | | §22 | Повторение изученного в 10 классе | Упр.288-292 | ЕГЭ | | |
65 | | §22 | Повторение изученного в 10 классе | Упр.293-296 | ЕГЭ | | |
66 | | | Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ. Контрольное тестирование 5 по пройденным темам. | | ЕГЭ | | 1 |
67 | | | Р/Р Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ Сочинение 6. | | ЕГЭ | 1 | |
68 | | | Анализ итоговой контрольной работы. | | | | |
69 | | | Итоговое обобщение. Морфология и орфография. | | | | |
70 | | | Итоговое обобщение. Стилистика. Текст. Культура речи. | РК9 | | | |
Итого | 70 | 26 | 12 | 9 |
| | | |
|
|
|
|
|
|
Виды контроля по русскому языку в 10 классе | Количество работ |
Диктант | 2 |
Сочинение | 6 |
Тестирование | 5 |
Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста. | 2 |
Словарный диктант | 2 |
Всего единиц контроля | 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
(Расчёт учебного времени: 1 час в неделю, 35 часов в год)
Урок | Материал учебника | Раздел программы / Темы | Всего часов | В том числе | |
изучение нового / повторение | р/р | к/р | |
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (6 ч) | |
1-2 | §22 | Повторение изученного в 10 классе | 2 | 2 | | | |
3-4 | §23-24 | Русский язык в современном мире. Экология языка | 2 | 2 | | | |
5-6 | | Развитие речи. Сочинение-рассуждение | 2 | | 2 | | |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч) | |
7 | §25 | Синтаксис. Синтаксические нормы | 1 | 1 | | | |
8 | §26 | Пунктуационные нормы русского языка. Знаки препинания и их функции в письменной речи | 1 | 1 | | | |
9 | §26 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | 1 | | | |
10 | §26 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 1 | 1 | | | |
11 | §26 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями | 1 | 1 | | | |
12 | §26 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 | 1 | | | |
13 | §26 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | 1 | | | |
14 | §26 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | 1 | | | |
15 | §26 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 1 | 1 | | | |
16-17 | | Диктант / Контрольная работа | 2 | | | 2 | |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (15ч) | |
18 | §27 | Понятие о функциональной стилистике и стилистической норме русского языка | 1 | 1 | | | |
19 | §28 | Разговорная речь | 1 | 1 | | | |
20-21 | §29 | Научный стиль | 2 | 1 | 1 | | |
22 | §30 | Официально-деловой стиль | 1 | 1 | | | |
23 | §31 | Публицистический стиль Жанры публицистики. Хроника, репортаж, интервью | 1 | 1 | | | |
24 | §31 | Интервью | 1 | 1 | | | |
25 | §31 | Очерк | 1 | 1 | | | |
26 | §31 | Язык рекламы | 1 | 1 | | | |
27 | §32 | Культура публичной речи | 1 | 1 | | | |
28-30 | §33 | Язык художественной литературы | 3 | 3 | | | |
31-32 | | Практикум. Анализ художественного текста (фрагмента) | 2 | | 2 | | |
ПОВТОРЕНИЕ (3 ч) | |
33-35 | §34 | Повторение изученного в 10-11 классах / Контрольная работа | 3 | | | 3 | |
Итого | 35 | 25 | 5 | 5 | |