Номера уроков | Содержание (разделы, тема) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
п/п | внутри темы | план | факт | | |
-
| 1 | Введение 1 час | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | 04.09-09.09 | | презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению |
-
| 1 | Устное народное творчество. 6 часов | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий |
-
| 2 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). | 1 | 01.09-16.09 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
-
| 3 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. | 1 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 4 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. | 1 | 18.09-23.09 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
-
| 5 | | «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
-
| 6 | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. | 1 | 25.09-30.09 | | фонохрестоматия, презентация, сборник пословиц и поговорок | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
-
| 1 | Из древнерусской литературы 2 часа | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
-
| 2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности. РР Сбор и систематизация материалов к домашнему сочинению. | 1 | 02.10-07.10 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | Из русской литературы XVIII века 2 часа | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года» (отрывок). | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
-
| 2 | | Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». | 1 | 09.10-14.10 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
-
| 1 | Из русской литературы XIX века 28 часов | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). | 5 1 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | 16.10-21.10 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
-
| 3 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
-
| 4 | «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. | 1 | 23.10-28.10 | | фонохрестоматия, презентация, кадры из худ. фильма |
-
| 5 | Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. | 1 | | фонохрестоматия, презентация, кадры из худ. фильма |
-
| 1 | | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | 4 1 | 06.11-11.11 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
-
| 2 | «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности |
-
| 3 | РР Сбор и систематизация материалов к сочинению по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. | 1 | 13.11-18.11 | | | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления |
-
| 4 | РР Классное сочинение по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. | 1 | | |
-
| 1 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | 4 1 | 20.11-25.11 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности |
-
| 2 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 3 | Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. | 1 | 27.11-02.12 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 4 | | Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. | 1 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | 2 1 | 04.12-09.12 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи |
-
| 1 | Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. | 2 1 | 11.12-16.12 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
-
| 1 | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. | 1 1 | 18.12-23.12 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
-
| 1 | | М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
-
| 2 | Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». | 1 | 08.01-13.01 | | |
-
| 1 | Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». | 3 1 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. | 1 | 15.01-20.01 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
-
| 3 | Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | 1 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. | 3 1 | 22.01-27.01 | | фонохрестоматия, презентация, видеофильм | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | | «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. ТЛ. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). | 1 | | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
-
| 3 | РР Классное сочинение по творчеству Гоголя, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Чехова. | 1 | 29.01-03.02 | | | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления |
-
| 1 | «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина» | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 1 | 05.02-10.02 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | Из русской литературы XX века 23 часа | И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
-
| 2 | «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. | 1 | 12.02-17.02 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | | М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
-
| 2 | «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). ТЛ. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. | 1 | 19.02-24.02 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
-
| 1 | В. В. Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
-
| 2 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | 1 | 26.02-03.03 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи |
-
| 1 | Л. Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | 2 1 | | презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. |
-
| 2 | | Гуманистический пафос произведения. | 1 | 05.03-10.03 | | | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
-
| 1 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
-
| 2 | Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | 1 | 12.03-17.03 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. |
-
| 2 | РР Классное сочинение по произведениям писателей XX века. «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?» | 1 | 19.03-24.03 | | | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. |
-
| 1 | На дорогах войны Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. | 1 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства |
-
| 1 | | Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. | 1 1 | 02.04 – 07.04 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
-
| 1 | Е. И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. | 2 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | 1 | 09.04-14.04 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | 1 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
-
| 1 | | «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | 1 1 | 16.04-21.04 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию |
-
| 1 | А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | 1 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности |
-
| 1 | Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. | 1 1 | 23.04-28.04 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
-
| 1 | Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задач |
-
| 1 | | Песни на слова русских поэтов XX века А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | 1 1 | 30.04-05.05 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
-
| 1 | Из литературы народов России 1 час | Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам неверю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». | 1 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 1 | Из зарубежной литературы (5 часов) | Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения. | 1 | 07.05-12.05 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
-
| 2 | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | 1 | | фонохрестоматия, презентация |
-
| 3 | Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. | 1 | 14.05-19.05 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи |
-
| 4 | | О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | 1 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
5 | 5 | Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра | 1 | 21.05-25.05 | | фонохрестоматия, презентация | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
-
| 1 | Итоговый урок 1 час | Итоговый урок. Рекомендации на лето. | 1 | | Список лит-ры на лето. | Познавательные: осознаёт познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
| | | Сочинения домашние – 1 | Сочинения классные - 3 | |