1. Характеристика класса 2
2. Цели и задачи воспитания 5
3. Календарный план воспитательной работы 8
В 3-4 классах обучаются 7 человек. Из них 4 мальчика и 3 девочки 2009-2011 года рождения. В полных семьях проживают 2 человека. Условия воспитания во многих из этих семей удовлетворительные. Дети живут в хороших условиях, где им оказано должное внимание и забота Глушанкова Алиса, Пушкарчук Маша, Идинов Юсуп. В неполных семьях проживают Федорова Соня, Пушкарчук Маша, Миронов Женя, Саулин Саша, Глушанкова Алиса. Четверо детей класса из многодетных семей: Идинов Юсуп, Миронов Евгений, Ковалев Иван, Саулин Александр. В классе обучаются дети относящиеся к категории « ребенок – инвалид» - Федорова Соня, Саулин Саша. Ковалёв Ваня имеет нарушения речи.
Шесть человек занимаются по АООП (вариант 1). Сулин Саша обучается по программе АООП вариант 2. В классе трое учащихся имеют хороший уровень успеваемости по всем предметам: Идинов Ю., Глушанкова А. (3 класс), Пушкарчук М., Миронов Женя (2класс). Низкая успеваемость у Ковалёва Ивана. Остальные дети имеют удовлетворительный уровень успеваемости.
Класс в целом дружный, учащиеся совместно умеют работать, проявляют заинтересованность в успехе и конечном результате. Ребята хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. В классе нет ярко выраженных групп, многие дети играют совместно, приходят на помощь одноклассникам, адекватно реагируют на критику со стороны взрослых. Осложняют ситуацию наличие нескольких учеников, стремящихся к лидерству в классе, что иногда создает напряжение в отношениях. Среди девочек за лидерство борется Глушанкова Алиса. Она любит руководить, делать замечание детям, даже перебивая взрослых, навязывать свое мнение, но при этом Алиса очень коммуникабельная, общительная, самостоятельная, умеет скоординировать и проконтролировать работу других ребят. Среди мальчиков безоговорочным лидером является Идинов Юсуп. У мальчика ярко выражены организаторские способности: он готов самостоятельно взять на себя руководство и организацию детей во всех сферах: дежурство, игра, учеба.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляют далеко не все учащиеся, многие не могут адекватно оценить свою работу, свое поведение. Однако пытаются оценивать деятельность своих товарищей. Это Федорова Соня (часто проявляет конфликтность), Миронов Женя, Ковалев Ваня.
В классном коллективе есть ученики с ослабленным здоровьем. Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями: Ковалев Иван, Идинов Юсуп. За этими детьми необходимо постоянно наблюдать и контролировать их состояние.
Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят нет желания работать. В танцевальном кружке занимаются Идинов Юсуп, Глушанкова Алиса, Пушкарчук Мария и Миронов Евгений.
В новом учебном году необходимо продолжить работу по формированию и сплочению детского коллектива, выработке единых ценностей, норм и правил, способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать учебную мотивацию, воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные навыки и умения.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Общая цель воспитания в СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» исходит из современного национального воспитательного идеала и основывается на базовых для нашего общества ценностях.
3) в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников
3. КАЛЕНДАРНЫЙ План воспитательной работы 3-4 классов на 2021-2022 учебный год |
Модуль «Классное руководство» |
1. Гражданско-патриотическое воспитание |
№ п/п | Дела | Дата проведения | Ответственные |
| На классном уровне: | | |
1.1. | Деловая игра «Выборы школы 2021» (выборы школьного самоуправления, классного актива) | сентябрь | классный руководитель, воспитатели |
1.2. | Виртуальное путешествие «Смоленщина опалённая войной» | 25.09.2021г. | классный руководитель |
1.3 | Всероссийская акция «День белых журавлей» (день памяти погибших в войнах). | 22.10.2022 | Классный руководитель, воспитатели |
1.4 | Классный час: «Государство, права детей в государстве» | 20. 11. 2021г. | классный руководитель |
1.5 | Познавательный час ко дню космонавтики: «Покорители вселенной» | 12 .04.2022 | классный руководитель |
1.6 | Час мужества, посвященный ВО войне «Это не должно повториться». | 7. 05 2022г. | классный руководитель |
1.7 | Литературно-художественный час «Нет на свете родины красивей». | 21.05. 2022г. | классный руководитель |
1.8 | Концертно-развлекательная программа «Этих дней не смолкнет слава». | май | классный руководитель, воспитатели |
1.9 | Тематический час: "Правила поведения в школе и жилом корпусе" "Президент - кто он такой" "Законы нашей жизни" | в течение года | воспитатели |
1.10 | Акция «Знаем, уважаем, гордимся». Изготовление открыток: С Новым Годом, 23 февраля, 8 марта, Днем Победы, Днем пожилого человека, Днем Учителя. | в течение года | воспитатели |
1.11 | Праздничные гуляния «Широкая масленица», «Пасхальный перезвон» | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
1.12 | Круглый стол "Ты и твоя компания" "Детская преступность: все начинается с шалости" "Люди прославившие нашу землю" | в течение года | воспитатели |
| Индивидуальная работа | | |
1.1. | Участие в конкурсах детского творчества (согласно поступившим положениям о проведении конкурсов в ОУ). | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
1.2. | Беседа - диалог « Права и обязанности детей ». (Ковалев И, Миронов Е., Фёдорова). | в течение года | классный руководитель |
1.3 | «Творим добро своими руками» - беседа - ( Глушанкова А., Пушкарчук М., Идинов Ю.) | в течение года | классный руководитель |
1.4 | «Хочу и надо» - беседа (Саулин А.) | сентябрь | классный руководитель |
1.5 | Беседы: "Устав школы, правила поведения учащихся"(Миронов Е., Федорова С., Саулин А.) "Преступление и наказание" (Идинов Ю., Ковалев И.) "Жизнь - главная ценность человека" (ГлушанковаА., Пушкарчук М.) | в течение года | воспитатели |
2. Духовно-нравственное воспитание |
| На классном уровне: | | |
2.1. | Круглый стол «Мы команда одного корабля». | 14.09.2021г. | классный руководитель |
2.2. | Флешмоб «Душу исцелит добро» | 1.11.21 | классный руководитель, воспитатели |
2.3. | Классный час «Толерантность - путь к миру» | 22 .11.2021г. | классный руководитель, воспитатели |
2.4. | Классный час: «Поговорим о холодном и теплом сердечке». | 4 .12.2021г. | классный руководитель |
2.5 | Час вопросов и ответов «Честность и справедливость» | 12 .02.2022г | классный руководитель |
2.6 | Музыкальная гостиная: «О, как прекрасно – это слово мама!» | 8.03.2022г. | классный руководитель |
2.7 | Час общения: "Этикет вежливого общения" "Умеешь ли ты дружить" "Что такое совесть" "Как избегать ссор" | сентябрь ноябрь февраль март | воспитатели |
2.8 | Игровое занятие "Мы идем в гости" "Наши чувства и действия" | в течение года | воспитатели |
2.9 | Викторины "Азбука воспитания" "Нравственный мир сказок" "Что такое хорошо." | в течение года | воспитатели |
2.10 | Час по интересам «Рисуют мальчики войну» "Поведение в природе" | сентябрь апрель | воспитатели |
| На индивидуальном уровне | | |
2.1. | Участие в международном детском фестивале «Полёт над Днепром» (Глушанкова А, Пушкарчук М.). | октябрь | классный руководитель |
2.2. | Диалог «Ты не один на свете» (Миронов Е, Ковалёв В.) | в течение года | классный руководитель |
2.3 | Беседа-рассуждение: «Умение прощать и просить прощение». (Фёдорова С, Идинов Ю). | в течение года | классный руководитель |
2.4 | «Кто это выдумал?» - беседа (Саулин А.) | октябрь | классный руководитель |
2.5 | День профилактики правонарушений и преступлений «День без замечаний» | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
2.6 | Беседы: "Культура общения" (Миронов Е., Саулин А.) "Ласковые слова" (Глушанкова А., Пушкарчук М.) "Слова - сорняки" (Ковалев И., Федорова С.) "Твоя семья" (Идинов Ю.) | октябрь январь февраль апрель | воспитатели |
3. Трудовое воспитание |
| На классном уровне: | | |
3.1. | Классный час с игровыми моментами: «О профессиях и трудолюбии» | 9.10.2021 г. | классный руководитель |
3.2. | Мастер класс по уходу за комнатными растениями. | 13.11.2021г. | классный руководитель . |
3.3 | Классный час: «Мои обязанности в семье». | 15.01.2022г. | классный руководитель |
3.4 | Акции: "Чистый двор" "Листопад" "Самая лучшая клумба" "Чистюля" | в течение года | воспитатели |
3.5 | Трудовой десант «Чисто там, где я учусь и живу» | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
3.6 | Практическое занятие: "Уют в спальне" "Ниточка - иголочка" "Трудись - не ленись" | в течение года | воспитатели |
3.7 | Наша мастерская: "Зимние узоры" "Мастерская дедушки Мороза" "Подарок маме" "Пасхальный сувенир" "День победы" | декабрь март апрель май | воспитатели |
| На индивидуальном уровне | | |
3.1. | Участие в конкурсе «Вторая жизнь вещей» (Глушанкова А., Идинов Ю, Пушкарчук М). | январь | классный руководитель |
3.2. | Беседа «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» (Миронов И, Фёдорова С, Ковалёв И.) | в течении года | классный руководитель |
3.3. | Беседа-практика: «Что такое генеральная уборка?» (Саулин А). | ноябрь | классный руководитель |
3.4 | Практикум "Зеленый уголок в комнате" (Федорова С.) "Моя прическа" (Глушанкова А., Пушкарчук М.) "Наши помощники" (Ковалев И., Саулин А.) "Каждой вещи свое место" (Миронов Е., Идинов Ю.) | сентябрь ноябрь декабрь март | воспитатели |
3.5 | Ролевая игра "Уборка дома" | май | воспитатели |
4. Спортивно-оздоровительное воспитание |
| На классном уровне: | | |
4.1. | Участие в спортивных соревнованиях, спартакиадах (согласно поступившим положениям о проведении спортивных мероприятий в ОУ). | в течениие года | классный руководитель, воспитатели |
4.2. | Час общения «Жизнь прекрасна, не рискуй напрасно» | 18.09.2021г. | классный руководитель |
4.3. | Классный час «Книга и газета вместо сигареты» | 22 .01.2022г. | классный руководитель |
4.4 | Спортивный-классный час «Лесенка здоровья» | 16 апреля | классный руководитель |
4.5 | Акция «Листопад»,«Снежный десант» | в течение года | воспитатели |
4.6 | Беседы по технике безопасности «Как вести себя во время каникул» «Безопасные каникулы» | перед каникулами | классный руководитель, воспитатели |
4.7 | Военно- спортивная игра "Зарница" | февраль | Классный руководитель воспитатели |
4.8 | Смотр конкурс жилых и игровых комнат | апрель | воспитатели |
4.9 | Классные часы: "День здоровья" "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" "Здоровье и спорт" | октябрь март апрель | воспитатели |
| На индивидуальном уровне | | |
4.1. | Участие в спортивном соревновании «Лыжня школы 2022 (Идинов Ю., Глушанкова А.,). | февраль | классный руководитель |
4.2. | Участие в спортивной эстафете (Миронов Е., Пушкарчук М.). | май | классный руководитель |
4.3 | «Как стать не хворайкой» - (Ковалёв И., Фёдорова С.). | в течение года | классный руководитель |
4.4 | «Уроки Мойдодыра» (Саулин А.) | декабрь | классный руководитель |
4.5 | Беседы: "Если ты заболел" (Федорова С., Идинов Ю.) "Сон, гигиена сна" (Саулин А., МироновЕ.) "Как ухаживать за собой" (Ковалев И., Пушкарчук М.) | ноябрь январь апрель | воспитатели |
4.6 | Практическое занятие: "Красивые зубы - красивая улыбка" (Ковалев И., Миронов Е.) "Как сохранить слух" ( Глушанкова А., Федорова С.) | октябрь февраль | воспитатели |
5. Экологическое воспитание |
| На классном уровне: | | |
5.1. | Акция «Листопад», «Снежный десант», «Чистая территория» «Чистый двор» «Очистим уголок земли» | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
5.2. | Озеленение класса, спальни, игровой | сентябрь | классный руководитель, воспитатели |
5.3 | Классный час «Дом под крышей голубой»». | 16.10.2021г. | классный руководитель |
5.4. | Информационный час на тему «Птичья столовая». | 29 .01.2022г. | классный руководитель |
5.5 | Литературная гостиная «Как прекрасен этот мир посмотри» | 21.05.2022г. | классный руководитель, воспитатели |
5.6 | Всероссийская акция "Покормите птиц" | ноябрь - март | Руководитель экологической комиссии |
5.7 | Проект: "Школьная территория - территория добра и радости" | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
5.8 | Операция "Чистодвор школы" | суббота | классный руководитель, воспитатели |
5.9 | Тематический час: «Страницы Красной книги» «Проблемы экологии» «Защитим природу – защитим мир» "Хочу с природою дружить" "Зимовье зверей и птиц. Чем я могу им помочь" | сентябрь ноябрь март апрель декабрь | воспитатели |
5.10 | Конкурс рисунков: «Уж небо осенью дышало...» «У природы нет плохой погоды" "Природа глазами детей" "Времена года" | в течение года | воспитатели |
| На индивидуальном уровне | | |
5.1. | Участие в конкурсах (согласно поступившим положениям о проведении конкурсов в ОУ). | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
5.2 | Беседа: «Я в лесу гость, а не хозяин» (Ковалёв И., Миронов Е., Идинов Ю, Саулин А.) | май | классный руководитель |
5.3 | «Волшебное слово вода» - беседа (Глушанкова А, Пушкарчук М., Фёдорова С.) | февраль | классный руководитель |
5.4. | Беседы: "Если мусор уберем, то порядок наведем" (Пушкарчук М., Саулин А.) "Спички детям не игрушка" ( Миронов Е., Федорова С.) "Эколята - дружные ребята" (Ковалев И., Идинов Ю.) | октябрь март апрель | воспитатели |
5.5 | Экологический урок: "Хранители воды" (Мальчики группы) "Приключения Капли" (Девочки группы) "В гости к синичке" | в течение года | воспитатели |
5.6 | Игра - занятие "Кто живет в лесу" | ноябрь | воспитатели |
| | | |
6. Профориентационное воспитание |
| На классном уровне: | | |
6.1. | Круглый стол «Мои классные обязанности» | 27.11.2021г. | классный руководитель, воспитатели |
6.2. | Беседа- диалог «Что я могу и чему я хочу научиться». | 11.12.2021г. | классный руководитель, воспитатели |
6.3 | Классный час «Моя мечта о будущей профессии. | 19.03 2021 | классный руководитель, воспитатели |
6.4 | Конкурс рисунка: "Профессии мамы и папы" | февраль | воспитатели. |
6.5 | Игра сюжетно - ролевая "Я работаю...." | апрель | воспитатели |
6.6 | Встреча с медицинскими работниками школы | март | воспитатели, медработники |
| На индивидуальном уровне | | |
6.7 | "Кем я хочу стать? Как мама или папа?" (ФедороваС., Идинов Ю.) "Любимое дело" (Ковалев И., Саулин А.) "В мире профессий" (ГлушанковаА., ) "Планета Профессий" (Миронов Е., Пушкарчук М.) | октябрь декабрь февраль апрель | воситатели |
| | | |
7.Работа с учителями, преподающими в классе |
7.1 | Мини-собрание «Решение проблемных ситуаций» «Единство требований к учащимся» «По итогам успеваемости» | Октябрь Сентябрь Декабрь, май | классный руководитель, воспитатели |
7.2 | Разговор по душам «Как избежать конфликта» | По необходимости | классный руководитель, воспитатели |
7.3 | Павлова И. Г. Иванова Е.В. Вахлова О.А Ефременкова Ж.М Дмитриева М. А. | | |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» |
1 | Организация помощи учащимся в определении интересов (кружки, секции) | | Классный руководитель воспитатели |
2 | Кружок "В ритме танца" | в течение года | Тарасова Е.А. |
3 | Кружок "Танцевальная капель" | в течение года | Павлова И.Г. |
4 | Кружок "Мастерилка" | в течение года | Дмитриева М.А. |
5 | Час здоровья | в течение года | Тарасова Е.А. |
6 | Лечебная физическая культура | в течение года | Иванова Е..В. |
7 | Весёлая мастерская | в течение года | Тарасова Е.А. |
8 | Коррекция в игре | в течение года | Дмитриева М.А. |
Модуль «Самоуправление» |
1 | Выборы актива класса, распределение обязанностей | сентябрь | классный руководитель, воспитатели |
2 | Отчет о проведенной работе в соответствии с обязанностями | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
3 | Рейды «Самый чистый класс», «Уют в спальне» «Сохранность учебной литературы», «Внешний вид», «Поведение», «Сменная обувь» | в течение года | классный руководитель, воспитатели |
4 | Подведение итогов работы за год | май | классный руководитель, воспитатели |
Модуль «Школьный урок» |
1 | (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) | | |
| Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» |
1 | Экскурсия к мемориальному комплексу погибшим в ВОв г. Духовщина | сентябрь, май | классный руководитель, воспитатели |
2 | Экскурсия в историко – художественный музей» МО «Духовщинский район» | сентябрь, май | классный руководитель, воспитатели |
3 | Тематические экскурсии по памятникам | октябрь, апрель | классный руководитель, воспитатели |
4 | Экскурсия в ТРЦ "Галактика" | декабрь | классный руководитель, |
5 | Тематические экскурсии: "Осень в нашем городе" "Зимы морозное дыхание" "Весенняя капель" | октябрь январь апрель | классный руководитель, воспитатели |
6 | Экскурсия в городскую библиотеку, знакомство с детской периодической печатью | февраль | воспитатели |
Модуль «Школьные медиа» |
1 | Стенгазета «Школьная панорама месяца» | январь | классный руководитель, воспитатели |
2 | Выставка рисунков, роликов «Поздравляем!!!» | к праздничным датам | классный руководитель, воспитатели |
Модуль «Работа с родителями» |
1 | Общешкольные родительские собрания: «Единство требований к учащимся» Роль семьи в успешной социализации учащихся Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности Формирование у детей потребности в ЗОЖ Современные дети и современные родители | сентябрь октябрь декабрь март май | классный руководитель, воспитатели |
2 | Индивидуальные родительские собрания: «Детская психика» « Здоровье ребенка» « Взаимоотношения в семье | сентябрь - октябрь | классный руководитель, воспитатели |
3 | « ПДД и их выполнение по дороге домой» « Культура общения» « Личность и семья» | ноябрь - декабрь | классный руководитель, воспитатели |
4 | "Об ответственности родителей за воспитание детей" "Трудовое воспитание детей в семье" "Воспитание у детей самостоятельности" | Декабрь - январь | классный руководитель, воспитатели |
5 | "О мерах поощрения и наказания детей в семье" "Воспитание уважения к старшим." "Значение режима дня в воспитании детей" "Воспитание у детей честности и правдивости" | Февраль - март | классный руководитель, воспитатели |
6 | "Воспитание дружбы и товарищества у детей." "О половом воспитании детей в семье." "Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания " "Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей" | Апрель - май | классный руководитель, воспитатели |
7 | Посещение родителей на дому. Изучение условий социального проживания. | по мере необходимости в течение года | классный руководитель, воспитатели |