СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование кружка "Юный геолог"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен календарно - тематический план кружка "Юный геолог" для обучающихся 5-7 классов. Возрастные критерии не ограниченны.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование кружка "Юный геолог"»

«РАССМОТРЕНО»


«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

На заседании ВШМО кл. рук


Протокол № _____

От «____» __________201__г..

Зам. Директора по УВР МКОУ СМР РК СОШ №6

____________ Кемова Я.А.

«_____» ___________201__г.

Директор МКОУ СМР РК СОШ №6

____________ Кравченко Л.Д.

«_____» ___________201__г.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


КРУЖОК

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ.

ЮНЫЙ ГЕОЛОГ»


5-7 КЛАССЫ


2015 – 2016 УЧ. ГОД






Учитель: Чернобай Светлана Николаевна





Образовательное учреждение: МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа:

Рабочая программа кружка

«За страницами учебника географии. Юный геолог» составлена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П. Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г.

Автор рабочей программы:


Чернобай С.Н.


Количество часов в неделю:


1 час в неделю


Количество часов за учебный год:

35 часов


Виды работ:




Круглый стол, конференция – 3 часа

Игровое занятие – 2 часа

Практические работы – 11 часов

Экскурсии – 6 часов
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа геологического кружка построена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П. Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. и собственных разработок.


Цель работы кружка: Формирование устойчивого интереса у учащихся 5-7 классов к познанию окружающего мира и геологическим знаниям.


Задачи работы кружка:

  1. Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.

  2. Углубление знаний учащихся по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.

  3. Закрепление и развитие у учащихся мотивации к изучению предмета «География».

  4. Развитие у учащихся интереса к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).

  5. Создание на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося.

  6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма, творчества и дружбы.

  7. Ознакомление учащихся с элементами организации исследовательской работы.

  8. Выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика

  9. воспитание патриотические чувства к своей Родине, бережного отношения к ее природным богатствам.

  10. Использование полученных геологических знаний учащимися в географических олимпиадах и конкурсах.


Занятия в кружке должны вырабатывать следующие умения и навыки:

1.  Различать горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края.

2.  Самостоятельно зарисовывать, описывать обнажение горных пород, составлять коллекции.

3.  Читать геологические карты.

4.  Работать с научной - популярной литературой, справочниками.

5.  Вести пропаганду геологических знании в школе.

6.  Оформлять геологические выставки. 


Планируемые результаты работы кружка.

  1. Оформление и паспортизация школьного Геологического уголка

  2. Геологический практикум на природе.

  3. Экскурсия «Геологические памятники Северного Приладожья»

  4. Экскурсия по городу «Музыка в камне»

  5. Экскурсия в Региональный музей Северного Приладожья «Каменное ожерелье Ладоги»

  6. Встречи с геологами, краеведами, увлеченными геологией людьми.

  7. Публикация материалов в школьной географической газете «Глобус»

  8. Творческие отчёты членов кружка, посвящённые Международному дню Земли (22 апреля).

  9. Подготовка к участию в Межрегиональной конференции «Геологическое наследие Карелии» в 2015-2016 учебном году.

  10. Проведение игры «Занимательная геология»

  11. Экологический десант на побережье Ладожского озера.


Данный курс носит познавательный, научно – исследовательский характер. Спланированы теоретические занятия и практикумы. Он носит межпредметный и внутрипредметный характер, так как в процессе комплексного геологического описания территории предусматривается изучение различных областей геологии, расширение и углубление знаний физической географии, экологии, биологии, исторического краеведения.


Материальные ресурсы: коллекции минералов и горных пород, геологический молоток, литература по изучаемому курсу.

Общее число часов – 35.


Требования к уровню подготовки учащихся

После прохождения курса учащиеся должны:

  • знать процессы зарождения, развития и устройства планеты, строение земной коры, наиболее распространенные минералы, горные породы, полезные ископаемые и их характеристики;

  • знать геологическую историю и современность Карелии и Сортавальского района;

  • уметь работать с образцами горных пород и минералов;

  • уметь читать геологические карты и работать с геологической литературой;

  • уметь анализировать геологическую информацию, прогнозировать геологические процессы, которые будут происходить на Земле в будущем;

  • осознавать важность и уникальность геологических объектов и необходимости их охраны, вести пропагандистскую работу по данному направлению.


Методические рекомендации:

  • при отборе учебного материала использовать дифференцированный подход, соответственно уровню подготовки учащихся;

  • уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии;

  • доступность материала сочетать с научностью, современными реалиями;

  • обеспечить условия для овладения способами самостоятельной деятельности (поиск необходимой информации, наличие необходимых приборов и оборудования, выполнение исследовательских работ, создание проектов);

  • применять различные формы обучения - индивидуальные, парные, групповые;

  • подкреплять полученные знания практическими работами;

  • разнообразить формы занятий (семинары, практикумы, лекции, экскурсии, экспедиционную работу), использовать технологии проектного обучения и проблемного обучения;

  • организация разнообразного контроля (самооценка, взаимооценка, устные ответы в виде рассказа, тесты, зачеты, отчеты с полевых практик и экспедиций);

  • обязательное подведение результатов курса в форме рефератов, проектов, исследовательских работ.


Список рекомендуемой литературы:

  1. Барская В.Ф., Рычагов Г.И. Практические работы по общей геологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. М., Просвещение, 1970-158с.

  2. Голов В.П. Геология в средней школе. М.: «Просвещение», 1972-96с.

  3. Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии. М.: «Просвещение», 1971-126с.

  4. Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию: изд. Роснедра, РосГео, Экост, Москва, 2005-166с.

  5. Борисов И.В. «Музыка в камне»

  6. И.В. Борисов «Рускеальские каменоломни»

  7. И.В. Борисов «История горного дела Северного Приладожья»

  8. И.В. Борисов «Каменное ожерелье Ладоги»











Тема занятия

Форма занятия


Сроки

1

Организационное занятие. Мир моих увлечений.


Круглый стол

сентябрь

2

История образования материков Земли. Строение земной коры.

Презентация с элементами лекции.

сентябрь


3

Минералы

Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы.

Лекция, практическое задание

сентябрь

4

Практическая работа. Работа с коллекциями минералов.


Практикум

сентябрь

5

Физические свойства минералов.


Лекция

Октябрь

6

Практическая работа. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств.

Практикум

Октябрь

7

Классификация минералов.


Лекция с демонстрацией минералов

Октябрь

8

Практическая работа. Работа с коллекциями минералов.

Практикум

октябрь


9


Горные породы

Горные породы. Структура и текстура горных пород.

Лекция с демонстрацией минералов

Ноябрь

10

Практическая работа. Работа с коллекциями горных пород по определению их структуры и текстуры.


Практикум

Ноябрь

11-12

Классификация горных пород. Формы залегания.

Экскурсия на геологическое обнажение.

Экскурсия

Ноябрь

13

Магматические горные породы. Происхождение. Состав. Классификация.

Презентация с элементами лекции

Декабрь

14

Практическая работа. Работа с коллекцией магматических горных пород.

Практикум

Декабрь

15

Осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация.

Презентация с элементами лекции

декабрь

16

Практическая работа. Изучение осадочных горных пород.


Практикум

декабрь

17

Метаморфические горные породы.


Презентация с элементами лекции

январь

18

Практическая работа. Работа с коллекцией метаморфических горных пород.

Практикум

январь


19

Сокровища земных недр

Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Классификация. История горнорудного промысла.

Презентация с элементами лекции

январь

20

Полезные ископаемые России. Классификация. География полезных ископаемых России.

Презентация с элементами лекции

февраль

21

Практическая работ. Анализ карты «Минеральные ресурсы России».

Практическая работа на контурной карте

февраль

22

Полезные ископаемые Карелии и Северного Приладожья. История горного дела.

Презентация с элементами лекции

март

23-24

Каменное ожерелье Ладоги.

Экскурсия в Региональный музей Северного Приладожья.

Экскурсия

март

25

Природный камень в убранстве Санкт- Петербурга.

Видеоурок

март

26-27

Природный камень в архитектуре Сортавала.

Экскурсия по городу «Музыка в камне»

Экскурсия

апрель

28

Шунгит – окаменевшая нефть. Целебные свойства шунгита.

Презентация с элементами лекции

апрель


26-27

Творческие работы к Международному Дню Земли.

Работа по индивидуальным маршрутам.

Консультации по оформлению творческих работ.


Консультация.


апрель

29.

Подготовка творческих работ учащихся к защите.

Практикум.

апрель

30.

Защита творческих работ учащихся, посвящённая Международному Дню Земли.

Конференция.

22 апреля

31-32

Игра « Занимательная геология».

Игровое занятие

май

33-34

Геологический десант. Геологический практикум на природе.

Геологический практикум на природе.

май

35.

Рефлексия результатов работы. Подведение итогов работы. Творческий отчёт о работе.

Круглый стол

май