СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП "Окружающий мир" 2 класс (УМК "Школа России)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" 2 класс»

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план


факт

Раздел «Где мы живём?» (4часа)

1

Родная страна.

Знакомство с целями и задачами раздела. Имя родной страны -Россия. Государственные символы Российской Федерации: герб, гимн, флаг.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Различать государственные символы России. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многофункциональном населении страны; обсуждать, почему народы России называют братскими.

Определять и формулировать с помощью учителя цели деятельности на уроке.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Фронтальный



2

Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать жизнь села и города; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село ;находить изображения города и села, рассказывать о своём городе и селе по плану.

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Фронтальный



3

Природа и рукотворный мир.

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Научатся различать объекты природы и объекты рукотворного мира; приводить примеры. Обсуждать и оценивать отношения людей к окружающему миру; рассказывать о своём отношении к окружающему миру.

Рассматривть иллюстрации учебника, извлекать нужную информацию. Обсуждать и оценивать отношения людей к окружающему миру; рассказывать о своём отношении к окружающему миру.

Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя.

Беседа



4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»

Проверка знаний умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнение тестовых заданий учебника.

Умение использовать приобретенные знания.

Научатся выполнять тестовые задания. Получат возможность научиться оценивать свои достижения и достижения других участников .

Осуществление поиска необходимой информации ;принятие и сохранение учебной задачи; оценивание результатов своих действий.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



Раздел «Природа» (20часов)

5

Неживая и живая природа.

Солнце, воздух, вода, растения, животные -окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать живую и неживую природу; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Определять названия времен года, основные свойства воздуха и воды, общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Различать объекты природы и предметы , созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Фронт. раб.



6

Явления природы.

Природные явления. Сезонные изменения в природе. Термометр-прибор для измерения температуры. Виды термометров. Описание состояния погоды.

Определять понятие «явления природы»,основные свойства воздуха и воды. Различать объекты природы и предметы ,созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе.

Различать объекты природы и предметы ,созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе.

Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Самостоятельное формулирование вопросов.

Развитие этических чувств, доброжелательности; понимание и осваивание социальной роли учащихся.

Фронт. раб.



7

Что такое погода?

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять понятие «погода»;названия времен года.

Определять понятие «погода»;названия времен года; в осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Отмечать погоду в дневнике наблюдений; определять признаки сезонных изменений в природе, температуру воздуха, воды и тела человека.

Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



8

В гости к осени.(урок-экскурсия)

Особенности времен года. Живая и неживая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать изменения в живой и неживой природе.

Устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе; определять природные объекты с помощью атласа -определителя; характеризовать признаки времен года; описывать состояние погода.

Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, полученной во время экскурсии.

Определение личностного смысла учения; развитие этических чувств.

Фронт. раб.



9

В гости к осени.

Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять признаки осени.

Определять признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Уметь ставить вопросы; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения различных явлений и признаков в природе.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



10

Звездное небо.

Карта звездного неба. Характеристика звезд и планет на примере Земли и Солнца. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать с картой звездного неба, с атласом-определителем; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Определять понятия «звездное небо», «созвездие»;моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; находить знакомые созвездия.

Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа .

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять понятия «горная порода», «минералы»;названия и отличия горных пород от минерала; состав гранита; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов.

Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Самостоятельное формулирование вопросов.

Развитие этических чувств, доброжелательности; понимание и осваивание социальной роли учащихся.

Фронт. раб.



12

Про воздух.

Чистый воздух и его необходимость для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять основные свойства воздуха; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Определять свойства воздуха, признаки сезонных изменений в природе, температуру воздуха; рассказывать о значении воздуха для всего живого; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха.

Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



13

Про воду.

Вода и её распространение в природе. Твердые, жидки и газообразные вещества. Охрана воды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять, где используется вода, как и почему она загрязняется.

Называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; называть очистительные сооружения; рассказывать о значении воды для всего живого.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Фронт. раб.



14

Какие бываю растения?

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимы для жизни. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы, лиственные деревья.

Определять растения с помощью атласа – определителя; называть дикорастущие и культурные растения родного края; устанавливать по схеме различия между группами растений.

Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



15

Какие бывают животные?

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы ,птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; определять общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных.

Соотносить группы животных и их существенные признаки; выявлять зависимость строение тела животного от его образа жизни.

Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Фронт. раб.



16

Невидимые нити (урок- проект).

Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей средой. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; устанавливать взаимосвязи в природе.

Выявлять роль человека в сохранении или нарушении взаимосвязей; делать выводы о необходимости бережного отношения к природе и сохранению природных связей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Фронт. раб.



17

Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие и культурные растения. Разнообразные культурные растения. Легенда о растениях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять дикорастущие и культурные растения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Различать дикорастущие и культурные растения; описывать внешний вид растений.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работ.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.

Работа в группе.



18

Дикие и домашние животные.

Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей. Разнообразие домашних животных. Значение для человека диких и домашних животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений.

Моделировать значение домашних животных для человека; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с животными.

Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения различных видов диких и домашних животных.

Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Фронт. раб.



19

Комнатные растения.

Комнатные растения и их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять особенности выращивания комнатных растений; соблюдать правила ухода за комнатными растениями.

Выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений; узнавать комнатные растения на рисунках; определять с помощью атласа- определителя комнатные растения; оценивать роль комнатных растений для психического и физического здоровья человека.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Фронт. раб.



20

Животные живого уголка.

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морские свинки, хомячки, канарейки, попугаи. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для психического и физического здоровья человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять представителей живого уголка; соблюдать правила ухода за животными живого уголка.

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; определять животных живого уголка с помощью атласа – определителя; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения.

Решать практические задачи с помощью наблюдения; удовлетворять познавательный интерес, потребность в поиске дополнительной информации о различных животных.

Определение личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Работа в парах.



21

Про кошек и собак.

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка.

Приводить примеры пород собак из атласа – определителя; характеризовать условия жизни кошек и собак; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; составлять словесный портрет своего питомца.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта. Слушать и понимать речь других.

Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Работа в группах.



22

Красная книга (урок- проект).

Необходимость создания Красной книги. Красная книга и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенную в Красну. Книгу. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; рассказывать о редких растениях и животных; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Предлагать и обсуждать меры по охране исчезающих видов растений и животных; составлять рассказ о редких растениях и животных; использовать информацию учебника для составления собственного рассказа о Красной книге.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Фронт. раб.



23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмем под защиту».

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять собственную Красную книгу, правила друзей природы и экологические знаки; анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них.

Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта

Волевая саморегуляция . Оценка качества и уровня усвоения материала. Поиск и выделение нужной информации

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Фронт. раб.



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих знаний.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять тестовые задания учебника; оценивать бережное или потребительское отношение к природе.

Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов; формировать адекватную .

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Оформление своей мысли в устной и письменной речи

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Индивидуальная.



Раздел «Жизнь города и села» (10 часов)

25

Что такое экономика?

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Экономика родного края, деньги. Использование денежных единиц.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения боб экономике и важнейших предприятиях региона своего города.

Познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики и показать взаимосвязь этих частей; познакомить с важнейшими предприятиями своего города.

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Фронт. раб.



26

Из чего что сделано?

Использование природных материалов для изготовления предметов. Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой?

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров, профессий; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



27

Как построить дом?

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Этапы строительства домов. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказывать о строительстве городского и сельского домов; находить в учебнике рисунки с названными в тексте машинами.

Дать представление о технологии строительства городского и сельского домов; познакомить с видами строительной техники и материалов.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить свое предложение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение договариваться, находить общее решение.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Беседа.



28

Какой бывает транспорт?

Понятие «транспорт».Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. первоначальное представление об истории развития транспорта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять понятие «транспорт»; виды транспорта; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития.

Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Фронт. раб.



29

Культура и образование.

Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования .Разнообразие музеев. Первый музей России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать учреждения культуры и образования; называть профессии в сфере образования и культуры; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Дать представление о культурных и образовательных учреждениях; познакомить с первым музеем России – Кунсткамерой.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. Особенности труда людей родного края. Важность каждой профессии.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять названия профессий по характеру деятельности и находить представителей профессий на фотографиях; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; начать подготовку к выполнению проекта.

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Сотрудничество в поиске информации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



31

В гости к зиме.(урок-экскурсия).

Особенности времен года. Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе. Жизнь птиц зимой.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать любовь к природе.

Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.

Знаково-символическое моделирование. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



32

В гости к зиме.

Характерные признаки зимы в неживой природе. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; формулировать правили безопасного поведения на улице зимой; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обобщить наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; раскрыть связи между живой и неживой природой.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих знаний.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять тестовые задания учебника; оценивать бережное или потребительское отношение к природе.

Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов; формировать адекватную .

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Оформление своей мысли в устной и письменной речи

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Индив. работа.



34

Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга ,или возьмем под защиту», «Профессии».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих знаний.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Индив. работа.



Раздел «Здоровье и безопасность» (9 часов)

35

Строение тела человека.

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать внутреннее строение тела человека; определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятие «внешнее» и «внутреннее строение тела человека»; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Фронт. раб.



36

Если хочешь быть здоров.

Режим для второклассников. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья ,правила организации домашней учебной работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять рациональный режим школьника; выполнять режим дня, режим питания; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить признаки здорового состояния человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



37

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать сигналы светофора; соотносить изображения и названия дорожных знаков; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить признаки здорового состояния человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



38

Школа пешехода.

Освоение правил безопасности пешеходов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учить безопасному поведению на улицах и дорогах; уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, дорожных знаков, сигналов светофора.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник Оформление своей мысли в устной и письменной речи..

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Фронт. раб.



39

Домашние опасности.

Меры безопасности в домашних условиях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять правила обращения с электро и газооборудованием, колющим и режущими предметами; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома; изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту; формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Фронт. раб.



40

Пожар.

Пожарная безопасность. Вызов пожарных по телефону. Чем опасен пожар.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать вызов пожарной охраны по стационарному и сотовому телефону; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Формирование установки на здоровый и безопасный о браз жизни.

Фронт. раб.



41

На воде и в лесу.

Правила безопасного поведения на воде и в леву.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учить правилам поведения на воде, в лесу. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёмах; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде, в лесу.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Фронт. раб.



42

Опасные незнакомцы.


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать опасные ситуации, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами из учебника. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно действовать при встрече с незнакомцем.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих знаний.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Индив. работа.



Раздел «Общение» (7 часов)

44

Наша дружная семья.

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать роль семейных традиций для укрепления в семье; моделировать ситуацию семейного чтения и семейного обеда; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронтальная работа.



45

Проект «Родословная».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника. Распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы, сбор информации об истории своей семьи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять родословное древо семьи.

Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Инд. работа.



46

В школе.

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями, руководителями школы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне ее; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни; совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему.

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Фронт. работа.



47

Правила вежливости.

Правила этики в общении. Формулы приветствия и прощания. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Культура телефонного разговора. Правила поведения в общественном транспорте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять элементарные нормы общения и основные правила поведения в общественных местах; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»; повторить правила поведения в общественном транспорте.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Фронт. работа.



48

Ты и твои друзья.

Правила поведения в гостях и прием гостей. Как вести себя за столом.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать правила этикета в гостях; моделировать правила поведения за столом; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формировать умение принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом.

Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. работа.



49

Мы – зрители и пассажиры.

Культура поведения в общественных местах. Правила для пассажиров.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать ситуации правильного поведения в общественных местах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт).

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Груп. работа.



50

Проверка и оценка знаний по разделу «Общение».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих знаний.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Индив. раб.



Раздел «Путешествия» (18 часов)

51

Посмотри вокруг.

Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Форма Земли.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить линию горизонта; моделировать стороны горизонта; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «горизонт», «линия горизонта».

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб



52

Ориентирование на местности.

Что такое ориентирование на местности? Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; применять приемы ориентирования по компасу; способы ориентирования по солнцу и местным природным признакам; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Инд.раб



53

Ориентирование на местности. Практич. раб.

54

Формы земной поверхности.

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Красота гор.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять формы земной поверхности; читать условные обозначения сторон горизонта; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



55

Водные богатства.

Водные богатства нашей планеты : океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Водоемы, их использование человеком. Водные богатства родного края. Красота моря.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать водоемы естественного т искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей рек; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги). Рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



56

В гости к весне ( урок – экскурсия) .

Наблюдения над весенними явлениями в живой и неживой природе и изменениями погоды в начале весны. Раннецветущие растения ( первоцвет).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за состоянием погоды; определять признаки весны; формулировать выводы о весенних явлениях природы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Поиск и выделение нужной информации. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Формирование ценности «любовь» к природе.

Умение объяснять с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.


Фронт. раб.



57

В гости к весне

Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; узнавать перелетных птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе; составлять рассказ на тему « Красота весны» .

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



58

Россия на карте.

Что такое карта? Изображение территории России на карте. Как читать карту? Правила показа объектов на настенной карте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; применять приемы чтения карты; правильно показывать объекты на настенной карте; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Ввести понятие «географическая карта»; познакомить с условными знаками на карте; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Формирование моральной самооценки, ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Фронт. раб.



59

Проект « Города России».

Подготовка к выполнению проекта : знакомство с материалами учебника, распределение заданий , обсуждение способов и сроков работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Подготовить к выполнению проекта. Составлять презентацию своего исследования; представлять свой проект; оценивать свои достижения.

Умение осознанно и произвольно строить Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Речевое высказывание.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



60

Путешествие по Москве.

Москва – столица России. Первоначальные представления об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить Москву на карте России ; определять местоположение достопримечательностей столицы на плане Москвы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; прививать чувство любви к своей стране.

Поиск и выделение необходимой информации. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



61

Московский Кремль.

Московский Кремль- символ нашей России. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; формулировать выводы на основе полученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлём и его архитектурными памятниками; воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за неё.

Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение нужной информации. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



62

Город на Неве.

Санкт- Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру Великому, история его создания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; соотносить фотографии достопримечательностей города; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с достопримечательностями Санкт – Петербурга, планом и гербом города, историей его основания; прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничать в поиске информации.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



63

Путешествие по планете.

Карта мира. Океаны и материки ( континенты), их изображение на карте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; Сравнивать глобус и карту мира; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Ввести понятие «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли.

Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение необходимой информации. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



64

Путешествие по материкам.

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять особенности материков с помощью учебника и других источников информации; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с особенностями природы и жизни людей на разных материках, с частями света – Европой и Азией.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



65

Страны мира. Проект « Страны мира».

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сравнивать физическую и политическую карту мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России и других стран; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Ввести понятия «физическая» и «политическая карта мира»; познакомить с некоторыми странами мира; подготовить к выполнению проекта; воспитывать чувство гордости за Россию.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение структурировать знания. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Фронт. раб.



66

Впереди лето.

Летние изменения в природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдения в летнее время. Красота животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять травы, цветущие летом, насекомых и других животных с помощью атласа- определителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; формулировать выводы на основе изученного материала.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Фронт. раб.



67

Проверка о оценка знаний по разделу « Путешествия».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять тестовые задания учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Фронт. раб.



68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», « Страны мира».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Инд. раб.



Итого – 68 часов