СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по экологии 7 класс ФГОС

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику "Экология. Среды жизни на планете. 7 класс", авторы В.А.Самкова, Л.И.Шурхал

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по экологии 7 класс ФГОС»

урока

Разделы, темы

Коли

чество

часов

Даты

проведения


Материально-техническое оснащение


Универсальные учебные действия (УУД)

План

Факт

Введение

1 ч





1

Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Практическая работа 1: составление схемы "Распространение жизни в биосфере".

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс»

Обобщают и систематизируют знания, полученные в начальной школе, о взаимосвязи человека и природы.

Ставят проблему: и сами ищут пути решения: Каковы условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере?

.

Тема 1. Окружающая среда и экологические факторы





2

Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Классификация экологических факторов.

1



Мультимедийное устройство. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс»

Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного. Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями

3

Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы.

1



Мультимедийное устройство, компакт-диск. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс»

Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями

4

Биотические факторы.

1



Мультимедийное устройство. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс»

Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями: Всевозможное влияние растений, животных и других организмов.

5

Антропогенные факторы.

1



Мультимедийное устройство. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс»

Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия человека и природы. Углубляют знания об экологических системах и факторах среды

6

Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов. Экскурсия в экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов.



1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс»

Приобретают опыт экологически грамотного взаимодействия факторов среды. К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями

Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни

8 ч





7

Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. Р: выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что ещё раз надо «проработать» по теме Вода.

8

Физические свойства воды. Практическая работа 2: Органолептические свойства воды: определение цвета, запаха и вкуса воды различных проб воды.



1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Лабораторное оборудование

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием

9

Химические свойства воды. Практическая работа 3: Определение химического состава воды. Простейший тест на жесткость воды. Определение кислотности различных проб воды.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Лабораторное оборудование

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием

10

Скорость течения воды как экологический фактор.

Особенности условий жизни в водной среде.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение водной среды.

11

Многообразие водных экосистем: реки, озера, моря и океаны.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

3-Д комплекс.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение реки, озера, океана


12

Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение антропогенного воздействия и последствий

13

Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение антропогенного воздействия и последствий

14

Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение антропогенного воздействия и последствий

Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания






15

Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их

16


Климатические факторы.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Характеризуют и сравнивают климатические факторы. Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение наземно-воздушной среды.

17

Живые организмы осваивают воздушную среду. Приспособленность к полету.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение наземно-воздушной среды. Знакомятся с многообразием приспособлений организмов к полёту.

18

Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн". Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ. Практическая работа 4: Определение запыленности воздуха.



1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

3-Дкомплекс. Лабораторное оборудование.

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение наземно-воздушной среды. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием

19

Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство, 3-Д комплекс.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.

20

Практическая работа 5: Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева.

1



Шишки, сучки дерева. Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Используя природный материал овладевают приемами изготовления барометра из сучка или шишки хвойного дерева (ель, сосна, можжевельник)

21

Природоохранное законодательство об охране атмосферы.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Овладевают знаниями об охранных мероприятиях атмосферы

22

Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и при родных зон

Тема 4. Почва как среда жизни





23




Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.


Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их.



24

Экскурсия: Сбор почвенных образцов.



1



Лопата, пакеты

Закрепляют практические навыки и умение работать в группах

25










Механическая структура почвы и ее свойства. Практическая работа 6: Изучение структуры почвы по образцам. Определение механического состава почвы.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство. Учебно-лабораторное оборудование по экологии, химии, биологии, микроскоп.

Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием.


26

Почва как среда обитания живых организмов.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Уметь объяснять изменения, происходящие в экосистемах. Определять приспособление организмов к среде обитания.

27

Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Овладевают информацией о взаимосвязях между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Углубляют знания об экологических системах и факторах среды

28

Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания


Тема 5. Организм как среда обитания

3 ч





29

Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Практическая работа 7: Изучение поврежденных растений по гербарному материалу.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Гербарий

Приобретают знания о паразитических организмах. Закрепляют практические навыки.

30

Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида. Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни. Практическая работа 8: Изучение под микроскопом препаратов, демонстрирующих особенности строения различных организмов-паразитов.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Микроскоп, микропрепараты.

Закрепляют знания о типах взаимоотношений живых организмов друг с другом, выявляют приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием.

31

Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарно-гигиенические нормы и правила.


1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Определяют влияние болезнетворных микроорганизмов на здоровье человека, вредное воздействие


Тема 6. Среда жизни человека

3 ч





32

Биосфера — оболочка Земли. Четыре компонента окружающей среды. Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Ставят вопрос: Каково значение для меня знаний биосфере и умеют находить на него ответ. Определяют значение охраны биосферы — как условия сохранения жизни на Земле. Осознают, что биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Задаются вопросом о причине биологического разнообразия биосферы

33

Взаимодействие общества и природы. Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем.

1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Выделяют и формулируют положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Определяют значение охраны биосферы — как условия сохранения жизни на Земле.

34

Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека. "Экологические заповеди". Практическая работа 9: Выполнение иллюстраций к "Экологическим заповедям" и оформление выставки "Что должен знать каждый человек, чтобы понять и сохранить природу".



1



Учебник «Экология. Среды жизни на планете. 7 класс». Мультимедийное устройство.

Карандаши, бумага.

Выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что ещё раз надо «проработать». Л: Формируют ответственное отношение к обучению К:Слушают, вступают в диалог, используя имеющиеся знания , анализируют.


Итого:

34ч



Экскурсий – 2

П/р - 9