№ п.п. | Дата | Кол час | Содержание | Виды учебной деятельности |
УУД Личностные: сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; выработать мотивацию обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; сформировать эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; эстетически воспринимать художественное произведение, произведений живописи, музыки; иметь первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; освоить семейные традиций, в том числе традиции семейного чтения; чувство любви к своей малой родине, к Родине; уважать близких родственников — родителей; сформировать способность к самооценке своей работы на основе совместно с классом выработанных критериев; ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). уметь выражать эмоции посредством чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности. Метапредметные понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи (под руководством учителя); составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений (под руководством учителя); оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей, понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов; работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в библиотеке; в справочной литературе для детей; использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели, для создания высказывания, самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям), слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий, задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению. Предметные: воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом); читать выразительно, т. е. орфоэпически правильно с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; используя опорные слова (словесная модель текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема), читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам, называть имя и фамилию автора, заголовок прочитанных или прослушанных произведений в классе; рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу; находить в содержании учебника произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название), участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке, ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма; различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение; различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка; находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись), определять особенности сказочного текста; характеризовать героя произведения; самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа, создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать собственные творческие объекты: фотогазету, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя, придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности . "КНИГИ – МОИ ДРУЗЬЯ" (1+3+2р) |
-
| | 1 | Вводный урок | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать по названию раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги (обложка, иллюстрации, автор, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К. Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведении А. С. Пушкина. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведений К. И. Чуковского. Распределять роли.Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение |
-
| | 1 | Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.) Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Возникновение письменности |
-
| | 1 | С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами). Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». А.Барто. «Стали грамотными». С.Маршак. «Разговор с первым классом». Б.Заходер. «Живая азбука». |
-
| | 1 | А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…». Любимый отрывок из сказки А.Пушкина. |
-
| | 1 | «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.) Вн.чт. Книги К.Чуковского. |
-
| | 1 | Семейное чтение. К.Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К.Ушинского». «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Самостоятельное чтение. В.Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу…» |
"РАДУГА - ДУГА" (4 ЧАСА) |
-
| | 1 | Диалог Ани и Вани. Загадки. Пословицы, поговорки. | Предполагать по названию раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимать смысл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, которых можно было бы использовать одну их прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение. |
-
| | 1 | Чтение по выбору. Песенки народов разных стран. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.) Считалочки. |
-
| | 1 | Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. |
-
| | 1 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». «Шутки – минутки». |
"ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА!" (5+2р) |
-
| | 1 | Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. | Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1—2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Распределять роли. Инсценировать произведение |
-
| | 1 | «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука». Т.Коти. «Катя и буквы». |
-
| | 1 | «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк». Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). |
-
| | 1 | Вн.чт. Народные сказки. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака. |
-
| | 1 | «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л.Пантелеев. «Две лягушки». |
-
| | 1 | «Шутки-минутки». Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Народные сказки. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери». |
-
| | 1 | Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.) Сборники русских |
-
| | 1 | «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты». |
-
| | 1 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки. «Лиса и рак», «Лисица». |
"ЛЮБЛЮ ВСЁ ЖИВОЕ" (6 ЧАСОВ) |
-
| | 1 | Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани. В.Лунин. «Никого не обижай». Е.Благинина. «Котёнок». И.Токмакова. «Лягушки». (Звукоподражательные слова.) | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люблю всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт. Классифицировать книги на выставке по темам. Сравнивать научный и художест- венный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. Освоить приём звукописи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу |
-
| | 1 | И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла». В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова). «Читалочка-обучалочка». Вн.чт. Произведения В.Бианки |
-
| | 1 | И.Пивоварова. «Всех угостила». С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.) |
-
| | 1 | Н.Сладков. «Без слов». (Общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».) «Шутки – минутки». |
-
| | 1 | Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о животных.«Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». Семейное чтение. Л.Толстой. «Пожарные собаки». |
-
| | 1 | Самостоятельное чтение. С.Маршак. «В зоопарке». Б.Житков. «Вечер» (по выбору). «Шутки – минутки». Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных. |
-
| | 1 | «Наш театр». С.Маршак. «Волк и лиса». В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». |
-
| | 1 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.) Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака. |
"ХОРОШИЕ СОСЕДИ, СЧАСТЛИВЫЕ ДРУЗЬЯ" (7 ЧАСОВ) |
-
| | 1 | С.Михалков. «Песенка друзей». Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной». Пословицы. А.Барто. «Сонечка». | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам. Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов. Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по темам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать произведение по ролям. Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг |
-
| | 1 | Е.Пермяк. «Самое страшное». Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее». Э.Шим. «Брат и младшая сестра». |
-
| | 1 | «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору. Вн.чт. Произведения о дружбе. |
-
| | 1 | Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина. «Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память». Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!». |
-
| | 1 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сопоставление: рассказ – сказка. В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.). Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». |
"КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ" (9 ЧАСОВ) |
-
| | 1 | П.Воронько. «Лучше нет родного края» А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сёстрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Объяснять значение слов Родина, Отечество. Знать названия страны и города, в котором живёшь. Выразительно читать стихи, посвящённые столице. Объяснять смысл выражения Родина-мать. Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книги по темам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: стихи, рифма. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать настроение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг |
-
| | 1 | Чтение стихов по выбору. С.Есенин. «Черёмуха». С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…». И.Суриков. «Лето». Н.Греков. «Летом». «Читалочка-обучалочка». Вн.чт. Стихи русских поэтов. |
-
| | 1 | Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…». И.Суриков. «Зима». |
-
| | 1 | «Четыре сестры». Сказка. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». |
-
| | 1 | В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…». Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?». |
-
| | 1 | А.Митяев. «За что люблю маму. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец». В.Берестов. «Стихи для папы». И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство». |
-
| | 1 | Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Произведения о Родине. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. «Первая рыбка». Конкурс читателей; присвоение звания «Лучший читатель». |
"СТО ФАНТАЗИЙ" (1 ЧАС) |
-
| | 1 | Р.Сеф «Совершенно непонятно», В. Маяковский «Тучкины штучки», В. Викторов «Поэт нашёл в себе слова», Ю. Мориц «Сто фантазий, И. Пивоварова» «Я палочкой волшебной». Сочинение собственных историй на основе своих собственных текстов. | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение слова «творчество». Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений. |