По каждой приведенной в таблице позиции дайте оценку / самооценку по трем уровням (высокий, средний, низкий/недостаточный). При подведении итогов определяется доминирующий уровень оценки в целом по таблице, а также проблемные зоны, по которым был выставлен низкий уровень оценки.
Основные компоненты урока | Уровень реализации |
1. Организационно-мотивационный этап урока |
Эмоционально-мотивационная установка на урок и позитивное общение – психологическая комфортность (приветствие учителя, вступительное слово, установление контакта, интерес учителя к состоянию учащихся; эстетика кабинета) | |
Обеспечение физиологической комфортности (проверка правильности посадки, осанки, обустройства места работы; проверка требований светового и температурного режима в кабинете; рекомендации по оптимальному режиму работы на уроке) | |
Организация класса (дисциплинарный момент): отчет дежурного, проверка готовности учебных принадлежностей к уроку | |
2. Целеполагание |
Обеспечение четкости цели урока на уровне понимания ее учащимися | |
Определение практической значимости, полезности осваиваемого знания или способов деятельности на уровне принятия их учащимися (актуализация цели через вопросы: как и зачем будем делать? где и как это мне пригодится? и др.) | |
Учет возрастных особенностей учащихся при реализации функции целеполагания (создание ситуации интриги, ближнесрочная перспектива) | |
3. Выбор формы учебного занятия |
Нетрадиционность формы учебного занятия | |
Нетрадиционное оформление учебного занятия, несущее его смысловую или ролевую нагрузку и повышающее интригу действия урока | |
Дополнительные образовательные ресурсы | |
4. Содержание учебного материала | |
Опора на уже известное и понятное знание | |
Обращение к актуальным, повседневным и важным для учащегося вопросам и проблемам (актуализация) | |
Доступность в сочетании с научностью | |
Напряженность (знание развивающего характера, нарастание интереса) | |
Пролонгированность (знание имеет перспективу своего развития и использования) | |
Занимательность, интересная фабула (сценарная выстроенность) урока | |
Внутри- и межпредметные связи | |
Принцип гештальта (законченного образа) в работе со знанием или способом деятельности (каждый компонент знания или способа носит завершенный характер, имеет сформированный образ через предъявление – освоение – закрепление – обобщение – рефлексию – переход к следующему) | |
Метапредметная направленность | |
5. Деятельность на уроке |
Использование активных методов обучения, новых технологий | |
Напряженность деятельности, темп урока | |
Вариативность видов деятельности учащихся | |
Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательский метод) | |
Продуктивность обучения (получение конкретных осознаваемых и материализованных продуктов деятельности на уроке) | |
Уровень самостоятельности учащихся на уроке | |
Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы | |
Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся | |
6. Создание ситуаций рефлексии на уроке |
Рефлексия эмоционального состояния | |
Рефлексия деятельности | |
Рефлексия результатов | |
Создание ситуаций рефлексии по ходу урока | |
Организация общего обсуждения урока | |
7. Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов |
Управление деятельностью класса и каждого учащегося конкретно | |
Уровень самоконтроля учащихся | |
Характер контроля | |
Организация этапа оценивания | |
Использование бонусов для оценивания | |
Объективность оценивания | |
Комментирование оценки | |
Фиксация оценки, достижений (продуктов) учащихся: • формальная (дневник, журнал); • публичная (в качестве примера другим) | |
8. Домашнее задание |
Комментирование домашнего задания учителем с позиций его важности и полезности | |
Ссылка на опыт, полученный в ходе урока, необходимый для выполнения домашнего задания | |
Четкая фиксация домашнего задания | |
Определение критериев оценки домашнего задания (меры поощрения и наказания) | |
9. Эмоциональный фон хода урока |
Эмоциональность учителя | |
Юмор учителя | |
Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся | |
Внимание учителя к учащимся | |
Психологический контакт на уроке | |
Создание ситуаций свободного общения при осуществлении учебной деятельности | |
Использование физминутки для физической и эмоциональной разрядки | |
Обращение учителя к учащимся | |
Проявление учащимися интереса к уроку | |
Дополнительно (общее впечатление об уроке и его итоговая оценка) | |