Картотека игр
для развития речи детей
раннего возраста
Составила: воспитатель МДОУ №44 «Дружок»
Кириенко Екатерина Владимировна
Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте
К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:
Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
Участие в игре должно быть добровольным.
У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя).
Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей.
С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением.
Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха».
Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.
Игра «Утреннее приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, развития речи, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.
Содержание: Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки.
Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Софья здесь… И Коля здесь…» Все дети повторяют за взрослым.
Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Софья! Здравствуй, Коля и т.д.!.. Здравствуй, солнце! Здравствуй ветер! Здравствуй новый день!»
Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).
Игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Краткое описание: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например, волка и спрашивает, что это? (волк). Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок, волчок).
Игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Краткое описание: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Игра «Поспешили - насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. За квохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Игра «Кто как кричит»
Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.
Краткое описание: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.
Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры:
Предложите детям поиграть в самолётики. – Послушайте стихотворение про самолёт: По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!
– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!» Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Пароходы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики. – Послушайте стихотворение про пароход: Пароходик домой Спешит по прямой! На волнах качается, Брызги разлетаются!
– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!» Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.
Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки. – Послушайте стихотворение про машину: «Би-би-би», – гудит машина: Не поеду без бензина!
– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!» Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль.
Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики. – Послушайте стихотворение про паровоз: Весёлый паровозик Вагончики возит! Трубой пыхтит, Колёсами стучит!
– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
Ёжик
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры: Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога. – Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной! Вот свернулся ёж в клубок,
(дети присаживаются на корточки) Потому что он продрог. «ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми) Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. «АЙ-АЙ-АЙ!»
(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся) Игру можно повторять несколько раз.
Куколка
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.
Оборудование: кукла.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру. – Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ». Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А.
Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева. – Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ! Кукла «танцует и кланяется». – А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песню. При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.
«Курочка-рябушечка»
Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют "рябушечкой", затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей "шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям:
"Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?"
Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают:
"Курочка-рябушечка, куда ты пошла?" и т. д.
Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
«Сова»
Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры: дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей:
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Движения:
Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.
Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.
Услышав слова "как полетит", дети убегают, а сова
их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
«Птички»
Цель игры: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение, про птичек»:
«Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.»
«Кто хочет быть птичками?»
(Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.)
«Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.»
Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.
«Петушок»
Цель игры: развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:
Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.)
Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.
(Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.)
Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку».
«Конь»
Цель игры: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры: дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру!.. - говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".
«Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход:
В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так».
Как бьют часы: «Бом-бом...».
Чтобы они ходили, нужно их
завести: «трик-трак...»!
Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6раз).Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют,
часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
«Водичка»
Оборудование и материалы: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Описание игры. Открыть кран и обратить внимание ребенка на то, как «поет» текущая вода (с-с-с). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Вместе с ребенком повторить 3 — 4 раза.
В заключение игры предложить ребенку «спеть» песенку водички, протяжно произнося звук [с].
«Пузырь»
Описание игры . Играют несколько человек. Они встают тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на другой). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят, выдувая воздух в свою «трубочку»: «Ф-ф-ф». Так повторяется 3 — 4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Взрослый дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят, изображая выходящий воздух: «Т-с-с-с-с». Затем игра возобновляется.
То, что не тренируется – то не развивается. Это утверждение в полной мере относится не только к спорту, но и к развитию речи малышей. Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!
С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают ребенку возможность начать активно использовать свой словарный запас.
Игры на развитие речи способствуют появлению у ребенка желания и потребности говорить.
Спасибо за внимание!