Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» г. Сычевки
Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Разработчик :
воспитатель
Савицкая Людмила Владимировна
Картотека игр по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Разложи монетки по порядку»
Цель: развитие умения детей соотносить денежные знаки по достоинству.
Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими.
Материал: монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5, 10 рублей.
Ход игры:
Детям предлагается разложить монеты сначала в порядке возрастания, затем в порядке убывания.
Дидактическая игра «Размен»
Цель: развитие умения детей различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами.
Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, закрепить состав числа из 2-х меньших до 10.
Материал: дидактическое пособие: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей).
Ход игры:
Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.
Дидактическая игра «Купите Мише (Маше) подарок»
Цель: развитие умений детей совершать покупки.
Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, развивать умение детей сделать правильный выбор и купить желаемые товары с учетом игровых пристрастий мальчиков и девочек при условии, что у них на приобретение покупки есть определенная сумма денег.
Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены игрушки, канцелярские товары, книги с ценниками, корзинка.
Ход игры:
Детям предлагается выбрать подарок из предложенных в магазине товаров.
Дидактическая игра «Поможем Маше купить полезные продукты»
Цель: развитие умения детей совершать покупки.
Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, на указанную на кошельке сумму выбрать только полезные для здоровья продукты.
Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены различные продукты питания: молоко, сметана, овощи, фрукты, конфеты, сок, кока-кола, шоколад и др., корзина для покупок.
Ход игры:
Детям предлагается на указанную сумму приобрести полезные для здоровья продукты.
Дидактическая игра «Помоги маме купить продукты»
Цель: развитие умения детей совершать покупки.
Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, соотносить денежные знаки по достоинству, оперировать ими, соотносить желания с финансовыми возможностями, воспитывать бережливость.
Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой.
Карточки-задания (картинки с изображением необходимых товаров), карточки- модели «Фонд помощи бездомным животным», «Копилка», «Семья».
Ход игры: Детям предлагается совершить покупки в соответствии с карточкой-заданием, оставшиеся от покупки деньги использовать по своему усмотрению: что-то купить себе, передать на благотворительность, вернуть маме или положить в копилку.
Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет»
Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.
Задачи:
продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; набор карточек для распределения ролей (с изображением покупателя – 4 шт., кассира -2 шт., продавца -3), 5 карточек с изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.
Ход игры:
Игровые роли: продавец, покупатель, кассир. Детям предлагается выбрать карточку и определить, какую роль он будет выполнять в игре.
Игровые действия: Продавцы проходят в торговый зал, проверяют наличие ценников, порядок на полках. Кассиры приглашаются пройти в кассы. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные).
Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.
Развитие игры предполагает объединение сюжетов с сюжетно-ролевой игрой «Семья», «Кафе».
Игра 2. «Магазин»
Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.
Порепетируйте поход в магазин дома.
Как играть
Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.
Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».
Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.
Результат
Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.
Финансовый словарик для малышей
Банк — это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами.
Вклад — деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились.
Банкомат — устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.
Активы — все, что приносит деньги.
Пассивы — то, что забирает деньги.
Деньги — это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.
Карточка — полностью называется банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине, в интернете и многих других местах.
Кредит — это деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер, но денег не хватает – банк может дать в долг. Но потом долг банку придется возвращать и платить ему проценты.
Купюра или банкнота — так называют бумажные деньги. Купюра или банкнота — это одна бумажка.
Денежный поток или прибыль — разница между доходами и расходами за период времени.
Настольно-печатная игра «Экономическое путешествие»
Настольно-печатная игра «Экономическое путешествие» для детей дошкольного возраста от 5 лет
Пояснительная записка
Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры– это отдельный целый огромный мир для детей.
Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки,
конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество
настольных игр для их гармоничного развития.
Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?
Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе
игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а также – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.
Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.
Настольные игры в старшем возрасте вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.
Образовательная цель
игры – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
формировать у детей осознание того, что деньги просто так нельзя взять, их надо заработать,
учить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия.
Цель игры
– дойти до финиша, в данной игре – до банка и сложить все накопленные монеты в банк.
Ход игры: игроки, бросая кубик, могут прокатиться на поезде, на самолете, развлечься на аттракционах, съесть пиццу, мороженое или другие сладости, а также можно совершить полет на парашюте и даже попасть к пиратам. За каждый из пунктов придется понести расходы и заплатить монеты, их количество указано на игровом поле (например, -1). Но в ходе игры можно и заработать монетки (количество монет указано на игровом поле, например,+3) совершая хорошие поступки, которые участник игры должен придумать самостоятельно. Суть игры – дойти до банка и положить монетки на хранение. Воспитанникам моей группы было очень интересно и увлекательно создавать игру самостоятельно.
Аудитория игры: дети от 5 лет.
Предмет: основы экономики и финансовой грамотности.
Материалы для создания игры: ватман, губки, гуашь, кисточки, линейка, бумага для изготовления кубика, цветная бумага для изготовления монет.
Игра 3. «Квест в супермаркете»
Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.
Как играть
Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.
1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.
Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).
2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.
3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.
Пусть выбирает ребёнок.
Результат
В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:
Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.
Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.
В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.
Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку. Периодически повторяйте его с ребё ком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.
Сычевка, 2023