СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картотека Ненецких игр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека Ненецких народных игр. Создать условия для развития интереса к истории родного края, к народным играм.

Просмотр содержимого документа
«"Картотека Ненецких игр"»



НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.



                   

"Хаскова" - (Игра в мяч)

ЦЕЛЬ: упражнять в броске мяча в даль и в цель, развитие координации движений, воспитывать волевые качества

Каждый участник игры получает кожаный мяч, бросает мяч на дальность или в цель.

Если игра проводится на улице, то участие принимает вся груп­па. Если же она проводится в помещении, то группу необходимо раз­делить на команды.

Игру можно проводить в любое время года с детьми всех групп детского сада.

I вариант.

На площадке проводится черта, играющие (вся группа или поло­вина) становятся перед чертой с мячом в правой руке. По сигналу вос­питателя участники игры бросают мячи. Кто дальше бросит свой мяч, тот и выигрывает.

II вариант.

Группу делят на команды по 5-8 детей. Проводится черта перед играющими. Напротив каждой команды, на расстоянии 1,5-2 м от чер­ты, чертится круг диаметром 0,5 м. Каждый член команды старается попасть мячом - "хаско" - в круг.

Выигрывает команда, набравшая большее количество попаданий.









"Хоборкова" - ("Коршун и наседка")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать терпение

Выбирается коршун, куропатка-наседка и цыплята. Цыплята за куропаткой становятся в колонну друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего товарища и сомкнув пальцы в "замок", или кладут руки на плечи товарищу, или держатся за подол.

Коршуна ставят к куропатке.

Коршун, со словами "хобэр - хо-бэ-эр", бегает то вправо, то вле­во и старается защищать цыплят, размахивая руками, как крыльями. В свою очередь, цыплята, держась цепочкой и не отрываясь друг от дру­га, стараются убежать от коршуна.

Победителями становятся коршун, поймавший наибольшее ко­личество цыплят, и куропатка, защитившая больше цыплят. В игре могут принимать участие 7-10 человек старшей, средней и под­готовительной группы в любое время года на улице или в помещении.









Маленкова» – (Игра в жмурки)

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. воспитывать выдержку, терпение.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза и ставят в круг, ко­торый образуют участники игры, взявшись обеими руками за замкну тую веревку.

По сигналу воспитателя дети, не отцепляясь от веревки, бегут влево или вправо, а водящий старается поймать любого бегущего, уз­нает и называет его имя. Пойманный, имя которого угадали, становится водящим, и игра продолжается.

Веревка берется длиной 2-3 метра. Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.







"Ярколава" - ("Ловля оленей")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, беге, развивать быстроту реакции, воспитывать желание победить.

I вариант.

На площадке ставятся 6-7 оленьих рогов. На расстоянии 1,5-2 м вокруг них проводится окружность. Дети-оленеводы с тынзеями-арка-нами располагаются по кругу.

По сигналу арканы накидывают на рога. Победителем считается тот, кто больше других поймает оленей. Одновременно можно ловить 2-3 оленей.

II вариант.

На площадке перед играющими проводится черта. На одной ли­нии, на расстоянии 1,5-2 м от черты, устанавливается 10-12 оленьих рогов. Выходят 3-4 пастуха-оленевода и ловят арканом оленей.

Выигрывает тот, кто больше выловит оленей.

Можно группу разделить на команды по 6-7 детей. Выигрывает команда, выловившая больше оленей.











"Тыбэртя" - ("Оленеводы")

ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, умение избегать столкновений, развивать меткость, Воспитывать интерес к игре


Выбирается 3-4 пастуха-оленевода. Дети-олени находятся в раз­ных местах площадки.

Оленеводам выдаются арканы. По сигналу "Лови", оленеводы арканами ловят последовательно трех оленей. Запрягают их в игру­шечные самодельные упряжки.

Победители, собравшие свою упряжку, свободно катаются по площадке. Игра рассчитана на детей подготовительной группы и про­водится на улице.











"Нэдалёда" - ("Гонки оленей")

ЦЕЛЬ: упражнять в беге по 2-3 человека, развивать быстроту, ловкость., Воспитывать интерес к соревнованиям



Определяется расстояние для гонок (50-60 м). Выбираются пас­тухи-гонщики и по 3 оленя каждому гонщику.

Гонщики запрягают своих оленей в упряжку и становятся на ли­нию старта.

По сигналу "Хэй" - упряжки бегут к финишу. Побеждает прибежавшая первой упряжка. Соревнование можно проводить как команд­ное, так и личное. В средней и старшей группах расстояние можно укоротить.
















"Лынзекова" - (Игра в прятки)

ЦЕЛЬ: учить действовать по сигналу, развивать внимательность, воспитывать терпение, выдержку

В начале игры счетом выбирается "прятка". Все играющие вста­ют в круг. Один считает до десяти. Десятый становится "пряткой" и са­дится на санки, поставленные в центре круга.

"Прятка" закрывает глаза. По сигналу "прятка" идет искать. Все играющие прячутся, а "прятка" ищет спрятавшихся товарищей, пятнает найденного. Последний становится "пряткой", садится на санки и заж­муривает глаза. По сигналу воспитателя игра продолжается.

Игра рассчитана на детей средней, старшей, подготовительной группы.






"Мядикова" - ("Сборка и разборка чума")

ЦЕЛЬ: упражнять в умении разбирать и собирать чум

Развивать логическое мышление, скорость при выполнении задания

Воспитывать интерес к народным играм

Воспитатель показывает последовательность сборки и разборки чума, называя части чума по-ненецки. Дети повторяют в чуме с кукла­ми, а около чума - с деревянными (картонными) оленями, санками.

Атрибуты для игры: шесты чума, нюк (покрытие) летний или зимний (в зависимости от времени года), ненецкие куклы и куклы, оде­тые в ненецкую одежду соответственно сезону; олени, вырезанные из картона или фанеры, деревянные самодельные санки. Играть могут дети всех групп детского сада.















"Ва"авкова" - ("Игра в чуме")

ЦЕЛЬ: Знакомить с традициями, обычаями ненецкого народа, развивать разговорную речь ненцев, воспитывать дружелюбие, умение решать самостоятельно конфликтные вопросы

Дети удобно располагают утварь чума, постель и постельные принадлежности и играют в "дочки-матери".

Атрибуты для игры: готовый поставленный чум во дворе или в группе, куклы, постели, подушки, одеяла, полотенца, столики, посуда.

Игра рассчитана на детей всех групп.







"Вывко" - ("Жужжалка")

ЦЕЛЬ: упражнять в ловкости, развивать координацию рук воспитывать интерес к играм-забавам.

Вывко - это деревянная пуговка с продернутой через оба отвер­стия замкнутой крепкой ниткой. Играющие закручивают вывко, а затем делают движение, напоминающее игру на миниатюрной гармошке. Пуговка должна шуметь и посвистывать как ветер. Выигрывает тот, чей вывко жужжит дольше всех.

Игра рассчитана на старшую и подготовительную группу.



























"Пэсько" - ("Волчок")

Цель: Учить действовать по сигналу воспитателя, развивать координацию рук, воспитывать интерес к играм-забавам


Каждому участнику игры выдается самодельный деревянный волчок - пэсько. По команде воспитателя дети заводят одновременно волчки. Выигрывает тот, чей волчок прокрутится дольше всех. Игру можно провести и на время, по секундомеру.



"






"Едко" - ("Котелок")

ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках на двух ногах. развивать координацию, воспитывать выдержку, терпение, сноровку



Выбирается ведущий. Играющие становятся в колонну за водя­щими.

По сигналу воспитателя ведущий делает прыжки с ноги на ногу, передвигаясь вперед. За водящими след в след прыгают остальные дети. Кто оступился, не попал в след-"котелок" - тот выходит из игры.

Игра проводится зимой с любым возрастом и количеством де­тей.


















"Ертя"-("Рыбаки")

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. развивать координацию движения, воспитывать интерес к народным играм

Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот ста­нет победителем.

Атрибуты: рыбки картонные (сиги, язи, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой.

Для проведения данной игры детей необходимо потренировать в катании на лодочке, свободно передвигаться по залу.














Няха"р янгор санарма" - ("Тройные прыжки")


ЦЕЛЬ: упражнять в прыжках в длину, Развивать выносливость, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм


На площадке проводится черта. Играющие должны совершить три прыжка подряд, отталкиваясь одновременно обеими ногами. Победите­лем считается тот, кто соблюдает правила игры и прыгает дальше всех. Правила игры: отталкиваться обязательно обеими ногами; ноги должны быть вместе в течение всех трех прыжков, носки - на одной ли­нии.

Игра рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. В средней группе можно тренировать детей в двойном прыжке.






"Тынзям' моёпава" - ("Игра в аркан")

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать глазомер, ловкость рук. воспитывать интерес к народным играм

На участке проводится черта. Играющие выстраиваются около чер­ты с арканом. Тынзей-аркан наматывается на левую руку в направлении от кисти на локоть и при разгибании предплечья набрасывается на пред­мет-цель. Играющий, попав петлей аркана на предмет, затягивает аркан, подтягивая его к себе. У кого больше попаданий в цель, тот и выигрывает. Заарканивать можно головки самодельных деревянных саней, шестов и других предметов. Игра рассчитана на детей старшей и подго­товительной группы.


















"Хабэвко няби ханена" - ("Куропатки и охотник»)

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости, ловкости, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать интерес к народным играм




Выбираются два охотника. Остальные играющие - куропатки. Ку­ропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начи­нают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как кры­льями и имитируя крики куропаток: "ка-бэ, ка-бэ, ка-бэ-бэ." В это время охотники маленьким мячиком стараются попасть в ноги товарищей.

Победителем считается охотник, поймавший много куропаток. Игра проводится на улице и рассчитана на детей старшей и подготовительной группы.





Нын"-(Игра в лук.)

ЦЕЛЬ: упражнять в меткости в даль, развивать глазомер,воспитывать интерес к народным играм

На участке проводится черта, вызываются два стрелка. Играющие берут лук в левую руку, правой рукой натягивают тетиву со стрелой и пускают стрелу на дальность. Отметкой служит флажок. Пустивший стре­лу дальше флажка считается метким стрелком.

В игре можно использовать самодельный лук и самодельную де­ревянную стрелу или пластмассовый лук фабричного производства. Игра рассчитана на детей подготовительной группы, количество играющих не ограничивается.






«Путко» (Кулачек)


Цель: Знакомство с новыми словами, расширить словарный запас детей, развивать внимание. быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм, дружелюбие, умение договариваться между собой


Чем больше детей играет в эту игру, тем интересней. Из сжатых кулачков»строят»пирамиду. Обязательное условие: кулачки одного ребенка не должны стоять друг на друге. между ними должен быть «чужой» кулачек

Хозяин предпоследнего путко спрашивает: «Чей кулак на моем кулаке?»Тот кого спрашивают, отвечает: «Мой кулак».Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.

Все путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит : «На чумовище остался какой то боченок. Давайте откроем!»Побеждает тот, кто «откроет боченок»-пытается указательным пальцем разжать кулачек.

Игру можно продолжить и после того. как «боченок открыт» играющие кладут ладони друг на друга тыльной стороной вверх. Тот, чья ладонь лежит снизу ,быстро вытаскивает ее и опускает на самую верхнюю, делая небольшой хлопок. Все игроки по очереди повторяют то же самое в очень быстром темпе. Тот .кто поспешил и вынул руку раньше времени, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто оказался самым ловким и внимательным












Прыжки через нарты»

Цель: упражнять в прыжках. Развивать ловкость, воспитывать интерес к народным играм

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м.Нарты-сани имеют длину 1м..ширину 30-40 см.высоту 20см.Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет нарты.

Примечание: для дошкольников можно сделать нарты из картона.









«Тыранийко»

Тыра- кулачек

Тыра ний- тыльная сторона руки


Цель: упражнять в умении подбрасывать и ловить палочку тыльной стороной руки, развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать интерес к народным играм

Играют несколько человек. Для игры изготавливают палочки, длиной 15-20 см.Количество этих палочек может быть произвольным- чем больше, тем лучше. Дети кладут палочки на ладонь и с помощью большого кольца перебрасывают их на тыльную часть, затем стараются поймать нечетное количество. Пойманные палочки кладут парами. Если ребенок поймал четное количество- он передает «тыранийко» следующему игроку. не оставляя себе ни одной палочки. Выигрышем считается «лишняя»,непарная палочка.

Условия игры можно усложнить в зависимости от возраста: надо поймать только 2 или 3 палочки. На самом деле. очень непросто из 20-30 палочек, что лежат на тыльной стороне ладони, поймать столько. сколько требуется по условиям игры. Когда все палочки пойманы, подводится итог и выявляется победитель. В следующий раз игру начинает победитель.






.





«Перетягивание каната»

Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу входящего «Раз, два. три- начни!»,каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей











Сувт,кор!(Стой, олень!)


Цель : упражнение в быстром беге. Развивать быстроту, ловкость. Воспитывать интерес к народным играм

Играющие находятся в разных местах площадки(границы ее обозначены)Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!».все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из убегающих, к нуться его палочкой и сказать: «Стой. олень!»Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.












«Метание шишек»


Цель: упражнять в метании. Развивать глазомер, меткость. Воспитывать терпение, выдержку

Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.














Тубкам' моепава" - ("Метание топорика")

ЦЕЛЬ: упражнять в метании топорика в даль, развивать меткость, глазомер. воспитывать выдержку, терпение

Дети упражняются, а затем соревнуются в метании топора на дальность. Метание топора на дальность можно проводить с места и с разбега. Размер топора 25 см, нормы метания для средней группы 3,5 м, для старшей группы -5 м, для подготовительной - 6 м.