СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика функционирования молодежной учебной группы. сущность межличностных отношений в молодежной группе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую актуальность  проблема формирования межличностных отношений в молодежной группе приобретает для психологов, поскольку практически все основные проблемы (активизация познания, развитие творческой индивидуальности) связаны в первую очередь с умением педагога-психолога наладить конструктивное сотрудничество с обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика функционирования молодежной учебной группы. сущность межличностных отношений в молодежной группе»

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ. СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЕ


Науанова Альфия Ельтаевна,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


В психолого-педагогической литературе последних лет прослеживается явный интерес к исследованию межличностных отношений в молодежной группе. Особую актуальность эта проблема приобретает для психологов, поскольку практически все основные проблемы (активизация познания, развитие творческой индивидуальности) связаны в первую очередь с умением педагога-психолога наладить конструктивное сотрудничество с обучающимися.

Среди многообразных видов отношений к людям в психологии особо выделяются межличностные отношения, как отношения симпатий – антипатий. Учителю, воспитателю необходимо знать особенности формирования межличностные отношений на каждом возрастном этапе. Для более эффективной организации учебно–воспитательного процесса, для управления им учитель, воспитатель должны четко представлять, знать положение каждого ребёнка класса, группы в системе межличностных отношений, степень удовлетворённости ребёнка в общении, круги желаемого общения ребёнка, наличие и характеристику малых групп, группировок в классе, а может быть и вне класса.

Проблемы действенного контакта, конструктивного взаимодействия стали сильно волновать в последнее время не только персональных психологов, но и управленцев, бизнесменов и т.д. Все чаще звучат словосочетания: «работать единой командой», «успех всех», «поддерживать корпоративность» и пр. Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни.

Молодежная группа - поколение людей, проходящих стадию взросления, то есть становление личности, усвоение значительных социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества [1].

Данное понятие широкое, поэтому мы понимаем под молодежной группой совокупность молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, объединенных по определенным признакам для целенаправленной деятельности [2, 90].

Молодежная группа в социологии - это сложное комплексное понятие, обладающее различными характеристиками, что дает возможность определить критерии для классификации молодежных групп. Молодежные группы классифицируются по различным основаниям, исходя из культурных, образовательных, творческих, национальных, гендерных, возрастных и других особенностей каждого индивида.

К молодежным группам можно применить как устоявшиеся классификации, характерные для групп в целом, так и критерии, которые присущи только молодежным группам:

1. Классификация молодежных групп на малые, средние и большие.

2.Классификация молодежных групп по структурной целостности. В социологии выделяют первичные и вторичные группы.

3. Классификация молодежных групп по характеру внутригрупповых отношений.

4.Классификация молодежных групп по возрастным критериям.

- Молодежная группа формируется (состоит) из молодых людей преимущественно одной возрастной категории. Примером являются школьные и студенческие молодежные группы.

- Молодежная группа формируется (состоит) из молодых людей разных возрастных категорий. Примером являются молодежные группы, члены которых могут быть различного возраста (от 14 до 30 лет) [3].

- Молодежная группа формируется (состоит) из молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, но может включать в себя людей младше 14 или старше 30 лет.

5. Классификация молодежных групп по наличию или отсутствию внешних коммуникативных связей.

6. Классификация молодежных групп по наличию или отсутствию внешней поддержки.

1. Молодежные группы, самостоятельно, не зависимо от других социальных субъектов ведущие свою деятельность. Внешняя поддержка если присутствует, то она номинальная, и группа самостоятельно может существовать без данной поддержки. Примером данной категории могут служить творческие коллективы, общественные молодежные организации, самостоятельно ведущие свою деятельность и не зависящие ни от кого.

2. Молодежные группы, ведущие свою деятельность в полной зависимости от конкретных социальных субъектов: учреждений, организаций, предпринимателей и т.д. [4].

7. Классификация молодежных групп по наличию одобрения со стороны общества.

8. Классификация молодежных групп по инициативе создания.

9. Классификация молодежных групп по численному составу.

10. Классификация молодежных групп по сроку действия.

11. Классификация молодежных групп в зависимости от требований, предъявляемых к члену группы.

12. Классификация молодежных групп по способу формирования [5].

Таким образом, взаимодействие (интеракция) в социально-психологическом плане - аспект общения, проявляющийся в организации людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определенной общей цели.

Анализ исследований отечественных и зарубежных педагогов позволил сделать вывод о том, что для формирования личности необходимо ее включение в межличностное взаимодействие с другими людьми, в ходе которого будут устанавливаться межличностные отношения. Рассматривая взаимосвязь межличностных отношений, межличностного общения и межличностного взаимодействия, можно утверждать, что именно человеческие отношения, в которые вступают индивиды в процессе совместной деятельности, являются важным условием для развития самой личности и ее характерологических особенностей. 

В коллективе более ярко, чем в других, проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные [6]. На рисунке 1 приведена структура межличностных отношений по А.В. Петровскому.







Рисунок 1. - Структура межличностных отношений по А.В. Петровскому


Основу групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это хотя и ядерное – по отношению к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого. Первая ядерная страта – психологическая по своей сущности - фиксирует отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психологической страты. Поверхностный слой межличностных отношений предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные [6, 55].

Таким образом, межличностные отношения, складывающиеся в коллективе, выражаются во взаимодействии между личностью и группой. Отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива [6, 56].

В таблице 1 приведены характеристики социально-психологических феноменов межличностных отношений.


Таблица 1. - Социально-психологические феномены межличностных отношений


Феномен

Характеристика

Феномен конформности

Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению, и тогда ее характеризуют как конформиста

Феномен коллективистского самоопределения

отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива

Феномен коллективистской идентификации

опосредствованное ценностями и целями совместной деятельности отношение к участнику этой деятельности как к самому себе, при отношении к себе как к другим членам коллектива

Феномен групповой сплоченности

характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней


Одним из феноменов межличностных отношений является групповая сплоченность. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом» [6, 57].

Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. К числу основных факторов групповой сплоченности относятся, прежде всего:

- сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

- ясность и определенность групповых целей;

- демократический стиль лидерства (руководства);

- кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

- относительно небольшой объём группы;

- отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

1) уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);

2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, - тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.

При сравнении характера межличностных отношений в разных объединениях людей бросается в глаза наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды - выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.


Список литературы

  1. Энциклопедический социологический словарь / Ред.-сост.: Кабыща А.В.; Общ. ред.: Осипова Г.В. - М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2023. - 940 с.

  2. Материалы международной научно-практической конференции «Организация и самоорганизация общественных и природных систем». – Биробиджан, 2020. - 186 с.

  3. Мамсурова Е.А. Ценностные ориентации городской молодежи Северной Осетии-Алании в реформируемом обществе: Автореф. дис.канд. социол.наук. - Владикавказ: Принт, 2021. - 26с.

  4. Матуленис A.A. Включение молодежи в социальную структуру. - Вильнюс.: 2023.-195с.

  5. Слуцкий Е.Г. Качество жизни молодежи и молодежная политика. - СПб.: ИСЭПРАН, 2022. - 273с.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА – М.: Гардарики, 2019. - 528 с.