Министерство культуры Донецкой Народной Республики
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Хореографическая школа г. Донецка»
«Хореографическое обучение в начальных классах на подготовительном отделении хореографической школы»
Методическая работа преподавателя хореографических дисциплин
Медведь С.Г.
Донецк-2023
Содержание
Вступление
1. Организация хореографической деятельности детей 5-7 лет.
2. Содержание хореографической деятельности для детей от 5-7 лет.
2.1 Обучение простейшим основам хореографической грамоты.
2.2. Обучение основам классической хореографии.
2.3. Выполнение музыкальных упражнений.
2.4.Выполнение игровых движений.
2.5.Привлечение ребенка к русским хореографическим традициям.
3.Основные разработки планов для проведения занятий.
Список используемой литературы.
Вступление
Среди разнообразных форм обучения детей важное место занимает хореография.
Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление, помогают в организации, дают гармоничное развитие.
Хореография дает большие возможности для полноценного эстетического усовершенствования ребенка. Хореография помогает гармоничному, духовному, физическому развитию.
Танец является наиболее богатым источником эстетических впечатлений ребенка. Он помогает создать художественное формирование личности.
Танцевальное искусство помогает в развитии чувства ритма, понимания музыки, музыкально исполнять движения. Одновременно развивать интерпретировать мышцы, мышечную силу ног, корпуса, пластику рук, грацию и выразительность. На занятиях дается необходимая, для возраста, физическая нагрузка для ребенка. Движения, которые используют в хореографии, благотворно влияют на здоровье ребенка. Занятия танцами формируют правильную осанку. Прививают основы этикета, гармонии, манеры поведения в обществе.
Организация хореографической деятельности детей 5-7лет.
В отделение хореографии принимаются все физически здоровые дети, имеющие музыкально- ритмическое ощущение. Поскольку в этом возрасте трудно определить физические данные необходимые для обучения хореографией. Достаточно определить правильность развития ступни ног, поскольку плоскостопие мешает ребенку на занятиях хореографией. Продолжительность занятия около часа. Пятый год жизни ребенка имеет свои особенности, так как продолжается дальнейшее физическое развитие. Заметно усиливается сила конечностей, становятся точными движения, повышается интерес к музыке. Дети легко узнают мелодию, реагируют на ее выразительный характер, больше ритмичных движений под музыку. Но пока еще не умеют достаточно владеть, использовать свое тело, согласовать свои движения с характером музыки по требованию преподавателя.
Специфика занятий по хореографии вообще заключается в показах руководителем различных движений, а с дошкольниками это приобретает особое значение, поскольку именно у этих детей недостаточно развиты двигательный и слуховой анализатор.
В воспитании ребенка дошкольного возраста предпочтение принадлежит здоровому анализатору. Что имеет существенное значение в хореографическом обучении.
Поэтому педагог – хореограф обязан четко давать задания, подкрепляя свой показ пояснениями, понятными детям. Необходимо научить дошкольников почувствовать красоту правильного исполнения движения, упражнения и получать от этого творческое удовольствие.
Детям легко будет справиться с заданием, если поймут его суть. Программа должна предусматривать такой объем материала, который бы способствовал воспитанию хореографических музыкальных навыков, закладыванию двигательных основ, которые приводят детей к выполнению танцевальных движений, элементов танца и собственно самого танца, как такового.
Воспитание аккуратности важное условие для общего настроения для проведения занятий. Внешний вид обязан помогать ребенку эмоционально, настроиться на новый для него вид деятельности. Ребенок приходит на занятия, как на праздник. Он мечтает танцевать и выступать перед зрителем. В раздел организации входят упражнения маршировать. Все задачи предусмотрены программой, они должны развивать и закреплять внимание, память, внутреннюю собранность. Это является основной задачей при обучении хореографией. Ребенок должен как можно лучше ориентироваться в пространстве, уметь держаться в коллективе, в дальнейшем это будет помогать ему при исполнении постановок в танцах.
В этом возрасте дети реагируют больше на выразительность музыки, нежели на ее ритмическую структуру. Дети выполняют движения не связанные с техническим рисунком. Поэтому для развития музыкальности ребенка необходимо переходить от ритмического рисунка к темпу, что отражает характер музыки.
Для того, чтобы была возможность у ребенка передать характер, образ танца, требуется развитие ритмичности. Умение владеть своим телом. Изображать и воспроизводить музыкальный образ с помощью танцевальных движений.
Занятия начинаются с организованного выхода участников под звуки марша. Маршевые шаги сплачивают коллектив, пробуждают ребенка подчиняться его ритму. Систематическая работа над выработкой правильного шага, в соответствии с заданным заданием. Кроме того во время марша закладываются основы двигательных навыков, дает возможность соотносить свои движения с музыкальным сопровождением.
А именно:
1. ходить четко с носка танцевальным шагом,
2.следить за подтянутостью корпуса,
3.голову не опускать, держать ровно, смотреть перед собой.
Значительное место во время марша отводится осанке. Она имеет огромное значение в танце. Без хорошей осанки невозможно добиться легкости движений и эстетического выполнения. После марша по кругу, дети переходят в линии и изучают ритмические упражнения с музыкальным заданием. Танцевальные движения (шаг в сторону с приседанием, положение рук на поясе за край юбочки, упражнения для головы).
Потом проводятся музыкальные игры на образное движение. Поскольку этот вид занятий возбуждает детей, успокоить их помогут упражнения на полу. Ребенок сильно утомляется, не может целый час находиться на ногах. Упражнения на полу – активный отдых на занятиях. Во время их выполнения сменяется работа мышц, вырабатывается гибкость.
После занятий на полу проводятся музыкальные игры на развитие внимания, фантазии – все это способствует артистичности. В дальнейшем все перечисленные этапы занятий постепенно ускоряются. Педагог больше внимания уделяет подготовке детей для выполнения хореографических упражнений. Теперь во время марша детям предлагается ходить не только танцевальным шагом, но и на высоких полу пальцах. Выполнять шаги с высокоподнятыми коленями и шаги с подскоком. После проведения ритмичных движений детей подводят к станку и ставят в 6 не выворотную позицию ног. После усвоения правильной стопы на полу, ( без завалов), выворотных бедер, понимания корпуса над бедрами. Детей учат правильному положению 1, 2, 3 позиции ног. Знакомят с системой классического тренажа. Упражнения на полу, если их добросовестно выполнять после упражнений у станка, помогают укреплению мышц ног, развитию выворотности, улучшению подъема ступней, воспитывают выносливость ученика. В музыкальных играх на внимание включают различные танцевальные элементы народных танцев (например, «По ягоды»- русский переменный шаг, «Веселые ребята»- приставной боковой шаг). Все занятия заканчиваются маршевым шагом под музыку. Перед этим подводятся итоги занятия, даются индивидуальные задания. После марша дети учатся делать поклон - танцевальное до свидания. Так же в начале урока ученики делают поклон - танцевальное приветствие.
2.Содержание хореографической деятельности детей 5-7 лет.
2.1. Обучение простым основам хореографической грамоты.
Содержание хореографической деятельности должно соответствовать особенностям развития дошкольников. Чтобы научиться танцевать, необходимо овладеть элементарными основами хореографической грамоты: усвоить движения, уметь чувствовать музыку, подчинить свои движения ритму музыки. Коллективно-порядковые упражнения:
1.Их цель- организация коллектива, настроить детей на бодрый, рабочий настрой.
2. Маршевые шаги: а.) не бояться ходить по одному, б.) научиться понимать направления вправо, влево, в.) выполнять упражнения в паре (с вытянутым носком, с выворотными пятками вперед, на полупальцах, г.) с высокоподнятыми коленями. Ознакомление учеников с понятиями: линия, круг, колонна, диагональ.
3. Переход во время марша в линии, круг, диагональ, колонну. С колонны в пары и снова возвращение в колонны, перестроение колонны в круг. Свободное размещение детей на площадке. Понятие – интервала (одинакового расстояния между детьми).
Ритмичные упражнения:
1. Для развития музыкально-слухового восприятия при выполнении движений, добавляют: хлопки ладонями , несложный ритмичный рисунок на слух.
2. Музыкально-ритмические тренировки: тренировка рук, ног, упражнения на развитие внимания. Умение начать и закончить движение вместе с музыкой.3. Двигательная импровизация на музыку. Динамичная оценка произведения (форте), и успокаивающее (пиано). Упражнения для формирования активного восприятия музыки, развития представления об инициативе.4. Развитие эмоционального восприятия музыки: передача музыкального образа через движения. Передача образа, характера, который подсказывает музыка.
Упражнения у станка: Лицом к станку. Позиции ног: 1, 2, 3, 5. Battement tendu с 1 позиции в сторону.( со второго полугодия- вперед и назад). Demi plie по 1, 2, 3 позиции. Положение cou de pied (вперед и назад). Положение passé (из 3 позиции ног).
Упражнения на полу:
Раскрытие стопы ног с природного положения в первую выворотную позицию и снова в исходную (естественное положение). Упражнение выполняется сидя на полу, руки на поясе. Затем лежа на полу на спине, руки опущены и немного отведены от ног, поясница плотно прижата к полу.
Вытягивание ног до кончиков пальцев и сокращение стопы (выведение их в положение на пятки), при этом ноги вместе параллельно друг другу, пятки вместе, щиколотки (склеены).
Passe - (сгибание ноги в колене поочередно каждой ногой на полу (лежа на спине). Ноги вытянуты в коленях, подъеме, находятся параллельно друг друга.
4.«Жабка» – упражнение на гибкость. Это упражнение выполняется на полу лежа на животе. Встречное движение ног согнутых в коленях до головы, а голова – до ног.
5.«Качели»- упражнение на развитие подъема стопы выполняется сидя на ступнях, которые делают перекаты, будто качаются.
Упражнения на развитие равновесия в 6 позиции со сведением рук за спиной. В начале и конце урока поклон. У девочек – шаг в сторону и заканчивается в 3 позиции, в demi plie. Мальчики – шаг в сторону из 1 позиции и заканчивается поклон в 1 позиции.
Упражнения для рук: подготовительное положение, 1,2, 3 позиции. Положение рук вдоль туловища, кисти рук, фаланги пальцев закруглены, повернуты внутренней стороной ладони к глазам. Первое port -de –bras. Прыжки: saute из 1 позиции, подскоки на месте, с высоко поднятыми коленями ( попеременно).
Танцевальные элементы:
1. Танцевальный шаг с носка.
2. Шаг в сторону с приседанием в 3 позицию.
3. Подскоки с продвижением вперед.
4. Подскоки с продвижением назад.
5. Вынос ноги на носок и пятку.
Изучение «Галопа».
Изучение «Польки».
Приставной боковой шаг.
Гуцульские мелкие шаги на месте и с продвижением.
Переменный вынос ноги вперед.
Пружинки- присядки (для мальчиков).
Музыкальные игры и ритмические упражнения.
Для развития музыкально- слухового восприятия –« Учитесь ходить на сильную долю звучания музыки».
Для музыкально-ритмической тренировки:
« Ходить под музыку» - игра на воспитание внимания;
« Звездочки» - игра на развитие движения в характере и темпе музыки; на развитие двигательной импровизации в музыки- « Буратино»; на развитие эмоционального восприятия музыки – «Цыплята»
2.2. Обучение основам классической хореографии
Дети должны научиться и эстетическому, выразительному положению туловища, позиций ног, позиций рук, элементов классического экзерсиса. Научиться элементарной культуры музыкального, выразительного выполнения движения: - становиться в первую, вторую, третью. Позицию ног ( без завалов сводов стопы, выворотное положение стопы, подъем ноги не выше 45 градусов), при этом сохранить стройную осанку - становиться в положение en face, учиться прямо держать корпус в упражнениях на формирование эстетично-выразительной осанки и во всех других заданиях–наклонять и поворачивать голову в характере вальса и польки, каждый раз четко фиксировать исходное положение , сохраняя прямое положение туловища; - держать руки в подготовительном положении, первой, второй, третьей позициях;- переводить одну и обе руки из подготовительного положения поднять в первую позицию, затем открыть во вторую позицию с сопровождением головы и поворотом в исходное положении; - переводить руки из подготовительного положения в первую позицию, во вторую позицию, а также из первой позиции в третью и вторую позицию и осуществлять перевод рук в других комбинациях ; - demi plie (исходная позиция – первая, вторая, третья), руки - подготовительное положение или положение рук на талии с обеих сторон или положить одну ладонь на другую за спиною; - battement tendu с первой позиции , открывая ногу в сторону, далее вперед, назад;- batement tendu c demi plie открывая ногу в сторону, вперед, назад с первой позиции; - passé parterre- с первой позиции; - releve в сочетании с demi plie.
Temps leve soute (прыжки с двух ног на две) с шестого положения ног, из первой позиции классического танца (эластично) отталкиваться и мягко ( сдержанно) приземляться.
Танцевальные шаги с вытянутого носка с первой позиции. Шаги делаются в характере польки, марша, вальса.
Танцевальные шаги на полу пальцах, также с подниманием коленей поочередно до прямого угла (90 градусов). Исходное положение шестая не выворотная позиция или первая позиция классического танца. В это время руки находятся ладонями на талии или активно поднимаются в сторону, а затем наверх. Пригласить на танец, приветствовать педагога, выполняя шаг в сторону и одновременно выводя руку в сторону, приветливый взгляд один на одного. Вежливо наклонять голову и опускать руку, заканчивая движение в исходной первой позиции (для мальчиков). Приветствовать педагога и партнера, исполняя поклон «книксен» ( короткий). Приветливо устремляя взгляд на партнера, вежливо наклоняя голову (для девочек). Благодарить за танец, вежливо наклоняя голову, в это время слегка приседая. Маленьких детей учат понимать музыкальное вступление, во время которого происходит сосредоточение внимания и волевых усилий. Настроить на конкретные мышечные ощущения. Поэтому любое упражнение начинается с музыкального вступления. Основные движения начинаются уже после вступления. У детей формируется привычка завершать упражнение с окончанием музыки, сохраняя позу на несколько секунд. В последствии вступление может быть использовано для специальной двигательной подготовки - preparation. Во время preparation, который выполняет функцию подготовки до упражнения, необходимо координировать движения рук и ног, или одновременно ног, рук, головы и корпуса. Все упражнения в экзерсисе построены на основе классического танца. Сначала изучаются возле хореографического станка, лицом к палке, а затем переносятся на середину зала.
2.3. Выполнение музыкально-двигательных упражнений.
Дети учатся выполнять разнообразные танцевальные задачи в виде прежде всего привлекательных забав. Сочетание образных коммуникационных музыкально-ритмичных. Двигательных координационных сторон, ориентируемых на творческие компоненты. Этюды и упражнения для удовлетворения детских потребностей в танцах. Выработки в этом процессе индивидуальных и коллективных навыков. Например: « Ритм своего имени» (1-й вариант), «Сказочное путешествие» (2-й вариант)», «Волна благодарности»(3-й вариант). «Танцевальная забава», «Варежка - путешественница», «Варежка - волшебница», танцевальное упражнение « Изобретательный круг Терпсихоры». Детей учат коллективному взаимодействию. Умению сохранять равномерное расстояние друг от друга. Ритмично двигаться танцевальным шагом с легким бегом в соответствии с изменением музыкальных частей, музыкальных предложений и фраз в задачах с фигурными перестроениями:
- С фигуры круг перестроиться в колонну по одному или по два человека (сначала круг-озеро, затем колонна- аллея). С круга перестроиться в шеренги по трое, четверо, пятеро (круг- квадрат) и образовать квадрат (четыре шеренги по четыре человека в каждой ). С колонны разойтись по одному или по два на обе стороны зала и снова сойтись в колонну, но уже по двое (« Прощаться», « Здороваться»).
- С большого круга разойтись на два маленьких круга и двигаться встречным движением (« Солнце и месяц»). Менять характер движения, танцевального образа, в соответствии с изменением музыкального характера.
2.4. Выполнение образно-игровых движений
Педагог на уроке организовывает самостоятельную импровизацию ребенка в создании образных танцев на основе программ, произведений композиторов:- « Смелый зайка» (муз. А. Жилинского « Марш зайцев»); - « Веселая белочка»- (муз. М. Римского- Корсакова «Белочка» с оперы « Сказка о царе Салтане»); « Весело - грустно» ( муз. Л. Бетховена «Весело. Грустно»); - Веселые клоуны - муз. Д. Кобалевского « Клоуны»); « Синьор Помидор»( муз. К. Хачатуряна « Выход Помидора» с балета «Чиполлино»); - «Игрушечные солдатики»( муз. С. Ребикова «Игра в солдатики»; «Зайчик и медведь» (муз. Д. Кабалевского « Зайчик дразнит медведя», « Золотая рыбка» (муз. Щедрина с балета « Конек – Горбунок»); - « Бал игрушек» (муз. Д.Шостаковича из избранных « Танец игрушек»: « Лиричный вальс, « Шарманка», « Вальс шутка», «Полька», « Гавот», « Романс», « Танец»; « Танец изысканных кузнечиков» (муз. С. Прокофьева «Марш кузнечиков»), « На балу» (муз. П. И. Чайковского: Вальс с балета « Спящая красавица» или Вальс с балета « Лебединое озеро»); « Сказочный танец»( муз. СП. И. Чайковского « Кот в сапогах» и «Белая кошечка» с балета «Спящая красавица») «Мороз-волшебник», «Весенние ручейки» (музыкальные фрагменты с оперы М. Лысенко « Зима и весна»); «Сказочное торжественное шествие» ( муз. С. Прокофьева «Торжественное шествие» из симфонической сказки « Петя и Волк».
2.5.Ознакомление ребенка с русскими традициями в хореографии.
Привлечение происходит через разнообразие народной музыки и произведений русских композиторов, обучение исполнения традиционных русских движений: хороводы, плясовые и т.д. Дети способны воспроизводить такие движения: - поклоны один одному (мальчики – девочкам и наоборот). Комбинировать поклон с под танцовыванием, поворотами, наклоном корпуса; учиться переводить руки с одного танцевального положения до другого;- закладывать ладони рук за затылок;- закладывать ладони рук за шапку, поддерживая ее; пластично танцевать с предметом показывая его зрителю, друг другу, переводя руки с ним то в право, то в лево, кружась с ним, прикладывая к сердцу. Координировать движение рук, головы, корпуса; выполнять руками хлопки в простых ритмах; ритмично пританцовывать, отрывая пятки от пола танцевать хороводной походкой с носка в быстром и плавном характере музыки; продвигаться в быстром, оживленном темпе; выполнять сложный ход (переменный шаг) в умеренном темпе;- стоять парою друг с другом, стоять лицом друг к другу;- исполнять чесанку, завершая движение сдержанным со скоком на две ноги;- продвигаться дробушкой умерено, быстро, варьируя дробь восьмушками и четвертями. Продвижение: вперед, вокруг себя, в парах на встречу дуг другу:
- чередовать тройные хлопки и удары каблуком;
-дважды стучать каблуком правой или левой ноги по полу в направлении вперед и дальше выполнять тройной удар. Музыкальный размер: ¼, 1/8;
- вывести правую или левую ногу на носок вперед и дважды вытянутым носком отрывисто толкнуться от пола, а затем выполнить тройной удар правой, левой и снова правой ногой. Музыкальный размер: ¼, 1/8;
- Исполнение « плетенки» в шестой не выворотной позиции левой потом правой ногой, руки в заданном танцевальном положении;- исполнение ковырялочки делается на всей стопе опорной ноги со стуком-переступанием( без перепрыгивания);- исполнение «веревочки»на 4-8 тактов, постепенно продвигаясь назад;
-пританцовывать, пружинно и энергично отрывая пятки от пола (колени прямые), руки находятся в одном из танцевальных положений;
- исполнение присядки « мячик» (4-6 повторений), мальчики держат руки разведенными в сторону, завершая движение выразительной позой во весь рост;- выполнение присядки с последующим выставлением ноги чуть вперед и открыванием рук в сторону (для мальчиков). Делается все в умеренном темпе;
-менять положение рук в паре, стоя рядом, руки соединены впереди крест на крест; левые соединены и выведены впереди на уровне талии или наверх правая – на правом боку талии девочки);
- встать тройками( мальчик и две девочки; девочка и два мальчика)руки соединяются внизу. Выводя их вперед на уровне талии;
-выполнение танцевальной фигуры «ручеек», «большая звезда», «крест», «воротца», « переплетение» или «выведение круга», « встречный круг» и т. д.
Дети в возрасте 5-7 лет могут овладеть несложным фольклорным танцевальным репертуаром. Они также должны самостоятельно и с другими детьми проявлять танцевальное творчество.
Педагог обязан проявлять интерес к детским инициативам, к изменению элементов движения. Учитель стимулирует ребенка к различным творческим заданиям, комментируя творческие импровизации. Раскрывает в учениках эмоциональные и логические линии детского творчества, опираясь на традиционное исполнительство. Предлагает ученикам индивидуальное создание маленьких комбинаций или танцев.
3. Примерные разработки планов для проведения занятий.
План проведения занятия в группе первого года обучения (первое полугодие).
Тема. Музыкальный образ его воплощение в движениях.
Цель: проверить усвоение программного материала, достичь точного выполнения детьми.
Ход занятия:
1. Захождение в зал парами под марш.
2. Коллективно- порядковые упражнения.
3. Ритмичные упражнения.
4. Подвижно- ритмичные упражнения.
5. Перестроение линии или двух линий .
6. Перестроение в круг.
7. Перестроение из круга в линию ( линии).
Упражнения на середине зала (разминка).
1. Упражнения для головы.
2. Позиции ног: первая, вторая, третья.
3. Упражнения для равновесия.
4. Положение рук у девочек – за края юбочки.
5. Положение рук у мальчиков на поясе.
6. Шаг в сторону с приседанием в первой позиции.
7. Поклон для девочек.
8. Поклон для мальчиков.
Упражнения на развитие музыкального слуха.
1. Умение образно видеть музыку.
2. На закрепление у детей мышц.
3. Эмоциональное восприятие музыки (Чунга - Чанга).
Гимнастические упражнения на полу.
1. Раскрытие ступней ног из природной (шестой не выворотной позиции) в первую выворотную позицию и обратно.
2. Сильное напряжение ног до кончиков пальцев, и выведение их в положение на пятки ( сокращение стопы).
Музыкальные игры на проявление динамичных оттенков музыки: «Звездочки», «По ягоды».
Итоги занятия. Выход детей из зала под маршевую музыку.
План проведения занятия в группе первого года обучения (второе полугодие).
Тема: дальнейшее овладение детьми выразительными средствами танца . физическое их развитие.
Ход занятия.
1.Упражнения у станка.
2. Организованный вход в зал танцевальным шагом под маршевую музыку.
3. Поклоны: девочки-шаг в сторону с приставлением ноги в третью позицию на полу приседании, мальчики- шаг в сторону в первую позицию.
4 . Позиции ног- I,II,III,VI ( Стоя лицом к станку).
5. Деми плие- I,II,III позиции ног( лицом к станку).
6.Батман тандю из I позиции ног: вперед, в сторону (спиной к станку).
7. Батман тандю жете из I позиции: вперед, в сторону (спиной к станку).
8. Первое порт де бра стоя у станка.
Упражнения на середине зала:
1. Под маршевую музыку перестроение в линии.
2. Подскоки на месте с высоко поднятым колено вперед (попеременно).
3. Маршировать на месте на высоких полупальцах с выведением колена высоко вперед (попеременно).
4.Гимнастические упражнения на полу: сидя на полу, достать кистями рук ступни ног; раскрыть ноги в сторону и поочередно доставать кистями рук ступни ног. Упражнения: « Качели», « Жабка».
Упражнения на развитие музыкального слуха;
1. Маршевый шаг по кругу - на полу пальцах, на пятках, на большом пальце( внутренняя сторона стопы), на мизинце ( внешняя сторона стопы), с высоко поднятыми коленями.
2. Групповые танцы «Лошадки».
3. Музыкальные игры на образы «Бабочки», « Кузнечики»- на развитие двигательной импровизации в музыке.
4. Тренировочные упражнения на развитие равновесия.
5. Па де гаже.
6. Упражнения для рук: подготовительное положение рук, I,II,III –позиции рук. Положение рук на поясе у мальчиков и за край юбочки у девочек.
7.Релеве (подъем на полу пальцы) с VI не выворотной позиции.
8. Соте с VI позиции.
Танцевальные элементы;
1. Выведение ноги на носок и пятку.
2. Удар ногою, тройной удар.
3. Соединение удара ногой с хлопками в ладоши.
4. Приставной боковой шаг, чесанка - элементы гуцульского танца. Окончание занятия. Выход детей из зала маршевым шагом под маршевую музыку.
Цель коллективно - порядковых упражнений – организовать коллектив, сделать у ребенка бодрое, рабочее настроение.
Колонна- это ряд людей. Которые стоят один за одним с одинаковыми интервалами ( на расстоянии поднятых рук вперед, не толкая спины того. кто стоит впереди). В начале дети, без лишней суеты выстраиваться по росту: высокие впереди, низкие сзади.
Колонна в парах – колонна созданная парами, которые стоят одна за другой. При перестроении в колонну следует детей приучать держать интервалы.
Круг.
Наипростейший способ создать круг - с небольшой шеренги. Дети должны взяться за руки, а остальные в шеренги идут навстречу один к одному, все выравнивают круг, подтягивая его до положения поднятых в стороны рук. Позднее тоже самое делается уже без участия рук.
Круг также можно сделать из двух колон. Дети в колоннах поворачиваются лицом к центру зала, ведущие идут навстречу друг другу, замыкая круг. Одновременно дети учатся организованно и быстро становиться в круг, когда они произвольно размещены в зале. При этом детям не обязательно становиться по росту. Задача заключается в том. Чтобы каждый ребенок быстро нашел себе место.
1. Двигаться танцевальным шагом по кругу по одному. Цель этого упражнения – приучить детей организованно ходить с вытянутым носком под музыку.
2. Передвигаться танцевальным шагом по кругу парами, на полу пальцах с высоко поднятыми коленями. Шаг делается на внутренней и внешней стороне стопы, шаги на пятках.
3. Двигаться танцевальным шагом с перестроением в парах, затем четверки. Перемещение детей в парах мальчик должен подать правую руку девочки, а девочка должна положить левую руку сверху.
4. Игра «перемещение из круга в линии». Участие в этом принимает весь класс (16.32) человека. Каждый восьмой - ведущий. Поскольку не все дети хорошо считают, ведущему целесообразно дать в руки флажки или любой предмет. Им заранее нужно заранее необходимо показать точное место. Тогда они смогут достаточно быстро перестроиться, для того чтобы дети держали правильные интервалы, им необходимо взяться за руки, создав при этом цепочку.
Упражнения на развитие ритма:
1. Определять громкое звучание музыки. На «раз» каждого такта выполняются хлопки в ладоши.
2. Определять тихое звучание музыки. На «раз»
каждого такта – хлопки в ладоши. На два – ударить ногой по полу.
3. Определять сильную и слабую долю:
а) На «раз»-хлопаем в ладони, на «два»- словно гладим котенка ладонями;
б) на « раз» громко хлопаем в ладони, на «два»- тихо делаем двойной удар.
4. Упражнения на эмоциональное восприятие музыки и передачу впечатления от увиденного в движениях «Гуси и волк». Детям предлагают создать образы гусей: подражать их ходу, махание крыльями во время бега и т.п. Упражнение выполняется на 24 такта музыкального сопровождения (1-16) тактов. Дети в образе гусей выходят в поле и оглядываются вокруг себя.17-24 такта. Гуси продолжают гулять. Вдруг, на усиление музыки, выскакивает волк и начинает ловить гусей. Гуси, махают крыльями и возвращаются домой.
5. Танец-игра на развитие ритма и внимания. Музыкальный размер 2/4.Дети стоят в положении круга по первой позиции. Руки на уровне груди.
I-вариант:
1-й такт. На «раз»- все хлопают в ладони, на « два»- пауза.
2-такт. На «раз» - все хлопают в ладони. На «два» - все делают приседание.
II-вариант:
I-й такт- 2 хлопка (на каждую четверть). 2-й такт-3хлопка (на каждую восьмую, причем на последнюю-пауза).
III-й вариант:
Все упражнения выполняются так, как во II варианте, только все движения выполняются на пристукивании, руки - на поясе.
Игра –« Будь внимательным».
Музыкальный размер 2/4.Дети стоят в круге, а руководитель - в центре. Руководитель по очереди подает знак детям, которые реагируют на него хлопаньем в ладони. Сигнал подается на сильную долю. Упражнение помогает тренировать внимание детей.
Игра « Кот и мыши».
Перед началом игры «мыши» находятся возле одной стены зала. «Кот» сидит на корточках возле противоположной стены. Спиной к мышам. Глаза у него закрыты.
Выполняется на 16 тактов музыкального сопровождения.
1-12-такты. Миши тихонько выходят из норы, двигаются по залу в разных направлениях (ищут еду), постепенно приближаются до кота. Кот притворяется, что спит.
13-16 такт. Кот открывает глаза и начинает ловить мышей, которые быстро бегут до своей норки. Характер музыки передается быстрым бегом. Мыши, которых поймал кот, выбывают из игры. Игра повторяется.
Игра «Цыплята».
Дети стоят в круге. Ноги в произвольной позиции. Корпус наклонен вперед, руки (крылья), заведены назад. Выполняется на 8 тактов музыки. 1-й такт. Выводится правая нога вперед на носок и заводится в первую позицию.
2-й такт. Выводится левая нога вперед на носок и заводится в первую позицию.
3-4-й такты. Повторяются движения 1-2го тактов.
5-6-й такты. Выполняются 4 наклона корпуса вперед (как будто курочка клюет).
.7-8-й такты. Выполняются 4 прыжка на двух ногах (курочка поела и довольна).
Игра « Пингвин».
Исходное положение - дети стоят смирно. Ноги в естественной позиции. Руки вытянуты вдоль корпуса, кисти рук отведены. Выполняется на 16 тактов музыки.
1-8-й такты-дети поочередно переступают с правой ноги на левую.
9-16 тактов выполняются постепенно приседания (4) раза, будто пингвины чистят хвостики.
Игра « Буратино».
Дети стоят в линии. Руки и ноги разведены на уровне второй позиции.
1-й такт- согнуть правую руку в локте, одновременно резко повернуть голову справа.
2-й такт - разогнуть правую руку, вернув голову прямо. Танцевальные этюды и упражнения для развития артистичности. Участники стоят в положении, принятом при исполнении заданных танцев.
Выполняется на 8 тактов.
1-й такт: На «раз» - приставной шаг вправо. На «два»- приставной шаг в лево.
2-4-й такты – повторяются движения 1-го такта.
5-6-й такты- выполняются 4 раза веревочка.
7-8 такты- выполняется 4 раза переступания на высоких полу пальцах. Упражнение начинается сначала.
« Перескоки с ноги на ногу».
Ноги в естественной позиции. Выполняются на 4 такта музыкального произведения.
1-й такт: На « Раз» - с небольшой поддержки выводится правая нога вперед на носок. На « два»- с небольшой поддержкой выводится левая нога вперед на носок.
2-й такт: На «раз» - выводится правая нога вперед на носок. На «два»- правая нога с носка заводится в естественную позицию.
3-й такт - выполняется 4 боковых галопа вправо.
4-й такт - выполняется 4 боковых галопа влево.
«Калинка».
Свободное положение: ноги в природной позиции, согнутые колени, руки разведены в сторону. Выполняется на 16 тактов музыкального материала.
1-8-й такта. Выполняются на месте 16 пружинных приседаний.
9-15-й такты. Выполняются на месте 15 перескоков с ноги на ногу попеременно.
16-й такт. Выполняется соскок на полу пальцы двух ног. Упражнение выполняется в русском характере.
« Чунга-Чанга».
Дети стоят по линиям, руки соединены, ноги в естественной позиции. Выполняется на 16 тактов музыки.
1-й такт - широкий круг вправо.
2-й такт - широкий круг влево.
3-4 такт - повторяются движения 1-2-го такта: «бурлящие волны на море».
5-й такт - прыжок на правой ноги.
6-й такт - прыжок на левой ноги.
7-8-й такты - повторяются движения 5-6 –го тактов.
9-12-й такты - пружинные приседания 8 раз.
Причем во время исполнения первых четырех приседаний руки согнуты в локтях и находятся впереди и повернуты ладонями вперед. На следующие четыре приседания руки подняты над головою и взмахивают по очереди то направо, то налево(4 раза).
13-14-й такты: 4 шага вокруг себя. Руки остаются над головой .
15-й такт: на «раз» - ладони сжать перед собой. На уровне груди. На «два»- легко присесть и сжать ладони и ударить по бедрам обоих ног.
16-й такт: На «раз» - сжатые вместе ладони перед собой, на уровне груди. На «два» - вытянув руки резко поднять их перед лицом (ладонями на зрителя), одновременно резко разогнуть ноги в коленях.
Список используемой литературы.
1. Березова Г.О.Хореографическая работа с дошкольниками. У 2 ч.Ч.2.-К. 1983.-88с.
2. Бекина С. И.; Ломова Т.П.; Соковнина Е.Н. Музыка и движение: (Упражнения , Игры и пляски для детей 5-6 лет): из опыта работы муз. Руководителей детских садов/ С.И. Бекина и др. – М.: Просвещение, 1983-208 с.
3. Музыка и движение( упражнения, игры и пляски для детей 5- 6 лет): из опыта работы муз. Руководителей детских садов/Сост.С.И. Бекина Т.П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 1981-158с.
4. Лифиц И.В. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений.- М.: Издательство центр» Академия», 1999-224с.
5. Тараканова А. П. Система хореографического воспитания в школах и внешкольных учреждениях: науч.- метод. Пособие- К.: 1ЗМН, 1996-284с. Пуртова т.В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите Детей танцевать»: уч. пособие.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256с.
Рецензия
на методическую работу преподавателю Медведь С.Г.
на тему « Хореографическое обучение в начальных классах на подготовительном отделении хореографической школы»
Данная работа посвящена очень важной теме приобщения детей к чарующему миру- хореографии. Так как Медведь С.Г. работает в хореографической школе, представляется, что эта форма работы на уроках практических дисциплин должна помочь юным танцорам лучше понять суть танцевальных образов. Преподаватель младших классах представляет собой особый, уникальный, ни с чем несравнимый комплекс умений и навыков, основанных на глубоких знаниях музыкально- хореографической природы предмета. Обучение детей в хореографической школе невозможно без музыкального сопровождения. Благодаря музыкально-выразительному сопровождению занятий хореографии, музыка становится сильным эстетическим средством воспитания учащихся. На начальном этапе, в подготовительных классах хореографической школы, это особенно важно. Ведь цель - закладывания основы будущего мастерства. В связи с этим актуальность предлагаемой темы методической работы преподавателя Медведь С.Г. очевидна.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и интернет ресурсов. Методический и теоретический материал изложен интересно и грамотно, в правильной логической последовательности. Особое внимание уделено формированию художественно- развитой, духовной, целостной личности.
Методическая работа Медведь С.Г. может быть полезна начинающим преподавателям хореографии в подготовительных классах, как пособие в овладении такой сложной профессией.
Рецензент- преподаватель театра оперы и балета Донбасс Опера.
Народная артистка ДНР. Заслуженная артистка Украины Комаренко И.В.