«Содержание и форма – неразрывно связанные друг с другои понятия, говорящие о том, ЧТО сказано в художественном произведении (СОДЕРЖАНИЕ) и КАК это сказано (ФОРМА)».(Л.И.Тимофеев).
Художественная форма | Художественное содержание |
Художественная форма – те приёмы и способы, при помощи которых автор доносит до сознания читателей тематику, проблематику, идейный смысл своего произведения (т.е. его содержание), а также «оживляет» воображаемых литературных персонажей. | Художественное содержание произведения имеет познавательный смысл и идейно-эмоциональную направленность. В научном, публицистическом произведении автор всегда чётко выделяет тему, ставит проблемы, формулирует выводы. В художественной литературе такое разграничение невозможно, да и бессмысленно. |
Художественный стиль – система языковых средств и художественных приёмов, характерных для отдельного произведения или всего творчества писателя (напр., стиль Чехова, стиль Гоголя, стиль барокко и т. п.). | Тема произведения – это название основного события, послужившего предметом изображения, осмысления и обобщения, определившего весь событийный и предметный строй художественного произведения и выраженного в языке произведения как тематическое поле. Тематика – совокупность тем произведения (в крупных произведениях). * ? О чём этот роман (рассказ, поэма, пьеса)? |
Литературный род - группа литературных произведений, выделяемая по группе общих признаков. 3 рода литературы:1) эпос,2) лирика, 3) драма. Каждому литературному роду присущи свои жанры: эпические - сказка, новелла, эпос, роман, повесть и др.; лирические – ода, элегия, сатира, мадригал, сонет, послание, поэма и др.; драматические – комедия, драма, трагедия. | Проблема – определённое идейное освещение той или иной стороны жизни; тот или иной вопрос, необходимостью ответа на который (или необходимостью постановки которого) и продиктовано написание произведения. Это вопрос, жизненное противоречие, необходимость выбора. Проблематика – вся система поставленных в произведении проблем.(Выделяют различные типы: философская, национально-историческая, социальная, нравственная, психологическая и др.). * ? Что интересует автора в событиях или характерах героев, о которых он рассказывает? |
Композиция - последовательность расположения частей произведения. Сюжет – последовательность событий в произведении. В нем наиболее ярко раскрывается характер героя. Части сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог). Конфликт – какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия. Типы: психологический, социально-политический, семейный, нравственный, философский и др. | Идея – основная мысль произведения, авторская позиция, способ решения поставленной проблемы. С ней тесно связаны тематика и проблематика. * ? Зачем автор написал это произведение, что он хотел сказать читателю? |
Пафос (от греч. чувство, страсть, страдание) – эмоциональный настрой произведения, соответствующий его основной идее и пронизывающий произведение. Эмоциональное авторское отношение к тому, что изображено в произведении. Основные виды пафоса: героический, трагический, сатирический, романтический, элегический, юмористический и т. д. |
Художественная речь. Особенности – в зависимости от того, стихи или проза, язык произведения имеет свои особенности. Образные средства художественной речи: тропы и метафоры. |
Образ автора. Посредством произведения автор раскрывает себя как личность. |
Художественная речь. Особенности – в зависимости от того, стихи или проза, язык произведения имеет свои особенности. Уровни анализа языка худ. произв.: 1) лексический, 2) словообразовательный, 3) морфологический, 4) синтаксический, 5) фонетический. Образные средства художественной речи: тропы (метафора, метонимия, символ, олицетворение, синекдоха, гипербола, литота, гротеск, эпитет, ирония, эвфемизм) и фигуры поэтического синтаксиса (сравнение, оксюморон, параллелизм, повтор – анафора, эпифора, эпанафора, симплока), эллипсис, период, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, алогизм, перифраза). | |