СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-познавательная и природоведческая лит-ра для детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественно-познавательная и природоведческая лит-ра для детей»

Художественно-познавательная и природоведческая литература для детей  Обзор Розанова Карина Николаевна 23А

Художественно-познавательная и природоведческая литература для детей Обзор

Розанова Карина Николаевна 23А

Михаил Михайлович Пришвин Годы жизни: 1873–1954 Был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее. Первые его произведения – сугубо научные статьи по агрономическим проблемам. Первый рассказ писателя «Сашок» был напечатан в дет­ском журнале «Родник» (1906). Широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906). За эту книгу Пришвин был награжден се­ребряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом.

Михаил Михайлович Пришвин

  • Годы жизни: 1873–1954
  • Был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее.
  • Первые его произведения – сугубо научные статьи по агрономическим проблемам.
  • Первый рассказ писателя «Сашок» был напечатан в дет­ском журнале «Родник» (1906).
  • Широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906).
  • За эту книгу Пришвин был награжден се­ребряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом.
Идейно-художественное своеобразие творчества М.М. Пришвина Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Рассказы о природе «Лисичкин хлеб» Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»: ─ Откуда же это в лесу взялся хлеб? ─ Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста... ─ Заячья... ─ А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть. ─ Хороший Лисичкин хлеб. Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.

Идейно-художественное своеобразие творчества М.М. Пришвина

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Рассказы о природе

«Лисичкин хлеб»

Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:

─ Откуда же это в лесу взялся хлеб?

─ Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста...

─ Заячья...

─ А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.

─ Хороший Лисичкин хлеб.

Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.

Идейно-художественное своеобразие творчества М.М. Пришвина

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

«Золотой луг»

В рассказе описываются наблюдения мальчика, который сначала неприметный одуванчик воспринимал как забаву, дунешь на пушистый одуванчик в лицо и становится смешно. А потом главный герой рассказа заметил, что жизнь растений подчиняется законам жизни человека, цветы ложатся спать ночью как и люди.

Сказка-быль

Главная мысль рассказа о любви к родной природе и об умении замечать и анализировать. В простом растении скрыта большая тайна, умение наблюдать позволяет человеку понять законы природы, вывести формулы, сберечь природу и объяснить, почему мир так устроен

«Кладовая солнца»

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. В центре ее – осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Пережитые за время пути за клюквой опасности заставляют их понять необходимость до­стойного поведения перед лицом природы.

Борис Степанович Житков Годы жизни 1882–1938 Опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. Богатый жизненный опыт разных профессий дал Житкову материал для творчества.  После публикации первых рассказов становится автором и редактором детских книг, со­трудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматур­гом Театра юного зрителя. Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет.

Борис Степанович Житков

  • Годы жизни 1882–1938
  • Опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году.
  • Богатый жизненный опыт разных профессий дал Житкову материал для творчества.
  • После публикации первых рассказов становится автором и редактором детских книг, со­трудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматур­гом Театра юного зрителя.
  • Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет.
Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Рассказы о животных В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно под­черкивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в челове­ческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про вол­ка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Изображенное писателем животное всегда хорошо запомина­ется, так как наделено индивидуальными чертами, отражающи­ми его видовые признаки. Энциклопедия о вещах «Что я видел?» Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего ве­сти рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не

Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Рассказы о животных

В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно под­черкивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в челове­ческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про вол­ка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Изображенное писателем животное всегда хорошо запомина­ется, так как наделено индивидуальными чертами, отражающи­ми его видовые признаки.

Энциклопедия о вещах «Что я видел?»

Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего ве­сти рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не

Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря это­му огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», — был уверен автор. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяс­нять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о ве­щах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людь­ми.

Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря это­му огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», — был уверен автор. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяс­нять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о ве­щах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людь­ми.

Виталий Валентинович Бианки Годы жизни 1894–1959 Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Учился на факультете естественных наук Петербургского университета и много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Став детским писателем стремился пробудить любознательность ребенка к природе. Первая сказка В.Бианки «Путешествие красноголового во­робья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?» и другие (более 300).

Виталий Валентинович Бианки

  • Годы жизни 1894–1959
  • Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе.
  • Учился на факультете естественных наук Петербургского университета и много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.
  • Став детским писателем стремился пробудить любознательность ребенка к природе.
  • Первая сказка В.Бианки «Путешествие красноголового во­робья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?» и другие (более 300).
Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Сказка «Как Муравьишка домой спешил» Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузне­чику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигают­ся эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занима­тельной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке ник­то из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи. «Лесная газета» Знакомство читателя с основными биологическими закономер­ностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты – периодичность выпуска ее номеров: первый

Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Сказка

«Как Муравьишка домой спешил»

Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузне­чику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигают­ся эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занима­тельной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке ник­то из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

«Лесная газета»

Знакомство читателя с основными биологическими закономер­ностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты – периодичность выпуска ее номеров: первый

Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголов­ки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть само­учителем любви к родной природе». Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать органическую связь при­роды и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяи­ном природы.

Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголов­ки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть само­учителем любви к родной природе». Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать органическую связь при­роды и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяи­ном природы.

Константин Георгиевич Паустовский Годы жизни 1892–1968 Писатель, в чьем творчестве высокая поэтичность неразрывно и органично сливается с про­светительской тенденцией. О детстве и юности, которые прошли на Украине и в Москве, писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». В 30-е годы Паустовский об­ращается к исторической теме и жанру повести («Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть»). Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей.

Константин Георгиевич Паустовский

  • Годы жизни 1892–1968
  • Писатель, в чьем творчестве высокая поэтичность неразрывно и органично сливается с про­светительской тенденцией.
  • О детстве и юности, которые прошли на Украине и в Москве, писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики».
  • В 30-е годы Паустовский об­ращается к исторической теме и жанру повести («Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть»).
  • Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей.
Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Рассказ «Кот-ворюга» Атмосфера доброты, юмора наполняет рассказы и сказки Пау­стовского о животных. Рыжий вороватый, долго изводивший людей невероятными своими проделками и, наконец, пойманный «с поличным», вместо наказания получает «замечательный ужин» и оказывается способным даже на «благо­родные поступки». Щенок изгрыз пробку резиновой лодки, и «гус­тая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из по­жарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За «хулиганскую выходку» щенка наказа­ли – не взяли на озеро. Сказка «Тёплый хлеб» Общение людей с животными должно строиться на основе люб­ви и уважения, убежден писатель. Если же этот принцип наруша­ется – как в сказке – то могут произойти самые страшные события. Мальчик Филька обидел раненого коня, и тогда лютый мороз пал на деревню. Лишь искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину привело нако­нец

Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Рассказ

«Кот-ворюга»

Атмосфера доброты, юмора наполняет рассказы и сказки Пау­стовского о животных. Рыжий вороватый, долго изводивший людей невероятными своими проделками и, наконец, пойманный «с поличным», вместо наказания получает «замечательный ужин» и оказывается способным даже на «благо­родные поступки». Щенок изгрыз пробку резиновой лодки, и «гус­тая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из по­жарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За «хулиганскую выходку» щенка наказа­ли – не взяли на озеро.

Сказка

«Тёплый хлеб»

Общение людей с животными должно строиться на основе люб­ви и уважения, убежден писатель. Если же этот принцип наруша­ется – как в сказке – то могут произойти самые страшные события. Мальчик Филька обидел раненого коня, и тогда лютый мороз пал на деревню. Лишь искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину привело нако­нец

Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности К тому, что задул «теплый ветер». Романтическая заострен­ность повествования, свойственная писательской манере Пау­стовского, проявляется уже в самом начале сказки: «Слеза скати­лась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».

Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

К тому, что задул «теплый ветер». Романтическая заострен­ность повествования, свойственная писательской манере Пау­стовского, проявляется уже в самом начале сказки: «Слеза скати­лась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».

Николай Николаевич Сладков Годы жизни 1920–1996 Живя в Ленинграде, еще в юном возрасте встретился с Виталием Бианки. которого считал своим учителем. Сладков стремится воспитывать в читателях чувство «доброго старшего брата всего живого». Дебют в литературе состоялся в 1953 году, когда была опубликована книга Николая Ивановича «Серебряный хвост». Затем Сладков много путешествовал. Полученный опыт помог ему реализовать давнюю мечту – стать ведущим радиопередачи «Вести из леса».

Николай Николаевич Сладков

  • Годы жизни 1920–1996
  • Живя в Ленинграде, еще в юном возрасте встретился с Виталием Бианки. которого считал своим учителем.
  • Сладков стремится воспитывать в читателях чувство «доброго старшего брата всего живого».
  • Дебют в литературе состоялся в 1953 году, когда была опубликована книга Николая Ивановича «Серебряный хвост».
  • Затем Сладков много путешествовал. Полученный опыт помог ему реализовать давнюю мечту – стать ведущим радиопередачи «Вести из леса».
Идейно-художественное своеобразие творчества Н.Н. Сладкова Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Сборник «Морские сказки» Необычайно широк диапазон познавательного материала в его книге коротких рассказов «С севера на юг» (1987): от полярных жителей — белых песцов и медведей, моржей и северных птиц — к горным орлам, барсам, дикобразам. Человек в книге присутствует опосредованно — он не действует в рассказах, но он добрый и заинтересованный повествователь. И лишь в заключение автор выходит «напрямую» к своему читателю, чтобы сказать ему: «Книжке конец, но не конец происшествиям и событиям во льдах и песках, лесах и горах. Там и сейчас играют, охотятся, прячутся, бегают и летают наши герои. Кто хоть раз видел их на разноцветной земле – тот снова захочет с ними встретиться, чтобы все о них разузнать.

Идейно-художественное своеобразие творчества Н.Н. Сладкова

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Сборник

«Морские сказки»

Необычайно широк диапазон познавательного материала в его книге коротких рассказов «С севера на юг» (1987): от полярных жителей — белых песцов и медведей, моржей и северных птиц — к горным орлам, барсам, дикобразам. Человек в книге присутствует опосредованно — он не действует в рассказах, но он добрый и заинтересованный повествователь. И лишь в заключение автор выходит «напрямую» к своему читателю, чтобы сказать ему: «Книжке конец, но не конец происшествиям и событиям во льдах и песках, лесах и горах. Там и сейчас играют, охотятся, прячутся, бегают и летают наши герои. Кто хоть раз видел их на разноцветной земле – тот снова захочет с ними встретиться, чтобы все о них разузнать.

Святослав Владимирович Сахарнов Родился в 1923 году Учителем своим, как и Сладков, считает Бианки. В литературу вступил уже сложившемся человеком – с опытом штурмана дальнего плавания и природоведа. Капитальный труд «По морям вокруг земли. Детская морская энциклопедия» (127) – получил четыре международные премии Сказки, созданные Сахарновым, можно разделить по темам на познавательно-биологические, воспитательные и обработки сказок народов мира.

Святослав Владимирович Сахарнов

  • Родился в 1923 году
  • Учителем своим, как и Сладков, считает Бианки.
  • В литературу вступил уже сложившемся человеком – с опытом штурмана дальнего плавания и природоведа.
  • Капитальный труд «По морям вокруг земли. Детская морская энциклопедия» (127) – получил четыре международные премии
  • Сказки, созданные Сахарновым, можно разделить по темам на познавательно-биологические, воспитательные и обработки сказок народов мира.
Идейно-художественное своеобразие творчества С.В. Сахарнова Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Сборник «Морские сказки» Сахарнов старается в каждое свое произведение вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побывает читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одиноких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений Сахарнова, определяя своеобразие его писательского почерка.

Идейно-художественное своеобразие творчества С.В. Сахарнова

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Сборник

«Морские сказки»

Сахарнов старается в каждое свое произведение вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побывает читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одиноких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений Сахарнова, определяя своеобразие его писательского почерка.

Геннадий Яковлевич Снегирёв Годы жизни 1933–2004 Книги автора исполнены удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях. Так начинает писатель книгу «В разных краях» (1981) и выражается надежду, что его читателю, когда он вырастет, захочется всюду побывать и все увидеть своими глазами. Как итоги путешествий появились его книги «Обитаемый остров» (1955), «Бобровая хатка» (1958), «Пинагор», «Качурка» «Лампадидус» (все три – 1960 год).

Геннадий Яковлевич Снегирёв

  • Годы жизни 1933–2004
  • Книги автора исполнены удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях.
  • Так начинает писатель книгу «В разных краях» (1981) и выражается надежду, что его читателю, когда он вырастет, захочется всюду побывать и все увидеть своими глазами.
  • Как итоги путешествий появились его книги «Обитаемый остров» (1955), «Бобровая хатка» (1958), «Пинагор», «Качурка» «Лампадидус» (все три – 1960 год).
Идейно-художественное своеобразие творчества Г.Я. Снегирёва Произведения Тема, идея, жанровые и языковые особенности Сказка «Верблюжья варежка» Герой произведений Снегирёва – защитник природы от неразумных действий людей, не ощущающих тесной взаимосвязи всего живого на Земле. Отношения с природой должны строиться на знании ее законов – тогда возможна и взаимная польза. Из этой сказки маленький читатель может извлечь урок добра и ответственности перед другим живым существом: мальчик отрезал кусок хлеба, посолил и отнес верблюда – «это за то, что он дал мне шерсти»; при этом шерсти он отстриг «с каждого горба понемножку, чтоб верблюд не замерз».

Идейно-художественное своеобразие творчества Г.Я. Снегирёва

Произведения

Тема, идея, жанровые и языковые особенности

Сказка

«Верблюжья варежка»

Герой произведений Снегирёва – защитник природы от неразумных действий людей, не ощущающих тесной взаимосвязи всего живого на Земле. Отношения с природой должны строиться на знании ее законов – тогда возможна и взаимная польза. Из этой сказки маленький читатель может извлечь урок добра и ответственности перед другим живым существом: мальчик отрезал кусок хлеба, посолил и отнес верблюда – «это за то, что он дал мне шерсти»; при этом шерсти он отстриг «с каждого горба понемножку, чтоб верблюд не замерз».