Художественно-познавательная и природоведческая литература для детей Обзор
Розанова Карина Николаевна 23А
Михаил Михайлович Пришвин
- Годы жизни: 1873–1954
- Был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее.
- Первые его произведения – сугубо научные статьи по агрономическим проблемам.
- Первый рассказ писателя «Сашок» был напечатан в детском журнале «Родник» (1906).
- Широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906).
- За эту книгу Пришвин был награжден серебряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом.
Идейно-художественное своеобразие творчества М.М. Пришвина
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Рассказы о природе
«Лисичкин хлеб»
Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:
─ Откуда же это в лесу взялся хлеб?
─ Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста...
─ Заячья...
─ А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
─ Хороший Лисичкин хлеб.
Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно.
Идейно-художественное своеобразие творчества М.М. Пришвина
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
«Золотой луг»
В рассказе описываются наблюдения мальчика, который сначала неприметный одуванчик воспринимал как забаву, дунешь на пушистый одуванчик в лицо и становится смешно. А потом главный герой рассказа заметил, что жизнь растений подчиняется законам жизни человека, цветы ложатся спать ночью как и люди.
Сказка-быль
Главная мысль рассказа о любви к родной природе и об умении замечать и анализировать. В простом растении скрыта большая тайна, умение наблюдать позволяет человеку понять законы природы, вывести формулы, сберечь природу и объяснить, почему мир так устроен
«Кладовая солнца»
Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. В центре ее – осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Пережитые за время пути за клюквой опасности заставляют их понять необходимость достойного поведения перед лицом природы.
Борис Степанович Житков
- Годы жизни 1882–1938
- Опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году.
- Богатый жизненный опыт разных профессий дал Житкову материал для творчества.
- После публикации первых рассказов становится автором и редактором детских книг, сотрудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматургом Театра юного зрителя.
- Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет.
Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Рассказы о животных
В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Изображенное писателем животное всегда хорошо запоминается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки.
Энциклопедия о вещах «Что я видел?»
Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не
Идейно-художественное своеобразие творчества Б.С. Житкова
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», — был уверен автор. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людьми.
Виталий Валентинович Бианки
- Годы жизни 1894–1959
- Войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», он создал для маленьких читателей множество произведений о природе.
- Учился на факультете естественных наук Петербургского университета и много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.
- Став детским писателем стремился пробудить любознательность ребенка к природе.
- Первая сказка В.Бианки «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?» и другие (более 300).
Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сказка
«Как Муравьишка домой спешил»
Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.
«Лесная газета»
Знакомство читателя с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты – периодичность выпуска ее номеров: первый
Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Бианки
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголовки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть самоучителем любви к родной природе». Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать органическую связь природы и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы.
Константин Георгиевич Паустовский
- Годы жизни 1892–1968
- Писатель, в чьем творчестве высокая поэтичность неразрывно и органично сливается с просветительской тенденцией.
- О детстве и юности, которые прошли на Украине и в Москве, писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики».
- В 30-е годы Паустовский обращается к исторической теме и жанру повести («Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть»).
- Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей.
Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Рассказ
«Кот-ворюга»
Атмосфера доброты, юмора наполняет рассказы и сказки Паустовского о животных. Рыжий вороватый, долго изводивший людей невероятными своими проделками и, наконец, пойманный «с поличным», вместо наказания получает «замечательный ужин» и оказывается способным даже на «благородные поступки». Щенок изгрыз пробку резиновой лодки, и «густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За «хулиганскую выходку» щенка наказали – не взяли на озеро.
Сказка
«Тёплый хлеб»
Общение людей с животными должно строиться на основе любви и уважения, убежден писатель. Если же этот принцип нарушается – как в сказке – то могут произойти самые страшные события. Мальчик Филька обидел раненого коня, и тогда лютый мороз пал на деревню. Лишь искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину привело наконец
Идейно-художественное своеобразие творчества К.Г. Паустовского
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
К тому, что задул «теплый ветер». Романтическая заостренность повествования, свойственная писательской манере Паустовского, проявляется уже в самом начале сказки: «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».
Николай Николаевич Сладков
- Годы жизни 1920–1996
- Живя в Ленинграде, еще в юном возрасте встретился с Виталием Бианки. которого считал своим учителем.
- Сладков стремится воспитывать в читателях чувство «доброго старшего брата всего живого».
- Дебют в литературе состоялся в 1953 году, когда была опубликована книга Николая Ивановича «Серебряный хвост».
- Затем Сладков много путешествовал. Полученный опыт помог ему реализовать давнюю мечту – стать ведущим радиопередачи «Вести из леса».
Идейно-художественное своеобразие творчества Н.Н. Сладкова
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сборник
«Морские сказки»
Необычайно широк диапазон познавательного материала в его книге коротких рассказов «С севера на юг» (1987): от полярных жителей — белых песцов и медведей, моржей и северных птиц — к горным орлам, барсам, дикобразам. Человек в книге присутствует опосредованно — он не действует в рассказах, но он добрый и заинтересованный повествователь. И лишь в заключение автор выходит «напрямую» к своему читателю, чтобы сказать ему: «Книжке конец, но не конец происшествиям и событиям во льдах и песках, лесах и горах. Там и сейчас играют, охотятся, прячутся, бегают и летают наши герои. Кто хоть раз видел их на разноцветной земле – тот снова захочет с ними встретиться, чтобы все о них разузнать.
Святослав Владимирович Сахарнов
- Родился в 1923 году
- Учителем своим, как и Сладков, считает Бианки.
- В литературу вступил уже сложившемся человеком – с опытом штурмана дальнего плавания и природоведа.
- Капитальный труд «По морям вокруг земли. Детская морская энциклопедия» (127) – получил четыре международные премии
- Сказки, созданные Сахарновым, можно разделить по темам на познавательно-биологические, воспитательные и обработки сказок народов мира.
Идейно-художественное своеобразие творчества С.В. Сахарнова
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сборник
«Морские сказки»
Сахарнов старается в каждое свое произведение вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побывает читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одиноких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений Сахарнова, определяя своеобразие его писательского почерка.
Геннадий Яковлевич Снегирёв
- Годы жизни 1933–2004
- Книги автора исполнены удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях.
- Так начинает писатель книгу «В разных краях» (1981) и выражается надежду, что его читателю, когда он вырастет, захочется всюду побывать и все увидеть своими глазами.
- Как итоги путешествий появились его книги «Обитаемый остров» (1955), «Бобровая хатка» (1958), «Пинагор», «Качурка» «Лампадидус» (все три – 1960 год).
Идейно-художественное своеобразие творчества Г.Я. Снегирёва
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сказка
«Верблюжья варежка»
Герой произведений Снегирёва – защитник природы от неразумных действий людей, не ощущающих тесной взаимосвязи всего живого на Земле. Отношения с природой должны строиться на знании ее законов – тогда возможна и взаимная польза. Из этой сказки маленький читатель может извлечь урок добра и ответственности перед другим живым существом: мальчик отрезал кусок хлеба, посолил и отнес верблюда – «это за то, что он дал мне шерсти»; при этом шерсти он отстриг «с каждого горба понемножку, чтоб верблюд не замерз».