СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Художественно - творческий потенциал школьников в формировании патриотического воспитания"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине.

Просмотр содержимого документа
«"Художественно - творческий потенциал школьников в формировании патриотического воспитания"»

Формирование человека начинается, как известно с детства. Школьный возраст наиболее восприимчив для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания.

Сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую социальную и историко - культурную общность. А ведь именно духовно-нравственное воспитание, просвещение всегда были основным заслоном для зла, противодействие ненависти.

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, ставшей родиной более чем ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Испокон веков в нашей стране соседствовали люди разных национальностей и всегда старались ладить друг с другом, несмотря на различие в языках, вере и культуре. Это историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Русский критик Николай Добролюбов сказал: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Возрождение традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, воспитание подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей большой и малой Родине, к культуре, традициям людей, которые живут рядом, становятся главной задачей государственно-общественной формации. В Концепции духовно -  нравственного воспитания и развития гражданина России в качестве ключевой нравственной ценности рассматривается патриотизм, проявлением которого являются любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству. В нормативно-правовых и научно-методических документах (Закон «Об образовании в РФ», программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20016-2020 годы», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения и др.) отмечается необходимость усиления  воспитательной функции общеобразовательных учреждений, в связи, с чем одним из приоритетных направлений в их деятельности признается патриотическое воспитание. Успешная школа – мощный фактор социальной солидарности, повышения уровня доверия человека и семьи к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своего Отечества. Вот почему важнейшей задачей любого образовательного учреждения, в том числе и нашей школы является создание и организация функционирования в нем определённой воспитательной системы. 

Работа над созданием воспитательной системы школы №1 началась еще в 2007 год и продолжается до сих пор. Мы выстраиваем воспитательную систему, ориентированную на гражданско-патриотические и духовно- нравственные ценности. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

Благодаря развитой воспитательной системе школе удается выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими социальными институтами. Л.И. Новикова подчеркивала, что «воспитательную систему характеризует включенность среды в школу и школы в среду». На сегодняшний день наше образовательное учреждение может смело назвать своими социальными партнерами около пятнадцати учреждений и общественных организаций. Каждый из них по-своему ценен и незаменим.

Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например: темы направлены на знакомство учащихся с художественными материалами, на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.

Большое количество занятий направлены на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как: Приобщение детей к русским национальным традициям на примере изучения темы «Русские Валенки», «Праздничное новогоднее полотенце с орнаментом», «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья» и др.; «Жанр пейзаж в изобразительном искусстве».

На уроках-беседах учащиеся изучают историю и культуру своего народа, затем выполняют задания на тематические сюжеты, такие как «Великая Отечественная война», «День космонавтики», «День Матери», «Масленица», «День победы».

Каждый год в честь празднования Дня Народного Единства в школе проводится выставка детских рисунков «Россия – это МЫ» и фестиваль детского творчества «Россия талантами богата». Он идет несколько дней – очень много желающих показать свои таланты.

Многие образовательные учреждения не дооценивают возможности дополнительного образования детей в воспитательной системе школы. А мы отводим ему значимую роль в формировании российской идентичности школьников. В школе она представлена широким спектром объединений художественной направленности. Для учащихся 1-4 классов работают объединения «Славянская кукла», «Бисероплетение», «Радуга» » на которых ребята знакомятся с историей и традициями народных промыслов и культуры. «Воспитательные задачи состоят в том, чтобы воспитывать духовно-нравственные качества, а также любовь и бережное отношение к природе путем целенаправленного и организованного обучения. Развивающие цели и задачи состоят в том, чтобы научить учащихся понимать красоту, развивать чувство прекрасного, расширять кругозор». Результаты своего труда обучающиеся представляют на различных конкурсах, выставках и фестивалях, которые проводятся не только на территории Алексина и Тульской области, но и за ее пределами.

Конечно, в школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, но существую и проблемы, которые необходимо решать. Мы планируем усилить воспитательный компонент в урочной деятельности, через соответствующий подбор содержания учебного материала, системно - деятельностный подход в обучении и интеграцию и консолидацию социального, культурного и воспитательного потенциалов всех заинтересованных субъектов.