СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ по русскому языку для 7 класса  к учебнику Т.А.Ладыжеской

Просмотр содержимого документа
«КИМ по русскому языку для 7 класса»

Основная общеобразовательная школа Ярминский филиал

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Маядык

муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан




Согласовано Утверждено

Зам. зав. филиалом по УВР: Директор школы:

_________/Султангирова Н.Д./ __________/Ишалин А.И./


« ___ » _____ 2017 г. Приказ № __ от « ___ » _____ 2017 г.












КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


ЗА 2017-18 учебный год


по предмету: русский язык (7 класс)







Рассмотрено:

Руководитель МО:________/ Гайнутдинова А.У./

Протокол: №__ от __________ 2017 года





Учитель: Алексеева Ирина Семеновна










Пояснительная записка


НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ


Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий


II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



































Урок № 8. Дата: __________.

Входной контрольный диктант «Рассказ»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 6 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.390

Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.


Урок № 12. Дата: __________.

Контрольный диктант « Увядание лета»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.39

Кончалось лето, но природа еще не потеряла могучей силы4. Кругом все радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные3 облака. Леса зеленели с бархатной пышностью. Было ласково и тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание4. В широких3 лугах высились, как сторожевые башни, стога, на сжатых полях желтели снопы. Овес ждал косы и чуть шелестел. Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах, как и в шелесте овса, уже ощущалась осень. Листья потеряли шелковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождем. Лето увядало. (85 слов.) (По Н. Смирнову.)

Дополнительные задания.

1. Выполнить указанные виды разбора.

2. Подобрать однокоренные слова к следующим словам:

1-й вариант – увядание.

2-й вариант – зеленели.

3. Подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении


Урок № 31. Дата: __________.

Контрольный диктант « Родные уголки»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.223

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки-касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные3 солнцем ворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки. Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, умел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников. С бьющимся3 сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами.

(По И. Соколову-Микитову.)

Дополнительные задания.

1) Выписать из текста.

1-й вариант – действительные причастия и разобрать их по составу.

2-й вариант – страдательные причастия и выполнить их морфемный разбор.

2) Выполнить морфологический разбор указанных слов:

1-й вариант – освещенные;

2-й вариант – бьющимся


Урок № 39. Дата: __________.

Контрольный диктант « Первый снег»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.261

Шумевший3 за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую3 от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть. Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнули тупые носы в сугробы и мирно задремали4. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами4. В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.

(126 слов.) (По Л. Н. Герасимовой)

Дополнительные задания.

1. Произведите морфологический разбор причастий.

1-й вариант – шумевший.

2-й вариант – блестящую.

2. Произведите синтаксический разбор предложений.

1-й вариант.

Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнули тупые носы в сугробы и мирно задремали.

2-й вариант.

Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.

3. Выпишите одно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обозначьте определяемое слово


Урок № 48. Дата: __________.

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык для 7 класса», Просвещение, 2013 г., упражнение № 233, с. 97.

Урок № 49. Дата: __________.

Контрольный диктант « Белка».

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.320.

В стороне закачались сучья ели. И, мелькнув на мгновение в воздухе, метким прыжком перескочила белка4. Необыкновенная подвижность делает её заметной уже издали. Сидит ли она на задних лапках, передними обхватив2, 3 орех, или прыгает широкими скачками с ветки на ветку, распустив2, 3 хвост, или ловко взбирается на вершину ели – во всех движениях её много живости и красоты.
Завидев опасность, белка издает глухой покрик, вздрагивая2, 3 при этом всем телом и взмахивая2, 3 хвостом4. Умея отлично лазать, преследуемая белка быстро вертится вокруг толстого дерева, ухватившись всеми лапками за шероховатости коры, и поэтому всё время скрыта от глаз преследователя. Ранней весной мех у белки пёстрый, так как он заменяет пушистую зимнюю шубку коротким буро-рыжеватым мехом. (По С. Огневу.)1

Дополнительные задания.

1) Произведите синтаксический разбор предложения.

1-й вариант.

И, мелькнув на мгновение в воздухе, метким прыжком перескочила белка.

2-й вариант.

Завидев опасность, белка издает глухой покрик, вздрагивая при этом всем телом и взмахивая хвостом.

2) Выполните морфемный и морфологический разбор указанных слов.

1-й вариант: обхватив, взмахивая;

2-й вариант: распустив, вздрагивая


Урок № 61. Дата: __________.

Контрольный диктант: «Тишина».

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.354.

В течение нескольких часов пароход, ни на минуту не замедляя ход, плывет на юго-запад. Южная ночь, наступившая как-то внезапно, поглотила яркие краски заката и окрасила все вокруг в темно-синий цвет. Небо блестело плотными лиловыми облаками, не оставляющими ни малейшего просвета. Сколько ни всматривайся, не заметишь ни одной звездочки. Месяца тоже не видно. Ничто не нарушает тишину, лишь плещутся о борт, накатываясь одна на другую, неугомонные волны.

Около полуночи над бескрайней равниной моря вышел оранжевый печальный полумесяц, рассеявший непроглядную мглу. Тут же на воду легла неширокая, но искрящаяся и переливающаяся шафранная дорожка. Неожиданно налетевший ветер порыл ее мелкой рябью и погнал прочь. Несмотря на месячный свет, немного скрасивший темноту, все вокруг по-прежнему пустынно и уныло. (113 слов)

Задания к тексту:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.

Урок № 70. Дата: __________.

Подробное изложение «Плохо».

Работа с текстом упражнения 272 – рассказом В. Осеевой «Плохо».

Урок № 72. Дата: __________.

Контрольный диктант «Загадка шаровой молнии».

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.457.

Природа обычной молнии разгадана давным-давно.

С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры. Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения. Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух. В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить1. (109 слов.)

Дополнительные задания.

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна.

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения).

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется


Урок № 78. Дата: __________.

Сжатое изложение: «Обыкновенная земля».

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык для 7 класса», Просвещение, 2013 г., Упражнение 322, стр.132.


Урок № 88. Дата: __________.


Контрольный диктант: «Дождь».

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.550.

Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, но нам помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно. С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды. В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга1.

(По А. Приставкину.) (127 слов.)

Дополнительные задания.

1. Подчеркните все предлоги.

2. Выполните морфологический разбор производного предлога.

I вариант – вследствие,

II вариант – в течение


Урок № 100. Дата: __________.


Контрольный диктант: «Язык животных»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.630.

Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков. Этот немой язык – интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула. Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам4. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга. В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула4. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней*.

(По К. Паустовскому.) (129 слов.)

Дополнительные задания.

1. Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему (по вариантам).

2. Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.


Урок № 111. Дата: __________.

Контрольный диктант: «Наблюдение»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.550

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе. Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…

Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями. (119 слов.)

Дополнительные задания.

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).


Урок № 121. Дата: __________.

Итоговой контрольный диктант: «Славный мастер»

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр. 650.

Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель. Широко извест­ны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущие­ся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты дере­вянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобре­тал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необык­новенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый
час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось пред­ставление. ;

Часы Кулибина раскрыли дарование мастера, они являли собой чудо

русской техники. (125 слов.)

Грамматическое задание

1. Выписать из текста и разобрать морфологически

1вариант II вариант

действительное причастие страдательное причастие

2. Объяснить графически знаки препинания

1вариант II вариант

в третьем предложении в первом предложении

первого абзаца третьего абзаца



Урок № 128. Дата: __________.

Итоговое контрольное тестирование.

Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 7 класс».

Издательство «Учитель», Волгоград, 2015 г, стр.550

Вариант 1 

Часть 1

1. Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой -.

1) колебл..мый ветром

2) выкач..нная нефть

3) движ..мый чувством милосердия

4) замеш..нный в историю

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Хрупкое эхо в холмах, лай потревоже(1)ых собак, скрип деревя(2)ых половиц в стари(3)ой усадьбе – все это слилось в искус(4)ую ночную песнь.

3. Запишите, на месте каких цифр НЕ пишется раздельно.

Ни(1)каких разногласий не(2)было, и мы не(3)медленно отправились в путешествие по местам, исхоженным нами не(4)раз.

4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова через запятую.

1) (В)СЛЕДСТВИЕ допущенных ошибок (В)СЛЕДСТВИИ по делу о поджоге надо будет разбираться заново.

2) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

3) (В)ТЕЧЕНИЕ суток мы наблюдали за движением звёзд, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ с радостью вспоминали об этом.

4) Я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько советов (ПО)ПОВОДУ его проблемы.

5.  Выпишите цифры, на месте которых в словах необходимо писать дефис.

Мы то(1)же знали лес, пусть по(2)своему, по(3)деревенски, но мы знали то, чего учитель как(4)бы не знал.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

Она (1) пробираясь сквозь живую изгородь (2) изорвала свою одежду (3) и (4) вернувшись домой (5) решила потихоньку от всех подняться к себе. 

7. Выпишите предложение, в котором причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены).

1) Только родное слово познанное и постигнутое в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.

2) Это была мало посещаемая людьми глухая сторона.

3) В лесу случались пожары возникавшие от неизвестных причин.

4) Первым делом приехавший врач решил осмотреть больного.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Запишите его полностью.

Слушая стихи в исполнении поэта,

1)     точнее становятся смысловые акценты.

2)     возникает иллюзия непосредственного общения с ним.

3)     приходит понимание авторской позиции.

4)     лучше понимаешь его мысли.

Прочитайте текст и выполните задания 9-15

(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.

(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.

(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.

(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.

(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз – какая-то особенно таинственная и страшная. (По В. Арсеньеву)

9. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста? Запишите цифру правильного ответа.

1) Уссурийская тайга сильно заросла и поэтому очень густая.

2) Тигр охотился на путешественников.

3) В тайге путешествовать не страшно.

4) Проводник героя по национальности гольд.

10. Какое значение имеет слово ДЕБРИ в прочитанном тексте (предложение 1)? Запишите цифру правильного ответа.

1) заболоченные места в лесу 2) сильно заросшие густым лесом места

3) малоисследованные области чего-либо 4) места, заросшие субтропической растительностью

11. К какому стилю и типу речи относится текст? Запишите цифру правильного ответа.

1) публицистический стиль, повествование. 2) художественный стиль, описание.

3) художественный стиль, рассуждение. 4) художественный стиль, повествование.

Часть 2

12. Среди предложений 1-5 укажите то, которое связано с предыдущим с помощью указательной частицы. Запишите его номер.

13. Какой частью речи является слово ЛОМАЮЩИХСЯ (предложение 4)?

14. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

15. Из предложения 15 выпишите все союзы.

Часть 3 

Используя прочитанный текст, выполните задания 16-17

16. Сформулируйте в одном или нескольких словах и запиши заглавие текста, отражающее его главную мысль.

17 Объясните в 2-5 предложениях, как вы понимаете смысл последней фразы текста: но она [тишина]была гробовая. На этот раз – какая-то особенно таинственная и страшная.

Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Смысл данной фразы я понимаю так: ………………………………..

Аргументами, подтверждающими мою точку зрения, могут служить следующие примеры из текста:

во-первых,………………………….. 

во-вторых, …………………………………………….

Вариант 2

Часть 1

1. Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой –Я-.

1) жал…щие пчёлы

2) пряч…щийся за дерево

3) мч…щийся ввысь

4) сыпл…щийся снег

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Живём мы в цивилизова(1)ом мире высотных зданий, мощё(2)ых и асфальтирова(3)ых улиц и площадей, автобусов и троллейбусов, переполне(4)ых озабоче(5)ыми людьми.

3. Выпишите, на месте каких цифр пишется частица НИ.

Рисовать мальчик 1(н…) умел и 2(н…)разу в жизни 3(н…) видел 4(н…)одной картины.

4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова через запятую.

1) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как вчера, (В)СЛЕДСТВИЕ этого прогулку пришлось отложить.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старой усадьбе, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ уехать в Крым.

3) Лодка (ПО)ПРЕЖНЕМУ плыла вниз по течению, ЗА(ТО) мы могли отдохнуть от вёсел.

4) (НА)ВСТРЕЧУ нам бежал друг, ЧТО(БЫ) сообщить радостную новость.

5.  Выпишите цифры, на месте которых в словах необходимо писать дефис.

Во(1)первых, он во(2)все не говорил по(3)немецки. Когда(4)нибудь она пройдёт по(5)осеннему парку.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

На зеленой(1) шелковистой опушке леса(2) поражая своей чернотой(3)виднеются пятна(4)оставленные кострищем.

7. Выпишите предложение, в котором причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены).

1) Весенний день заливает ярким солнечным светом едва проснувшийся город.

2) На берегу извилистой речки грустно опустили головы заросли камыша покрытые первым инеем.

3) Тёплый дощатый дом окружённый лесным бурьяном одиноко стоял в густом лесу.

4) На ранней заре у рыбаков начинается первый клёв называемый «жором».

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Запишите его полностью.

Переписывая упражнение,

1) будьте внимательны.

2) за окном стемнело.

3) мне были непонятны некоторые правила.

4) была допущена ошибка.

Прочитайте текст и выполните задания 9-15

(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.

(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.

(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.

(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.

(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами. (По Ю. Нагибину)

9.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста? Запишите цифру правильного ответа.

1) Атласские горы красивы.

2) Высоко в горах тяжело дышать.

3) Путешествие по горам легко и приятно для каждого.

4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.

10. Какое значение имеет слово ГОРИСТЫЙ в прочитанном тексте (предложение 11)? Запишите цифру правильного ответа.

1) покрытый горами 2) расположенный в горах 3) похожий на горы 4) изображающий горы

11. К какому стилю и типу речи относится текст? Запишите цифру правильного ответа.

1) художественный стиль, описание. 2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование. 4) художественный стиль, описание и повествование.

Часть 2

12. Среди предложений 1-5 укажите то, которое связано с предыдущим с помощью наречия. Запишите его номер.

13. Какой частью речи является слово УГАДЫВАЕМЫЙ (предложение 10)?

14. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

15. Из предложения 8 выпишите все союзы.

Часть 3 

Используя прочитанный текст, выполните задания 16-17

16. Сформулируйте в одном или нескольких словах и запиши заглавие текста, отражающее его главную мысль.

17. Объясните в 2-5 предложениях, как вы понимаете смысл последней фразы текста: ) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами.

Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Смысл данной фразы я понимаю так: ………………………………..

Аргументами, подтверждающими мою точку зрения, могут служить следующие примеры из текста:

во-первых,………………………….. 

во-вторых, …………………………………………….

Система оценивания теста 

За выполнение каждого из заданий 1-14 выставляется по 1 баллу. За задание 15 – 3 балла (за каждый правильно выписанный союз по 1 баллу, порядок записи любой).

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 15 тестовых заданий первой и второй частей работы, – 17 баллов.

Ключи:

Вариант 1

Вариант 2

1

Колеблемый

Жалящие

2

4

1, 3, 4, 5

3

2, 4

2, 4

4

Чтобы, зато

Навстречу, чтобы

5

2,3

1,3,4

6

1,2,4,5

2,3

7

№1: Только родное слово…

№3: Тёплый дощатый дом…

8

Слушая стихи в исполнении поэта, лучше понимаешь его мысли.

Переписывая упражнение, будьте внимательны

9

3

3

10

2

1

11

4

4

12

5

4

13

Действительное причастие

Страдательное причастие

14

2

1

15

что, и, когда,(и)

И, что, а


Часть 3

Проверка задания 16 

Критерии оценивания сформулированного заголовка к тесту

Баллы

С1К1

Понимание идеи текста

 

Экзаменуемый обнаруживает правильное понимание авторской идеи текста.

2

Экзаменуемый не обнаруживает понимания авторской идеи текста, но правильно указывает тему текста.

1

Экзаменуемый не обнаруживает понимания авторской идеи и темы текста.

0

С1К2

Корректность формулировки заголовка

 

Заголовок к тексту сформулирован корректно, не содержит речевых и грамматических ошибок.

1

Заголовок к тексту сформулирован некорректно и содержит речевые или (и) грамматические ошибки.

0

Максимальное количество баллов за задание 16

3 балла

 

Проверка задания 17

Ответ на задание 17 оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания развернутого ответа С2

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

 

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания

фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет.

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но допустил 1ошибку в его интерпретации.

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

 

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

2

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примеров-аргументов данную в задании цитату или её часть,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

0

С2К3

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

С2К4

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

С2К5

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

С2К6

Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

С2К7

Фактическая точность письменной речи

 

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет.

1

Экзаменуемым допущены 1 и более ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.

0

 

Максимальное количество баллов за задание С2

13 баллов

 

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение третьей части работы, – 16 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33 балла.

Шкала перевода первичных баллов в оценки 

Отметки

«2»

«3»

«4»

«5»

Интервал баллов

0-16

17-22

23 - 29

30-33