СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ким по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ким по истории 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей

________/ Комратова В.Ю./


Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР


_______/ Алексеева А.А./



____________ г.

Утверждаю

Директор школы



__________/Батталов Р.Р./


Приказ №___

от ___________ г.







Контрольно-измерительные материалы

по истории

для 5 класса МОБУ СОШ д.Улукулево

на 2021-2022 учебный год

учебник ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс

Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

М.: Просвещение, 2021.
















Составитель:

Гатиятуллина Алия Фидаилевна












Улукулево-2021.

Пояснительная записка


Использование КИМ при проведении контрольных уроков по пройденному курсу позволяет проверить знания учащихся по темам в тестовой форме. Тесты являются составной частью экзамена в форме ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Контрольные работы проводится в рамках внутришкольного мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель: определить степень освоения курса истории за 5 класс, степень достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержание контрольной работы соответствует требованиям ФГОС ООО по истории. Контрольная работа состоит из 2 вариантов. Каждый вариант контрольной работы включает в себя контролируемые элементы содержания соответствующих тем школьного курса истории. Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в основной школе содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности. Каждый вариант включает в себя задания по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверять умение применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности события, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания. В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Целевая аудитория- учащиеся 5 класса.

Проверяемые темы.

Всеобщая история:

1. Жизнь первобытных людей.

2. Древний Восток.

3. Древняя Греция.

4. Древний Рим.

Контрольных работ – 6 (4-по темам и 2 – итоговая по курсу «История Древнего мира»).

Время, отведенное на выполнение контрольных работ -20-40 мин.

Каждая контрольная работа содержит критерии оценивания.



























Урок № 7. Повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей».

Вариант 1

А1. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет

назад?

1) появился Человек разумный

2) люди научились обрабатывать металлы

3) люди перешли к земледелию и скотоводству

4) появились первые стоянки первобытных людей

А2. Страх первобытных людей перед грозными и необъ­яснимыми явлениями природы привел:

1) к появлению государств 2) к строительству городов

3) к появлению религиозных верований 4) к отказу от занятий охотой и собирательством

АЗ. Прочтите отрывок из книги и укажите название жи­вотного, о котором идет речь.

Он подошел к обрыву и уверенным взмахом копья начертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядя­ми длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков...

I) носорог 2) бизон 3) мамонт 4) африканский слон

А4. Почему первобытные люди клали пищу и орудия тру­да в могилы умерших?

1) они имели излишки продуктов

2) они были уверены, что все это понадобится сородичу в «стране мертвых»

З) они хотели сохранить свои орудия груда для потомком

4) они прятали там свои запасы, так как опасались на­бегов соседей

А5. Какое животное человек приручил первым?

1) мамонта 3) собаку

2) носорога 4) обезьяну

А6. Какое правило действовало в соседской общине?

1) родня сильна, когда над ней крыша одна 2) братство дороже всякого богатства

3) за общим столом еда вкуснее 4) у каждой семьи - свое хозяйство

А7. Какое-занятие способствовало возникновению зем­леделия?

скотоводство 2) ремесло 3) собирательство 4) охота

А8. В чем состояло преимущество медных орудий труда перед каменными?

1) медные орудия труда более прочные 2) медь чаще встречается и природе, чем камень

3) медное орудие труда стоило дешевле каменного 4) медное орудие можно было починить, а каменное

приходилось делать заново

А9. Главным отличием древнейшего человека от живот­ного была его способность:

1) охотиться 3) делать орудия труда

2) прожить в одиночку 4) строить жилище

А10. Укажите черты, присущие первобытной эпохе.

1) люди жили родовыми общинами 2) люди жили маленькими семьями

3) только старейшины и вожди умели читать и писать 4) люди использовали только деревянные орудия труда

А11 Племенем называли:

1) несколько родов, живущих в одной местности 2) коллектив родственников

3) жителей одного города 4) коллектив охотников

А12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного че­ловека?

1) люди перестали зависеть от природы 2) люди перестали нуждаться в одежде

3) огонь привлекал животных к жилищу человека люди с помощью огня изготавливали орудия труда

А13. Какие орудия труда использовались в земледелии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. 1) плуг 2) серп 3) гончарный круг 4) гарпун 5) копье

Ответ:_______________________________________


А14. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого


Понятие

А) рабы Б) ремесленники В) знатные

Определение

1) потомки вождей, знаменитые люди 2) люди, которые занимаются

изготовлением различных из­делий

3) захваченные на войне пленники 4) могущественные бог

А15. Расположите в правильной последовательности сле­дующие события.

А) выделение знати Б) рост урожаев, появление излишков

В) переход от родовой общины к соседской

Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли . ,

Вариант 2


А1. Какое событие произошло примерно 2 млн лет назад?

1) появились первые стоянки первобытных людей 2) люди научились обрабатывать металлы

3) люди научились приручать животных 4) появился Человек разумный

А2. Необходимость использовать при изготовлении ору­дий труда специальные приемы и навыки способствовала появлению:

1) охоты 3) ремесла

2) земледелия 4) собирательства

АЗ. Прочтите отрывок из книги и укажите название жи­вотного, о котором в нем идет речь.

Племя выскочило наружу и облепило утес; опять все пронзительно визжали и завывали, и камни поле­тели с утеса пуще прежнего. Саблезубый теперь слов­но взбесился. Невзирая на неудачи, вновь и вновь он пытался взобраться на утес. При каждом его прыжке нас охватывал невообразимый ужас.

1) тигр 3) бизон

2) мамонт 4) лев

А4. Религиозные верования появились, потому что:

1)появилась письменность 2) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер

3) главными занятиями людей стали земледелие и ско­товодство 4) люди не могли понягь причины многих природных явлений

А5. Впервые использовать медь научились жители:

  1. Сибири 2) Южной Америки 3) Африки 4) Западной Азии

А6. Какое правило действовало в родовой общине?

1) каждый сам за себя 2) мой дом — моя крепость

3) один за всех, все за одного 4) богатый глух, а знатный слеп

А7. Какое занятие способствовало возникновению ско­товодства?

1) земледелие 3) собирательство

2) ремесло 4) охота

А8. В чем состояло преимущество земледелия перед со­бирательством?

1) земледелием можно заниматься круглый год

2) земледелие более легкое занятие, чем собирательство

3) земледельцы постоянно меняют территорию про­живания

4) человек благодаря земледелию стал меньше зависеть от природы

А9. Отличием Человека разумного от древнейших людей

является его способность:

1) охотиться 2) создавать произведения искусства 3) прожить в одиночку

4) пользоваться речью

А10.В первобытное время человеческие коллективы воглавляли:

I) идолы 3) предки

2) старейшины 4) рабы

А11. Представителей и известных , знаменитых семей на­зывали:

1) родичами З) знатными

2) оборотнями 4) ремесленниками

А12. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного че­ловека?

1) люди стали жить поодиночке 2) люди смогли осветить улицы городов

3) люди перестали бояться природных явлений 4) огонь позволил расселиться на территории с более " холодным климатом

А13. Какие орудия труда использовались первобытны­ми людьми во время охоты? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответству­ющие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) плуг 2) рубило 3) серп 4) копье 5) гончарный круг

Ответ:______________________

А14 Установите соответствие между понятием и опреде­лением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

А) неравенство Б ) религия В) ткачество

Определение

1) разделение общества на богатых и бедных 2) поиск в лесах съедобных расте­ний и плодов

3) вера в сверхъестественные силы 4) создание изделий из волокон

А15. Расположите в правильной последовательности сле­дующие события.

А) выделение знати Б) появление неравенства

В) переход к соседской общине Г) возникновение земледелия и скотоводства

Ответ:___________


Ключи

Вариант 1.

Вариант 2

А1-1

А2-3

А3-3

А4-2

А5-3

А6-4

А7-3

А8-4

А9-3

А10-1

А11-1

А12-4

А13-12

А14-321

А15-ГБВА

«5» - 15- баллов

«4» - 10-11 баллов

«3»- 7-8 баллов

«2» - 0- 6 баллов

А1-1

А2-3

А3-1

А4-4

А5-4

А6-3

А7-4

А8-4

А9-2

А10-2

А11-3

А12-4

А13-24

А14-124

А15-ГВБА

«5» - 15- баллов

«4» - 10-11 баллов

«3»- 7-8 баллов

«2» - 0- 6 баллов



Урок № 16. Повторение по теме: «Древний Египет».

Вариант1.

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а) мягкие и плодородные почвы; б) пустыни; в) высокие горы;

г) труднопроходимые джунгли; д) полноводные реки.

2. Жители Двуречья строили дома из:

а) обожженных глиняных кирпичей; б) высокого тростника-папируса;

в) высушенных глиняных кирпичей; г) ливанского кедра; д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.

3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а) изобретением лука и стрел; б) развитием ремесла;

в) возникновением родовой общины; г) ведением военных действий.

4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а) строительный лес; б) рогатый скот; в) финики; г) глиняные кирпичи;

д) пурпурные ткани; е) зерно; ж) металлы.

5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а) защитить своих подданных от обращения в рабство; б) защитить рабов от чрезмерного произвола хо­зяина;

в) узаконить разделение людей на богатых и бед­ных; г) ограничить произвол властей и установить правопорядок.

6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а) египтянам; г) грекам;

б) финикийцам; д) ассирийцам;

в) вавилонянам; е) персам.

7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а) удержать отвоеванные у гуннов земли; б) защитить торговые пути от набегов разбой­ников;

в) помешать побегам рабов; г) поддержать правопорядок в стране.

8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы по­явились:

а) брахманы;б) знатные воины; в) земледельцы; г) ремесленники; д) слуги.

9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев яв­ляются:

а) шахматы; б) компас; в) ткани из хлопка; г) свод законов Хаммурапи;

д) поэма «Рамаяна»; е) цифры; ж) бумага.

10. Система письма, используемая жителями Финикии, называет­ся:

а) клинопись; б) алфавит; в) рисунчатое письмо; г) иероглифическое письмо.

11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Во­стока:

а) о Гильгамеше; б) о Прометее; в) о всемирном потопе; г)«Рамаяна»; д) об Осирисе;

е) о Геракле; ж) о троянском коне.

12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон; б) Мегиддо; в) Асуан; г) Ниневия; д) Фивы; е) Иерусалим; ж) Мемфис.

13. Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:

а) Соломон; б) Саул; в) Ашшурбанапал; г) Давид.

14 Соотнесите исторические факты с именами исторических дея­телей:

а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших законов;

б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и Сирии;

в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой китайской стены;

4) создание в Персии по­чтовой службы;

5) строительство храма богу Яхве.

Вариант2.

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья являются:

а) опасность наводнений; б) плодородные почвы;

в) разливы рек; г) заросли тростника; д) жаркий климат.

2. Население древнего мира научилось делать первые металли­ческие орудия труда из:

а) бронзы; б) железа; в) меди; г) олова; д) золота.

3. Военные успехи ассирийского войска во многом можно объяс­нить применением в сражениях:

а) конницы; б) пращи; в) боевых колесниц; г) таранов.

4 Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а) оливковое масло; б) пшеницу; в) шерсть; г) пурпурные ткани; д) живой товар -- рабов;

е) финики; ж) строительный лес.

5. По законам царя Хаммурапи:

а) любого человека могли пожизненно обращать в рабство за долги;

б) людей строго наказывали за преступления по обычаю «око за око, зуб за зуб»;

в) было невозможно купить или продать рабов на рынках Вавилона;

г) свободные люди освобождались от уплаты на­логов в царскую казну.

6. Древние индийцы поклонялись богу:

а) Ганешу с головой слона; б) Гебу с головой змеи; в) Тоту с головой птицы;

г) Амону-Ра в облике ^сота; д) Апопу в облике змеи; е) Сету в облике осла.

7. Финикийцы основывали свои поселения-колонии для:

а) ведения военных действий с местным насе­лением;

б) оживления торговли с другими странами;

в) подготовки к новым, более далеким путеше­ствиям;

г) распространения своего образа жизни среди местного населения.

8. По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты:

а) брахманов; б) знатных воинов; в) земледельцев; г) ремесленников; д) слуг.

9. Культурно-историческими достижениями древних китайцев яв­ляются:

а) иероглифическое письмо; б) шахматы; в) ткани из хлопка; г) бумага;

д) ткани из шелка; е) компас; ж) чай.

10. Древнекитайская книга представляла собой связку:

а) пальмовых листьев; б) расщепленного бамбука; в) глиняных табличек; г) листов папируса.

11. Древневосточными мудрецами были:

а) Конфуций; б) Кир Великий; в) Гаутама Будда;

г) Хаммурапи; д) Цинь Шихуан; е) Соломон; ж) Тутанхамон.

12. По территории стран Древнего Востока протекали реки:

а) Нил; б) Волга; в) Хуанхэ; г) Евфрат; д) Ока; е) Инд; ж) Днепр.

13. Отметьте растение, которое не выращивали древние ин­дийцы:

а) рис; б) хлопчатник; в) оливковые деревья; г) сахарный тростник

14 Соотнесите исторические факты с именами исторических дея­телей:

а) Хаммурапи; 1) создание древнейших законов;

б) Ашшурбанапал; 2) завоевание Египта и Китая;

в) Соломон. 3) организация первой библиотеки глиняных книг;

4) строительство храма богу Яхве в Иерусали­ме;

5) строительство Великой китайской стены.



Ключи

Вариант 1.

Вариант 2

1-а, д

2-в

3-б, г

4-а д ж

5-а в г

6-б

7-а б

8-д

9-а в д е

10-б

11-а в г д

12-а г д е ж

13-в

14-а-2 б-4 в-3


«5» - 14-13

«4» - 10-11

«3»- 7-8

«2» - 0- 6

1-а в д

2-в

3-а г

4-а г д ж

5-б

6-а

7-б в

8-б

9-а г д е ж

10-б

11-а в е

12-а в г е

13-в

14- а-1 б-3 в-4 –


«5» - 14-13 баллов

«4» - 10-11 баллов

«3»- 7-8 баллов

«2» - 0- 6 баллов



Урок № 28. Повторение: «Древний Восток»

Вариант 1

Часть А

1. Тигр и Евфрат впадают в:

а) Персидский залив; б) Средиземное море; в) Красное море.

2. Страну, расположенную по среднему течению Тигра и Евфрата, греки называли:

а) Двуречье; б) Месопотамия; в) Междуречье.

3. Главный торговый город финикийцев:

а) Тир; б) Иерусалим; в) Антиохия.

4. Поселение людей, переселившихся из иной страны – это:

а) колония; б) шадуф; в) асфальт.

5. Ниневия была взята штурмом и разрушена в:

а) 612 году до н. э.; б) 712 году до н. э.; в) 812 году до н. э.

6. Висячие сады Семирамиды были созданы в:

а) Тире; б) Александрии Египетской; в) Вавилоне.

7. Гималайские горы расположены на:

а) востоке Индии; б) севере Индии; в) западе Индии.

8. Рассказывается о борьбе между двумя семьями раджей в поэме:

а) «Махабхарата»; б) мифе о Гильгамеше; в) мифе о всемирном потопе.

9. Цинь Ши-хуанди, провозгласивший себя «первым циньским государем» стал в:

а) 21 году до н. э.; б) 121 году до н. э.; в) 221 году до н. э.

10. Компас – это изобретение:

а) китайцев; б) индийцев; в) египтян.

Часть В

1. Определите, по какому принципу составлена таблица и заполните её:

?

?

Египет

 

 

Юго-Западная Азия, восточное побережье Средиземного моря

Китай

 

 

Передняя Азия, междуречье Тигра и Евфрата

Индия

 

 

Передняя Азия, верховья реки Тигр

2. Начертите ленту времени и выполните следующее задание:

1) отметьте на ленте времени образование единого китайского государства

2) сосчитайте, сколько лет назад это было.

3. Определите, по какому принципу образован ряд и дополни его:

1) Нил, пирамиды, Тутмос, папирус, …, … .

2) Будда, касты, брахманы, Гималаи, …, … .

4. Соотнесите термины и определения:

Термин

Определение

1. Шадуф

А. группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями

2. Клинопись

Б. Кочевники

3. Каста

В. Приспособление для полива

4. Сфинкс

Г. Письменность Древнего Двуречья

5. Гунны

Д. Существо с телом льва и головой человека



Вариант 2


Часть А

1. В Междуречье писали:

а) на папирусе; б) на бумаге; в) на табличках из сырой глины.

2. Царь Хаммурапи царствовал в Вавилоне в:

а) 1692- 1650 гг. до н. э.; б) 1792-1750 гг. до н. э.; в) 1892-1850 гг. до н. э.

3. На восточном побережье Средиземного моря в далёкой древности возникли небольшие города:

а) египтян; б) финикийцев; в) персов.

4. Основанная в Северной Африке колония превратилась в очень богатый город. Это:

а) Кирена; б) Карфаген; в) Зана.

5. Ниневию называли:

а) логовищем львов; б) логовищем тигров; в) берлогой медведей.

6. Персы завоевали Египет в:

а) 515 году до н. э.; б) 525 году до н. э.; в) 535 году до н. э.

7. Древняя Индия занимала:

а) полуостров Индокитай; б) полуостров Индостан; в) Филиппинские острова.

8. Индийские жрецы составили сборник правил, которые будто бы установил главный бог:

а) Брахма; б) Ра; в) Осирис.

9. Китайцы называют её «блуждающая река». Это :

а) Хуанхе; б) Янцзы; в) Евфрат.

10. Особенностью хозяйства Древнего Китая было:

а) шелководство; б) овцеводство; в) рисоводство.

Часть В

1. Определите, по какому принципу составлена таблица и заполните её:

?

?

Египет

 

 

Юго-Западная Азия, восточное побережье Средиземного моря

Китай

 

 

Передняя Азия, междуречье Тигра и Евфрата

Индия

 

 

Передняя Азия, верховья реки Тигр

2. Начертите ленту времени и выполните следующее задание:

1) отметьте на ленте времени походы фараона Тутмоса

2) сосчитайте, сколько лет назад это было.

3. Определите, по какому принципу образован ряд и дополни его:

1) Компас, Конфуций, гунны, шёлк, …, … .

2) Клинопись, Хаммурапи, Евфрат, Шамаш, …, … .

4. Соотнесите термины и определения:

Термин

Определение

1. Жрецы

А. сильное и большое государство

2. Клинопись

Б. Кочевники

3. Колония

В. Служители бога

4. Держава

Г. Письменность Древнего Двуречья

5. Гунны

Д. Поселение

 

Ключи

вариант 1

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

А

А

А

В

Б

А

В

А

всего 10 баллов

Часть В

1. Определите, по какому принципу составлена таблица и заполните её:

Страна

Местоположение

Египет

Северо-восточная Африка

Финикия

Юго-Западная Азия, восточное побережье Средиземного моря

Китай

Восточная Азия, долина рек Хуанхэ и Янцзы

Вавилонское царство

Передняя Азия, междуречье Тигра и Евфрата

Индия

Южная Азия, полуостров Индостан

Ассирия

Передняя Азия, верховья реки Тигр


вариант 2

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Б

Б

Б

А

Б

Б

А

А

А

всего 10 баллов

Часть В

1. Определите, по какому принципу составлена таблица и заполните её:

Страна

Местоположение

Египет

Северо-восточная Африка

Финикия

Юго-Западная Азия, восточное побережье Средиземного моря

Китай

Восточная Азия, долина рек Хуанхэ и Янцзы

Вавилонское царство

Передняя Азия, междуречье Тигра и Евфрата

Индия

Южная Азия, полуостров Индостан

Ассирия

Передняя Азия, верховья реки Тигр


Урок № 49. Контрольная работа: «Древняя Греция».


Вариант1.


1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запре­щали ездить за границу и обедать дома в:

а) Афинах; б) Спарте; в) Трое; г) Коринфе.

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер со­здал произведения:

а) «Илиада»; б) «Антигона»; в) «Персы»; г) «Одиссея».

3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес:

а) Телемак; б) Ахиллес; в) Одиссей; г) Алкиной.

4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки; б) короткие односложные слова; в) гласные звуки; г) гласные и согласные звуки.

5. По законам архонта Дракона:

а) запрещалось долговое рабство;

б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мел­кое преступление;

в) государственные дела решались Советом ста­рейшин;

г) выкупались рабы-греки, находящиеся за гра­ницей;

д) одинаково наказывались убийство человека и кража вещи;

е) разрешалось продавать хлеб за границу;

ж) судей выбирали из числа незнатных жите­лей полиса.

6.Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно;

а) тайное голосование с помощью черных и бе­лых камешков;

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стра­тегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом ста­рейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и бога­того жителя Афин.

7.Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой; б) демократией; в) тиранией; г) республикой.

8.Орхестра — это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора

в) вид веселого представления, где действующи­ми лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

9. По-гречески «комедия» означает:

а) «песнь козлов б) «божественная песня»; в) «веселое шествие г) «песня неба».

10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

б) вручение золотого яблока Афродите;

в) рождение дочери Зевса богини Афины;

г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Анаксагор; 1) автор трагедии «Антигона»;

б) Поликлет; 2) создатель статуи «Дискобол»;

в) Софокл. - 3) ученый, изучавший явления природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

4) автор комедии «Птицы»;

5) создатель скульптуры «Ко­пьеносец»;

6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.

12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег; б) оратор; в) академик; г) поэт.

13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь; б) Эрехтейон; в) ипподром; г) стадион.

14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а) поражение персов в Марафонской битве;

б) победа греческого флота в Саламинском сра­жении;

в) окончательное поражение персидской армии в битве при Платеях;

г) вторжение персов в Элладу под предводитель­ством Ксеркса;

д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском ущелье.

15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» — были обращены к:

а) Фемистоклу; б) Мильтиаду; в) Демосфену; г) Александру Македонскому.

16. В результате завоевательных походов Александра Македонс­кого произошло:

а) уничтожение Персидского царства; б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в) образование огромной державы; г) объединение греческих полисов в единое, го­сударство.

Вариант 2.

1. «Если ты был в ... и не восторгался ими, то ты осёл!» — так говорили о городе:

а) Спарта; б) Афины; в) Троя; г) Тиринф.

2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» ученые считают величайшего поэта:

а) Эсхила; б) Тиртея; в) Гомера; г) Аристофана,

3. «Друга не мог защитить я! Далёко от родины милой

Пал он, — и в этой беде я на помощь ему не явился!» Эти слова произнес:

а) Патрокл; б) Ахиллес; в) Гектор; г) Приам. -

4. Греческая письменность была составлена на основе:

а) китайской иероглифики; б) финикийского алфавита;

в) клинописи Междуречья; г) египетской иероглифики.

5. В новых законах архонт Солон повелел:

а) отменить рабство за долги; б) разрешить продавать хлеб за границу;

в) выкупить греков-рабов за деньги государства; г) всем гражданам обязательно служить в вой­ске;

д) выбирать судей только из знатных жителей Афин;

е) обращать должников в рабство в случае не­хватки рабов;

ж) для решения государственных дел созывать Народное собрание.

6. В 6-м веке до н.э. для системы государственного управления Спарты характерно:

а) голосование криком «за» или «против» пред­ложений старейшин;

б) введение платы за исполнение выборных должностей; ч

в) тайное голосование с помощью черных и бе­лых шаров;

г) вхождение в состав Народного собрания муж­чин-спартанцев;

д) обсуждение важнейших вопросов Советом ста­рейшин;

е) командование спартанским войском двух ца­рей;

ж) бесконтрольное управление полисом первым

архонтом.

7. Самым справедливым в древности было государственное уст­ройство:

а) Египта; б) Спарты; в) Афин; г) Персидской державы.

8. Скене — это:

а) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

б) постройка, к стене которой прикреплялись декорации;

в) полукруглая площадка для размещения зри­телей;

г) проходы, разделяющие места для зрителей на секции.

9. По-гречески «трагедия» означает:

а) «божественная песня»; б) «веселое шествие»; в) «песнь козлов»; г) «песня солнца».

10. На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а) храм Ники Бескрылой; б) Парфенон; в) Эрехтейон; г) храм Артемиды.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Геродот; 1) создатель статуи «Копьеносец »;

б) Фидий; 2) «отец истории», описавший события греко-персидских войн;

в) Аристофан. 3) автор комедии «Птицы»;

4) ученый, считавший, что Зем­ля вращается вокруг Солнца;

5) знаменитый скульптор, созда­тель статуи богини Афины;

6) создатель трагедии «Анти­гона».

12. Военачальник, командующий греческим войском в 5-м веке до н.э.:

а) царь; б) вождь; в) вельможа; г) стратег. •

13. На Олимпийских играх состязались в силе и ловкости:

а) пловцы; б) бегуны; в) атлеты; г) фигуристы.

14. Установите последовательность завоевательных походов Алек­сандра Македонского:

а) битва при Гавгамелах и гибель Персидского царства; б) осада Тира и завоевание Финикии;

в) поход в Индию и возвращение в Вавилон; г) поражение персов в битве на реке Граник;

д) вступление в Египет и основание Александ­рии Египетской.

15. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка. Трубите к наступлению», — так обратился к своим воинам:

а) Дарий Первый; б) Ксеркс; в) Дарий Третий; г) Александр Македонский.

16. В результате греко-персидских войн:

а) Греция отстояла свою независимость;

б) персидским военным кораблям разрешалось плавать по Эгейскому морю;

в) Греция признала власть персидских царей;

г) усилился Афинский полис, имевший силь­нейший военный флот.


Ключи

Вариант 1.

Вариант 2

1- б 1балл

2-а г

3-в

4-в

5-б д

6-а в д

7-б

8-б

9-в

10-а в

11-а-3 б-5 в-1- 2

12-б

13-в

14- а-1 б-4 в-5 г-2 д-3

15-г

16-а в

«5» - 16-15

«4» - 14-10

«3»-11-8

«2» - 0- 7

1-б

2-в

3-б

4-б

5-а в ж

6-а г д е

7-в

8-б

9-в

10-б

11-а-2 б-5 в-3

12-г

13-б в

14- а-4 б-2 в-5 г-1 д-3

15-г

16-а г


«5» - 16-15

«4» - 14-10

«3» - 9-11

«2» - 0- 7



Урок № 67. Повторение: «Древний Рим».

Вариант1.

1. Мать Ромула и Рема, согласно древнеримской легенде:

а) волчица б) Веста в) Рея Сильвия

2. Кого римляне называли «варварами»?

а) племена не знающие латинского или греческого языка

б) жестоких императоров в) всех, кто проживал вне города Рима

3. Рабы, получившие в пользование участки земли:

а) колоны б) «рабы с хижинами» в) христиане

4. Что произошло в 509 г.до н.э.?

а) В Риме установилась республика б) был основан Рим в) в Риме установилась империя

5. Римский император, при котором началась травля христиан:

а) Константин б) Нерон в) Октавиан Август

6. Какое зрелище Римляне предпочитали всем остальным:

а) театральное представление б) спортивное состязание в) гладиаторские бои

7. Кого Римляне называли лучшим из императоров (правил в 98-117 г. н.э.)?

а) Цезаря б) Трал на в) Константина

8. Как переводится с латинского языка слово «Республика»?

а) власть народа б) общее дело в) власть знати

9- Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390 г.до н.э.?

а) Муций Сценола б)гуси в) волчица

10. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни зако­нами?

а) демократия б) диктатура в) республика





Вариант 2

1. Автор одного из «Евангелий* - рассказов о жизни учений Иисуса Христа:

а) Иуда б) Иоанн в) апостол Павел

2. Главный источник рабства в Риме:

а) завоевания б) торговли в) долговая кабала.

3. Кто получал в республиканском Риме почетное прозвище «император»?

а) сенаторы б) полководцы в) народные трибуны

4. Германские племена, захватившие Рим в 410 г.:

а) даки б) венеды в) готы

5. Сенатор, друг Цезаря, возглавивший против него заговор:

а) Антоний б) Октавиан в) Брут

6. Река, переходя которую, Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий бро­шен»!

а) Тибр б) Рейн в) Рубикон

7. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

а) консулы б) императоры в) народные трибуны

8. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

а) в 509 г.до н.э. б) в 74-71 г. до н.э. в) в 313 г. н.э. ,

9. Последний император Западной Римской империи:

а) Константин б) Ромул в) Юстиниан

10. Кто такие колоны?

а) рабы б) воины в) земледельцы


Ключи к тесту варианта1: 1-в, 2-а, 3-б , 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-б, 10-б.

Ключи к тесту варианта2: 1 -6, 2 -а, 3 - 6, 4 -в, 5 -в, 6 - в, 7 - в, 8 - б, 9- в, 10 -в.


«5» - 9-10

«4» - 7-8

«3»- 5-6

«2» - 0- 4



Урок № 68. Итоговое повторение: «История Древнего мира».


Вариант 1


1. Первые государства в истории человечества возникли в долинах рек:

а) Нила;

б) Луаны и Сены; в) Инда и Ганга;

г) Волги и Оки; -д) Янцзы и Хуанхэ; е) Тигра и Евфрата; . ж) Тибра и По


2.Родиной демократии является:

а) Римская республика; б) Греция;

в) Египет;

г) Вавилония;

д) Персия.


3. Всесильным владыкой Египта был:

- а) фараон;

б) император;

в) стратег;

г) архонт;

д) консул.


4. В 1-м веке до н.э. в Риме устанавливается империя, что означает:

а) правление аристократии;

б) власть сенаторов;

в) единоличное правление;

г) власть народа;

д) власть консулов.


5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и битвы, в которых они участвовали:

а) Ганнибал;

б) Тутмос Третий;

в) Мильтиад;

г) Кир Великий;

д) Филипп Македонский.


1) битва при Херонее;

2) Марафонское сражение;

3) бои в Фермопильском ущелье;

4) битва при Мегиддо;

5) завоевание Вавилона;

6) битва при Гавгамелах;

7) покорение Заальпийской Галлии;

8) битва при Каннах.


6. Укажите имя человека, никогда не занимавшего должность стратега:

а) Мильтиад;

б) Бренн;

в) Фемистокл;

г) Перикл.


7. Римскими императорами, прославившими свое имя и как выдающиеся полководцы, были:

а) Цезарь;

б) Нерон;

в) Юстиниан;

г) Октавиан Август;

д) Траян;

е) Марк Аврелий;

ж) Гонорий.


8. «Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и должен быть казнен», — записано в законах:

а) Ману;

б) Хаммурапи;

в) 12 таблиц;

г) Юстиниана.


9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Египту, Риму, Константинополю:

1) Рим; а) храм Святой Софии;

2) Египет; б) куполообразный Пантеон;

3) Константинополь, в) гробница фараона Тутанхамона;

г) Большой сфинкс;

д) Колизей;

е) колонна Траяна; ж)пирамида Хеопса.


10. До сегодняшнего дня мы пользуемся изобретениями первобытных людей:

а) цифрами;

б) глиняной посудой;

в) охотничьим луком со стрелами;

г) шахматами;

д) компасом;

е) лодкой и плотом;

ж), ткацким станком.


11. Особенностью древнеегипетского письма не является.

а) рисунчатый облик египетских знаков;

б) передача гласных и согласных звуков отдельными буквами;

в) передача рисунками значений отдельных слов;

г) существование знаков — определителей понятий.


12. Отметьте зрелище, нелюбимое древними греками:

а) театральные представления;

б) гонки колесниц на ипподроме;

в) гладиаторские бои;

г) посещение гимнасиев.


13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произведения:

а) Вергилий;

б) Аристофан;

в) Гомер;

г) Цезарь.

1) «Записки о Галльской войне»;

2) «Энеида»;

3) «Антигона»;

4) «История»;

5) «Птицы»;

6) «Илиада»;

7) «О природе вещей»;

8) «Рамаяна».


14 Великий римский историк, живший во времена Августа, описавший правление царей, установление республики, Пунические войны в «Римской истории от основания города»:

а) Тацит;

б) Сенека;

в) Лукреций Кар;

г) Тит Ливии;

д) Геродот;

е) Аристотель;

ж) Плутарх.


15, Первобытные люди верили в то, что:

а) существует сверхъестественная связь между животным и его изображением, созданным художником;


б) стихийные явления природы (гром, дождь) зависят от воли духов соседнего стада;

в) урожай дикорастущих плодов и ягод не за-

д) в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа.


16. Первобытные художники изображали на стенах пещер раненых животных, так как считали, что они помогают:

а) привлечь зверей в пещеру;

б) добиться успеха на охоте;

в) умилостивить силы природы;

г) защититься от хищников.


17. По представлениям древних египтян, «страна мертвых»:

а) не существует;

б) похожа на земной мир;

в) является страшным подземельем;

г) наполнена чудовищами.


18. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью является:

а) личная свобода человека;

б) стремление к богатству;

в) покаяние и милосердие;

г) уважение к старшим.


19.Соотнесите мифы и сказания Двуречья и сказания библейские:

а) сказание о первых людях;

б) миф о сотворении мира;

1) Двуречье;

2) библейские сказания.

в) сказания о Гильгамеше;

г) миф о вавилонском столпотворении;

д) миф об Утнапишти;

е) миф о Ноевом ковчеге.


20. Вера в одного бога появилась у:

а) египтян;

б) римлян;

в) евреев;

г) греков;

д) ассирийцев;

е) вавилонян.


21. В 3-м веке до н.э. царь Ашока заявил о своей преданности учению:

а) Рамы;

б) Конфуция;

в) Будды;

г) Яхве;

д) Иисуса Христа.


22.'Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а) строительный лес;

б) пшеницу;

в) шерсть;

г) мраморные статуи;

д) оливковое масло;

е) пурпурные ткани;

ж) слоновую кость.


21.Во 2—1-м веках до н.э. самым большим по территории было:

а) Римское государство;

б) Персидское царство;

в) Сирийское царство;

г) Македонское царство;

д) Ассирийское государство.


24. Установите последовательность событий мировой истории:

а) взятие Египта персами;

б) битва при Херонее;

в) разграбление Рима вандалами;

г) строительство пирамиды фараона Хеопса;

д) образование государства в Южном Двуречье;

е) реформы архонта Солона в Афинах;

ж) начало правления Перикла в Афинах.


Вариант 2


1. Первые государства появлялись там, где главным занятием людей становилось:

а) собирательство;

б) скотоводство; - в) земледелие;

г) ткачество;

д) ремесло;

е) строительство;

ж) ведение военных действий.


2. С 1-го века до н.э. империей называют:

а) Египетское государство;

б) Ассирийское государство;


в) Римское государство;

г) Греческое государство;

д) Персидское государство.


3. В 5-м веке до н.э. высшая власть в Афинском государстве принадлежала:

а) стратегу;

б) архонту;

в) демосу;

г) Совету старейшин;

д) ареопагу.


4. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии, что по-гречески означает:

а) «власть тирана»;

б) «власть знати»;

в) «власть народа»;

г) «власть архонта»;

д) «власть сенаторов».

б) Фемистокл;

в) Цезарь;

г) Александр Македонский;

д) Сципион.


5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и битвы, в которых они участвовали:

а) Камбиз; 1) Саламинское сражение;

2) завоевание Египта персами;

3) битва близ города Зама;

4) покорение Заальпийской Галлии;

5) битва при Гавгамелах;


6) битва у мыса Акций;

7) битва на Марафонской равнине;

8) битва при Херонее.


6. Укажите имя человека, не являвшегося царем:

а) Хаммурапи;

б) Тарквиний Гордый;

в) Солон;

г) Филипп Македонский.


7. В 1-м веке до н.э. в Риме правили императоры:

а) Цезарь;

б) Нерон;

в) Константин;

г) Гонорий;

д) Траян;

е) Октавиан Август;

ж) Марк Аврелий.


8. «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», — сказал:

а) Солон;

б) Мильтиад;

в) Фемистокл;

г) Перикл.


9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Двуречью, Китаю и Греции:

1) Двуречье;

2) Китай;


3) Греция.

а) Великая китайская стена;

б) ворота богини Иштар;

в) Вавилонская храмовая башня;

г) храм Артемиды в Эфесе;

д) висячие сады Семирамиды;

е) Парфенон;

ж) храм Ники Бескрылой.


10. Основными изобретениями китайцев, используемыми и сейчас, являются:

а) календарь;

б) цифры;

в) компас;

г) бумага;

д) монеты;

е) чай;

ж) шелковые ткани.


11. Особенностью древнегреческого письма не является.

а) передача гласных звуков отдельными буквами;

б) точная передача при письме звуковой речи;

в) передача согласных звуков буквами;

г) рисунчатый облик греческих букв.


12. Отметьте зрелище, которое не любили древние римляне:

а) гладиаторские бои;

б) конные состязания;

в) театральные представления;

г) морские бои.

в) Гомер;

г) Геродот.


13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произведения:

а) Лукреций Кар; в) «Антигона»;

б) Софокл; г) «Записки о Галльскойвойне»;

3) «О природе вещей»;

4) «Одиссея»;

5) «Птицы»;

6) «История»;

7) «Махабхарата»;

8) «Энеида».


14 Писателем, прозванным «отцом истории», был друг Перикла:

а) Тацит;

б) Софокл;

в) Геродот;

г) Тит Ливии;

д) Аристотель;

е) Платон;

ж) Сократ.


15. Первобытные люди верили в то, что:

а) рост численности зверей зависит от количества солнечных дней в году;

б) души предков переселяются в далекую «страну мертвых»;

в) во время сна душа покидает тело и встречается с душами других людей;

г) люди и животные никогда не могут превращаться друг в друга.


16. По представлениям первобытных людей, «страна мертвых»:

а) не существует;

б) похожа на земной мир;

в) является страшным подземельем;

г) наполнена страшными чудовищами.


17. Египтяне верили, что после смерти судьбу человека вершит:

а) Осирис;

б) фараон;

в) жрец;

г) чудовище Амамат.


18. Будда учил, что главное для человека — это его:


а) происхождение;

б) личные достоинства;

в) принадлежность к касте;

г) вера в переселение душ.


19. Соотнесите мифы и сказания Египта и Греции:

1) Египет; а) миф о Прометее;

2) Греция. б) миф об Осирисе и Исиде;

в) миф о Тесее и Минотавре;

г) миф о троянском коне;

д) Песнь Нилу и солнцу;

е) миф о Дедале и Икаре.


20. Вера в Пантеон (множество) богов сохранилась у:

а) греков;

б) римлян;

в) египтян;

г) евреев;

д) вавилонян;

е) индийцев.


21. В 4-м веке император Константин заявил о приверженности учению:

а) Конфуция;

б) Будды;

в) Иисуса Христа;

г) Демокрита;

д) Аристотеля.


22. Греческие купцы привозили в колонии:

а) льняные ткани;

б) папирус;

в) оливковое масло;

г) мраморные статуи;

д) слоновую кость;

е) виноградное вино;

ж) зерно.


23. В 6-м веке до н.э. самой большой по территории была:

а) Персидская держава;

б) Греция;

в) Ассирийская держава;

г) Римская империя;

д) Индия.


24. Установите хронологическую последовательность событий мировой истории:

а) Троянская война;

б) взятие Рима готами;

в) морское сражение при Саламине;

г) взятие Вавилона персами;

д) образование единого государства в Египте;

е) правление Хаммурапи в Вавилонии;

ж) установление республики в Риме.


Ключи