Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре»
Ф.И. _______________________________________дата______________
1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) многие тысячи лет назад
б) когда появилось устное народное творчество
в) с появлением письменности
2. Откуда пошло название летописи? Подчеркни .
а) от слова записи б) от слова год
в) от слова лето г) от слова летать
3. Что такое книга? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Переписчики книг – кто они? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. О каком произведении идет речь?
«Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси».
6. Узнайте пословицы. соедини их правильно.
Книги не говорят,… а ума придала
а в несчастье утешает а правду сказывают
Книга в счастье украшает да и своим умом двигай
Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре»
Ф.И. _______________________________________дата______________
1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) многие тысячи лет назад
б) когда появилось устное народное творчество
в) с появлением письменности
2. Откуда пошло название летописи? Подчеркни.
а) от слова записи б) от слова год
в) от слова лето г) от слова летать
3. Что такое книга? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Переписчики книг – кто они? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. О каком произведении идет речь?
«Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси».
6. Узнайте пословицы. соедини их правильно.
Книги не говорят,… а ума придала
а в несчастье утешает а правду сказывают
Книга в счастье украшает да и своим умом двигай
Проверочная работа по разделу «Книга в мировой культуре». ОТВЕТЫ
1.Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) многие тысячи лет назад
б) когда появилось устное народное творчество
в) с появлением письменности
2. Откуда пошло название летописи?
а) от слова записи б) от слова год
в) от слова лето г) от слова летать
3. Что такое книга?(Печатное произведение (в старое время рукопись)в форме сброшюрованных или переплетённых вместе листов с каким-нибудь текстом, иногда рисунками)
4. Переписчики книг – кто они?(Переписчиками были главным образом священники, дьяконы, монахи)
5. О каком произведении идет речь?
«Это самое знаменитое из летописных сочинений, описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события , происходившие в Древней Руси».
Примерный ответ: «О повести временных лет» Это самое знаменитое из летописных сочинений (7века), описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси.
6. Узнайте пословицы. Запишите их правильно.
Книги не говорят,… а правду сказывают
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».
Ф.И.______________________________________________дата_____________________
1) Выбери правильный ответ.
а) Былина – это … ___________________________________________________________
-сказка о богатырях -летопись о богатырях
-быль -русская народная эпическая песня
б) – Богатырь – это … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ -богатый человек
-древнерусский князь
-завоеватель чужих земель
-воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью
2) Перечислите истоки литературного творчества. Затем подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Что такое миф? ________________________________________________________________________________
4) Узнайте, запишите, о каком герое в произведении идет речь? _____________________
Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А к обеденке поспеть хотел
Он во стольный Киев-град.
5) Кто это? Допиши имя героя.
-Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. _______________________________
-Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному.) ________________________________________________
-Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.
_______________________________________________
-Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. _______________________________________
-Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя.___________________
Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. _________________________
6) «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображены?
________________________________________________________________________________
7) Чем былины похожи на народные волшебные сказки? Чем они отличаются?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества». ОТВЕТЫ
Ф.И.______________________________________________дата_____________________
1) Выбери правильный ответ.
а) Былина – это … (русская народная эпическая песня)
-сказка о богатырях -летопись о богатырях
-быль -русская народная эпическая песня
б) – Богатырь – это … (воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью)
-богатый человек
-древнерусский князь
-завоеватель чужих земель
-воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью
2) Перечислите истоки литературного творчества. Затем подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году. (сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, небылицы, колыбельные песни, мифы, былины, притчи, легенды)
__________________________________________________________________________
3) Что такое миф? (Это народные сказания о легендарных героях, богах)
__________________________________________________________________
4) Узнайте, запишите, о каком герое в произведении идет речь? (Илья Муромец)
Из того ли из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме.
А к обеденке поспеть хотел
Он во стольный Киев-град.
5) Кто это? Допиши имя героя.
-Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
-Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник) ________________________________________________
-Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
-Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыны
-Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя. (Садк
Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святого
6) «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображены? (В. М. Васнецов, изображены богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
__________________________________________________________________
7) Чем былины похожи на народные волшебные сказки? Чем они отличаются?
Сказка является полностью выдуманной, И в конце обычно мораль (не всегда прямо, но все же мораль есть во всех сказках).
Былина основывается на исторических событиях, однако у героев часто видна идеализация - сверхчеловеческая сила или великая мудрость, которых в реальной жизни у героя возможно и не было в такой мере.
Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».
Ф.И. ________________________________________дата____________________
1) Можно ли дать разделу другое название? Выбери из предложенных пословиц подходящие.
-Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
-Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
-В добрый час молвить, в худой промолчать.
-Дружбу помни, а зло забывай.
2) Из какого произведения этот отрывок? Напиши его название и автора.
- «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович»
_______________________________________________________________________________________- «Слушаю сказку –сердце так и мрет; а в трубе сердито ветер злой поет» _____________________
________________________________________________________________________________
- «Выбравшись на лужайку перед старым двухэтажным сараем, Женя вынула из карману рогатку и, натянув резинку, запустила в небо маленького картонного парашютиста______________________
________________________________________________________________________________
- «Андрюша вышел с палкой во двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла черная собака, которую Андрюша всегда боялся» ______________________________________________________
- «Я вернулась в комнату. Настроение у меня было слегка испорчено, но я взяла в руку карандаш, и всё снова стало хорошо» _______________________________________________________________
- «Сегодня опять ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока почему-то не было. Прямо не знаю, о чем писать?» _________________________________________________________________
- «Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землей. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно» ___________________________________________________
- «Мы долго думали, где бы достать материи, а потом Шишкин нашел у себя на чердаке какой-то старый, никому не нужный матрац» ___________________________________________________
- «Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости и на нескольких столах играли в вист».
___________________________________________________________________________________
- «Автобус довез их почти до самого дома. Вскоре они уже были в Волькиной комнате» ___________
___________________________________________________________________________________
- «Тибул положил руку на ее растрепанную голову. Она смотрела на него снизу счастливыми серыми глазами» _________________________________________________________________________
- «Воробьиха изо всех сил клюнула меня в спину и погнала нас вместе с Костей на соседнее дерево, где были заготовлены впрок соломинки, конский волос и другие стройматериалы. ________________________________________________________________________________
3) Какие произведения вы прочитали в этом разделе?
-стихи -рассказы
-сказки -притчи
-повести -романы
4) Дайте определение, закончите предложение.
Юмористическое произведение – это______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
5) Напиши мини-сочинение (5-6 предложений) на тему «Что значит жить по совести? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга». ОТВЕТЫ
Ф.И. ________________________________________дата____________________
1) Можно ли дать разделу другое название? Выбери из предложенных пословиц подходящие.
-Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
-Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
-В добрый час молвить, в худой промолчать.
-Дружбу помни, а зло забывай.
2) Из какого произведения этот отрывок? Напиши его название и автора.
- «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович» (А. Толстой «Детство Никиты»)
- «Слушаю сказку –сердце так и мрет; а в трубе сердито ветер злой поет» (И. Суриков «Детство»)
- «Выбравшись на лужайку перед старым двухэтажным сараем, Женя вынула из карману рогатку и, натянув резинку, запустила в небо маленького картонного парашютиста» (А. Гайдар[a] «Тимур и его команда»)
- «Андрюша вышел с палкой во двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла черная собака, которую Андрюша всегда боялся» (М.Зощенко «Самое главное»)
- «Я вернулась в комнату. Настроение у меня было слегка испорчено, но я взяла в руку карандаш, и всё снова стало хорошо» (И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи»)
- «Сегодня опять ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока почему-то не было. Прямо не знаю, о чем писать?» (Н.Носов «Дневник Коли Синицина»)
- «Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землей. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно» (Н.Носов «Метро»)
- «Мы долго думали, где бы достать материи, а потом Шишкин нашел у себя на чердаке какой-то старый, никому не нужный матрац» (Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
- «Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости и на нескольких столах играли в вист». (А. Погорельский «Черная курица»)
- «Автобус довез их почти до самого дома. Вскоре они уже были в Волькиной комнате» (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)
- «Тибул положил руку на ее растрепанную голову. Она смотрела на него снизу счастливыми серыми глазами» (Ю. Олеша «Три толстяка»)
- «Воробьиха изо всех сил клюнула меня в спину и погнала нас вместе с Костей на соседнее дерево, где были заготовлены впрок соломинки, конский волос и другие стройматериалы» (В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»)
3) Какие произведения вы прочитали в этом разделе?
-стихи -рассказы
-сказки -притчи
-повести -романы
4) Дайте определение, закончите предложение.
Юмористическое произведение – это вид литературы, в котором используются комические и сатирические средства. ... Юмористическое произведение часто содержит иронию, сатиру, лирические отступления юмористического характера
5) Напиши мини-сочинение (5-6 предложений) на тему «Что значит жить по совести? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по разделу «Литературная сказка»
Ф.И.______________________________________________дата_________________
1) Посмотрите мультфильм и напишите аннотацию на увиденное произведение (данные об авторе и названии запишите сами, подготовьте черновик, в который вы можете записывать то, что посчитаете нужным, по ходу просмотра мультфильма. При написании аннотации используйте памятку на стр.65 в рабочей тетради).
2) Что такое сказка? Перечислите сказочные приметы._____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Какие виды сказок вы знаете?
По авторству__________________________________________________________
По структуре__________________________________________________________
4) Каких писателей-сказочников вы знаете?
5) Допиши название произведения.
-В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. __________________________________________________________________
-В этой сказке рассказывается о короле, у которого не было сердца___________________
__________________________________________________________________________
-Главная героиня чуть не погибла, спасая своих братьев. ________________________________
-В этой сказке главный герой – девушка, которая попала в дом к маленьким человечкам. __________________________________________________________________________
-В этом произведении герой не раз спасал своих братьев. _______________________________
-Главный герой сказки – один из предметов чайной посуды. _____________________________
6) Найди пару, соедини произведение и его автора.
«Пятеро из одного стручка» Братья Гримм
«Три слезинки королевны» Шарль Перро
«Спящая красавица» Ганс Христиан Андерсен
«Путешествия Гулливера» Лидия Чарская
«Мальчик-с-пальчик» Джонатан Свифт
«Белоснежка и семь гномов» Александр Пушкин
7) Из какого произведения эти предметы? Допиши.
-крапива ___________________________________________________________
-зеркало ___________________________________________________________
-горошина __________________________________________________________
-цветочная луковица _________________________________________________
-расшитый пояс ______________________________________________________
-белые камешки ______________________________________________________
8) Напиши рассуждение (5-6 предложений) на тему «Чему нас учат литературные сказки?» _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по разделу «Литературная сказка» ОТВЕТЫ
Ф.И.______________________________________________дата_________________
1) Посмотрите мультфильм и напишите аннотацию на увиденное произведение (данные об авторе и названии запишите сами, подготовьте черновик, в который вы можете записывать то, что посчитаете нужным, по ходу просмотра мультфильма. При написании аннотации используйте памятку на стр.65 в рабочей тетради).
Учитель показывает мультфильм Ганса Христиана Андресена «Свинопас».
2) Что такое сказка? Перечислите сказочные приметы. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Сказочные приметы бытовых сказок — это в первую очередь наличие неких волшебных предметов, которые помогают главным героям. Главные приметы волшебных сказок, это в отличие от бытовой сказки – некий удивительный мир, в котором могут быть драконы, Кощей Бессмертный и другие нереальные герои.
3) Какие виды сказок вы знаете?
По авторству- народные, авторские(литературные)
По структуре- волшебные, бытовые и о животных
4) Каких писателей-сказочников вы знаете?
5) Допиши название произведения.
-В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. (Путешествие Гулливера)
-В этой сказке рассказывается о короле, у которого не было сердца. (Дуль-Дуль, король без сердца)
-Главная героиня чуть не погибла, спасая своих братьев. (Дикие лебеди)
-В этой сказке главный герой – девушка, которая попала в дом к маленьким человечкам. (Белоснежка и семь гномов)
-В этом произведении герой не раз спасал своих братьев. (Мальчик-с-пальчик)
-Главный герой сказки – один из предметов чайной посуды. (Чайник)
6) Найди пару, соедини произведение и его автора.
«Пятеро из одного стручка» Братья Гримм
«Три слезинки королевны» Шарль Перро
«Спящая красавица» Ганс Христиан Андерсен
«Путешествия Гулливера» Лидия Чарская
«Мальчик-с-пальчик» Джонатан Свифт
«Белоснежка и семь гномов» Александр Пушкин
7) Из какого произведения эти предметы? Допиши.
-крапива (Дикие лебеди)
-зеркало (Белоснежка и семь гномов)
-горошина (Пятеро из одного стручка)
-цветочная луковица (Чайник)
-расшитый пояс (Волшебное оби)
-белые камешки (Мальчик-с-пальчик)
8) Напиши рассуждение (5-6 предложений) на тему «Чему нас учат литературные сказки?»
Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели и поэты».
Ф.И.____________________________________________дата__________________
1) Соотнесите произведения и их авторов.
«Крестьянские дети»
С. Есенин «Листопад»
«Прыжок»
И. Крылов «Песня про купца Калашникова»
«Кукушка и петух»
Н. Некрасов «Белая береза»
«Зима недаром злится»
И. Бунин «Ворона и Лисица»
«Пороша»
Л. Толстой «Мороз, Красный нос»
«Розы»
М. Лермонтов «Детство»
«Бородино»
Ф. Тютчев «Еще земли печален вид»
«Сказка о мертвой царевне»
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»
«Дары Терека»
2) Определи жанр произведения А. Пушкина «Осень».
-сказка -стихотворение
-басня -рассказ
3) Какой была царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
-доброй -кроткой
-равнодушной -нежной
4) К кому обращался Елисей в сказке? Укажи правильный порядок.
-солнце, месяц, ветер -солнце, ветер, месяц
-месяц, солнце, ветер -ветер, месяц, солнце
5) Определите жанр произведения «Дары Терека».
-басня -стихотворение
-рассказ -сказка
6) Какое стихотворение написал Ф. Тютчев?
-«Листопад» -«Дети и птичка»
-«Весенние воды» -«Где сладкий шепот»
7) Кто написал стихотворение «Утес»?
-Ф. Тютчев -М. Лермонтов
-А. Фет -А. Пушкин
8) Определите жанр произведения «Ворона и лисица».
-басня -стихотворение
-рассказ -сказка
9) Подберите синоним к слову «шумный».
-грохочущий -скромный
-тихий -неслышный
10) В каком словосочетании есть эпитет?
-плывут над полями -огненным шаром
-в восторге молюсь -чуть заметен
11) Подбери антоним к слову «торжествующий».
-грустный -радостный
-веселый -счастливый
12) Закончи пословицу.
Всякое дело человеком ставится, человеком и ____________________
13) Какое стихотворение принадлежит С. Есенину?
-«Опять сон» -«Наши царства»
-«Бабушкины сказки» -«Детская»
14) По данным словам узнай стихотворение, напиши фамилию его автора.
Мороз, бушует, дозор, скованы, трещит._______________________
15) К данным фамилиям допиши имена и отчества.
Пушкин______________________________________________________________
Лермонтов____________________________________________________________
Толстой_______________________________________________________________
Есенин________________________________________________________________
Крылов___________________________________________________________________
Некрасов__________________________________________________________________
Бунин___________________________________________________________________
Тютчев_____________________________________________________________________
16) Что такое олицетворение? Приведи пример олицетворения из любого стихотворения.___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
17) Что такое рифма? ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
18) Составь аннотацию на басню И. Крылова «Ворона и Лисица».
19) Составь краткий план стихотворения М. Лермонтова «Бородино».
20) Напиши мини-сочинение (не менее 10 предложений) на тему «Зачем надо читать произведения классической литературы»