СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислоты, их классификация и химические свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кислоты, их классификация и химические свойства»













Технологическая карта урока по химии

8 класс

Тема: «Кислоты, их классификация и химические свойства».













Технологическая карта урока

ФИО учителя

Малявин Даниил Алексеевич

Класс

8

Предмет

химия

Дата

___.____.2023 год

Тема урока

«Кислоты, их классификация и химические свойства»

Цель урока

Сформировать знания о классификации и химических свойствах кислот, познакомиться с правилами работы с кислотами;

Задачи урока

Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного занятия

Личностные:

- Выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно ставить цель, предлагать действия, указывая последовательность шагов;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Познавательные УУД:

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- высказывать и обосновывать мнение;

- использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя и самостоятельно.

Предметные:

- уметь составлять и приводить примеры химических реакций с участием кислот;

- классифицировать кислоты по признакам;

- использовать знания химии при соблюдении правил использования химических веществ;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.


Тип урока

изучение нового материала.

Методы и приемы работы, используемые технологии

Индивидуальная, групповая (в парах), коллективная. Диалоговое общение, лабораторная работа, информационно - коммуникационная технология.

Оборудование урока (методическое обеспечение, мультимедийное оборудование, ЭОР)

учебник, инструктивные карточки, проектор.

Химическое оборудование: (штатив с пробирками, химические лотки, пробиркодержатель,). Реактивы на парты: HCl (раствор), H2SO4 (раствор), лакмус, фенолфталеин, метилоранж, H2O, CuO, AgNO3 , BaCl2; долька лимона. Реактивы для учителя: H2SO4 (конц.), NaOH, металлический Na, сахар.



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Эпиграфом к нашему уроку выступят слова Аристотеля: “Ум заключается не только в знании. Но и в умении прилагать знание на деле”.


Вам, ребята, понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

С какими классами веществ вы уже успели познакомиться?


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.









Отвечают на вопрос.

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (5 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы


Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним: Какие соединения химических элементов вы изучили?

Давайте проверим, как хорошо вы их запомнили. И в этом нам поможет игра: «Крестики-нолики», а вам нужно найти выигрышный путь, состоящий из предложенных формул.



Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:

На столах у каждого из вас стоят стаканы с раствором и кусочек лимона. Я предлагаю каждому из вас положить в раствор кусочек лимона и посмотреть, что же произойдет.

Спрашиваю: «почему раствор поменял цвет?».

Как вы думаете, чем же мы будем с вами сегодня заниматься?



А чтобы убедиться в правильности ваших предположений, предлагаю выполнить вам задание. Для выполнения задания вам необходимо

определить тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов определим тему нашего урока. На выполнение задания 1 минута, кто выполнит, поднимает руку.

Спрашиваю название какого класса веществ вы получили из букв: О,С,Т,Ы,Л,К,И – кислоты. Проблемная ситуация. Ребята, а теперь подумайте исходя из проведенного вами опыта и задания, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Дети: «Кислоты».

Верно, ребята. Но мы будем не просто изучать кислоты.

Посмотрите, пожалуйста на два слова-кислый и кислота и скажите, что общего у этих двух слов?

Правильно, корень! А к какой характеристике относится слово кислый?

Итак, мы будем изучать химические свойства кислот и их классификацию.

Запишем тему урока в маршрутный лист.

Ребята, Сформулируйте цель урока.

Что нам необходимо сделать, чтобы достигнуть данной цели?

Дети отвечают: - основания, оксиды.





Играют и отвечают все вместе.






Дети отвечают: на раствор подействовала лимонная кислота.




Изучать химические свойства кислот.



Выполняют задание в парах – определяют тип химической реакции и название класса.



Проверка заданий

Кислоты! Записывают тему урока в своих тетрадях.




Формулируют цель: Изучить химические свойства и классификации, характерные для класса кислоты.



Обучающиеся отвечают: провести эксперимент, посмотреть в учебнике, спросить у Вас.


Ответ: сложные вещества, состоящие из атома водорода и кислотного остатка.

Атом водорода

Вывод: кислоты состоят из атома водорода и кислотного остатка.

слова кислота и кислый имеют один корень. (дети отвечают)


Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


3.

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления обучающихся о кислотах как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями кислот, экологические проблемы.



Характеристика кислоты по плану (показать на доске)

  • 1. Формула.

  • 2. Классификация кислот.

  • 3.Номенклатура

  • 4. Химические свойства кислот


Что же нам необходимо знать о кислотах? 



Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

Классификация кислот

А) по наличию кислорода.  

Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?



Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.

Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие.  Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.

Б) Классификация кислот по основности.

Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?

Основность – число атомов водорода в кислоте.

Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.

По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.

Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.

В) Классификация кислот по растворимости в воде.

Кстати, способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.



А сейчас, ребята, давайте внимательно посмотрим на кислоты, написанные в маршрутном листе, какие отличия вы видите? Все кислоты делят на несколько групп. Назовите эти группы.

Заполняем классификацию.



А теперь давайте закрепим эти знания с помощью игры «Химический светофор».

У каждого из вас лежит по 3 цветные карточки, которые обозначают ту или иную классификацию. Задача каждого из вас поднимать карточки тех цветов, которые относятся к классификации кислоты, которую я буду называть.

Работа проходит фактически индивидуально. Каждому из учеников дается набор цветных карточек– характеристик по 3 из 6 параметров, а соседу по парте – остальные 3 параметра. Учитель пишет на доске формулу кислоты, а каждый ученик должен быстро дать классификацию кислоты по своим параметрам, подняв кружочек нужной окраски: “зажечь” соответствующий свет и соединив свои три кружочка с кружочками соседа по парте, поднимают все 6 кружочков. Если ученик допускает ошибку, то дает определение данного параметра классификации или сосед объясняет ошибку своему товарищу. После нескольких формул ученики меняются кружочками и параметрами.

Инструктивная карточка:

Кислоты: соляная, серная, фосфорная, кремневая, угольная, сероводородная,

Физкультминутка

Сели спокойно. Выполняем упражнения.

Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!

На таблицу Менделеева вверх посмотрим,

А теперь в свою тетрадь,

Влево, вправо, на соседа сзади, поморгали,

И по кругу пробежали.

Мы глаза зажмурим снова.

Продолжать урок готовы?

Открываем глазки снова!


- как можно распознать кислоты, не пробуя их? С помощью какого вещества?

А теперь перейдем к практическому изучению кислот.

Мы изучим химические свойства кислот.

Какими правилами по технике безопасности мы должны придерживаться при проведении этой лабораторной работы:(дети отвечают про тб)


Работа проводится в парах по инструктивным карточкам, затем один человек из группы подходит к доске и вписывает результаты своей группы в таблицу. На выполнение работы у вас 7–9 минут.

Лабораторная работа по группам. Каждая группа демонстрирует результаты опытов, делает выводы и составляет уравнения химических реакций.

Учитель: почему кислоты получили такое название?

Учитель: можно ли пробовать кислоты на вкус?

Опыт № 1 Кислота + оксид металла = Соль + Вода (реакция обмена)



CuO + Н2SO4

Сделайте вывод



Опыт № 2 Кислота + Металл = Соль + Водород (реакция замещения)

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

Сделайте вывод

Опыт № 3 Кислота + Соль = Новая соль + Новая Кислота (реакция обмена)

AgNO3 + НCl →

BaCl2 + Н2SO4 →

Сделайте вывод

Учитель: Кто может предложить способ распознавания кислот?

Опыт №4 (Демонстративный) с учеником.

Возьмем 2 реактива, и любой из индикаторов, чтобы узнать где у нас кислота.

Учитель: Какой индикатор из ваших опытов убедительнее использовать для распознавания кислоты?

На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано? 

Это интересно!

Всем знакома Серная кислота, которая является важным химическим веществом, которое необходимо для многих отраслей промышленности, таких как сельское хозяйство, очистка сточных вод и нефтепереработка. Она также используется в кислотах аккумулятора и чистящих средствах. Она также играет важную роль в изучении кислот в целом. Серная кислота служит базовым эталоном для сравнения уровней кислотности суперкислот или кислот. H 2 SO 4 может нанести значительный ущерб коже человека при прямом контакте. Это также очень разъедает многие металлы. Химическое вещество гораздо более агрессивно и опасно, когда присутствует в высокой концентрации, благодаря своим превосходным окислительным и дегидратирующим свойствам.



Поэтому хочу продемонстрировать вам химические свойства этой кислоты.

Опыт №1 Взаимодействие с металлическим натрием

Опыт № 2 Взаимодействие с целлюлозой

Опыт № 3 Взаимодействие с сахаром.

Убедились в силе этой кислоты?

 Отвечают: (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).








Отвечают: наличие О2.















Отвечают: бескислородные: HCl, H2S, HBr.

Кислородосодержащие: H3PO4, HNO3, H2SO4









Отвечают: Одноосновные

HCl, HNO3, HBr, HClO4

Двухосновные H2S, H2SO4, H2CO3, H2SO3, H2SiO3 Трехосновные H3PO4















Отвечают: Нерастворимые в воде H2SiO3

Растворимые

H2SO4, H2CО3, HЗPО4,

HCI, HNO3.




























































Ответы: индикаторы. Ребята отвечают на вопрос как с помощью индикаторов определить кислоты Лакмус изменяет окраску в кислой среде с фиолетовой на красную.



Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Дети рассказывают технику безопасности

















Учащиеся: Т.к. они кислые на вкус.

Учащиеся: категорически нет.





































Учащиеся: Лакмус так как он даёт наиболее яркий цвет.









Отвечают: (С наличием атомов водорода).


Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные умения

должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда;

должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их , исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов

Метапредметные умения

Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

4.















Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности














Давайте закрепим получившие знания. У вас в карточках есть Qr-код, вам нужно с помощью камеры телефона отсканировать его.

https://onlinetestpad.com/wdubfk55osrac

У вас откроется тест, там 5 вопросов, пройдите его и отправьте мне, я сразу получу ваши ответы.

Провожу подготовку мышления детей.

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

Как кислоты распознать среди других веществ”.

Итак, мы сегодня познакомились еще с одним классом неорганических веществ – кислотами и их химическими свойствами.

- Что такое кислоты?

- С помощью, каких веществ мы можем распознать кислоты? Какой индикатор не пригоден для распознавания кислот?

- По каким признакам классифицируют кислоты? На какие группы делят кислоты по эти признакам? Кто желает сформулировать определение кислот.

На какие группы делятся кислоты?


Вернуться к эпиграфу. Ребята, как вы считаете, почему я выбрал эпиграфом к уроку слова греческого философа Аристотеля?





Учащийся у доски, остальные самостоятельно в тетрадях, проверка и вывод.



















Отвечают на вопросы:

1. по формуле

2.экспериментально: с помощью индикатора


Отвечают на вопросы:

1) Что такое кислоты?

2) Как классифицируют кислоты?

кислоты?

5) Являются ли кислоты электролитами? Составьте уравнения диссоциации серной и азотной кислот

6) Как изменяют окраску индикаторы в растворах кислот?


Коммуникативные

формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

5.

Домашнее задание (1 мин)

Можно подготовить сообщение на тему: «Кислоты в нашей жизни»

Записывают задание


6.

Рефлексия (3 мин)

Подведем итоги нашей работы.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Ответьте на предложенные вопросы.

Какой класс неорганических соединений изучали сегодня на уроке?

Создаёт условия для заключительной рефлексии: А теперь я прошу вас ответить на предложенные вопросы на вашем маршрутном листе


Оценивают свои знания.

Регулятивные

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.