. Классификация и использование дидактических игр
Среди всего разнообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают сюжетно-ролевые игры, игру-труд, подвижные игры, игры-драматизации, комплексно-игровые праздники и дидактические игры.
Игры, в которых на основе жизненных художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения, называются сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.
Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли...»* - писал А.С.Макаренко. Поэтому следующий вид игры - игра-труд.
Это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.
Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Особенность подвижных игр младших школьников - их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого- либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры- драматизации могут использоваться и без зрителей, когда все дети класса становятся участниками
Важнейшая функция игры - организаторская. Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдения за действиями героя сказки, мультфильма, придумывание сказок, участие в комплексно-игровых праздниках) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой (в том числе и народной) в учебно- воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на предметные, в основном это дидактические игрушки и материалы типа «лабиринт», «трудное путешествие», словесные игры - загадки, задачи, предположения и др.
Данная классификация игр перечисляется в книге О.С.Газмана и Н.Е.Харитоновой «В школу с игрой». Разумеется, перечисленными видами игр не исчерпывается все разнообразие игровой деятельности младших школьников. Мастерство учителя проявляется в умении обеспечить общение с детьми наиболее подходящими для каждой ситуации игровыми средствами.
Психологи Г.Г.Кравцов и Е.Е. Кравцова, считая игру ведущим методом повышения психологической готовности к школе шестилетних детей, даже формулируют специальный принцип деятельности педагога: «Прежде чем предлагать детям какое-то задание, необходимо под Из всех игр, применяемых в учебно-воспитательном процессе, наиболее широко и эффективно используются дидактические игры. Это обосновано функциями игры и ее значением в обучении и воспитании младших школьников.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В использовании игры как метода обучения ведущая роль принадлежит учителю, который с помощью игры передает определенные знания, формирует представления и учит детей играть. Такая игра относится к прямому обучению детей.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Учитель одновременно является и учителем (т.е.организатором) и участником игры.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими хорошо известны. Это, например, народные игры: «Краски», «Наоборот», настольные игры типа «Лото», игры «Умные машины», «От зернышка до булочки» и др. Самостоятельно дети могут играть как на уроках, так и вне их. Они закрепляют, систематизируют знания.
И конечно же, дидактическая игра выступает как средство формирования морально-этических норм общения, средство, ускоряющее развитие личности ребенка. В процессе игры ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без умения сотрудничать он сам остается в проигрыше. Поэтому отношения по поводу игры выступают в действительности, как «школа социальных отношений.». Именно в ситуации игры ребенок учится быть человеком.
Несмотря на многообразие дидактических игр, все они имеют одинаковую структуру:
дидактическая задача;
игровой замысел;
выполнение игровых действий;
установление и соблюдение правил игры;
подведение итогов.
Для успешного проведения игры и достижения дидактической цели учитель должен следовать структуре игры в своей работе. Однако на практике не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила
выступают одновременно как действия, что затрудняет правильное использование игры учителем. В качестве примера правильного следования структуре игры приведу описание дидактической игры «Самый быстрый почтальон», которая используется на уроке математики.
Дидактическая задача игры: закрепление навыка решения примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
Игровой замысел: учащиеся выступают в роли почтальонов.
Игровые действия: решить примеры, записанные на карточках, изображающих письма и быстро разнести письма в соответствующие «дома» (отдать детям, изображающим эти дома с соответствующими номерами).
Правила игры: учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоены должны быстро определить на конверте номер дома,записанного примером (решить пример), и разнести письма в «дома» под этими номерами. Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот - самый быстрый почтальен.
Подведение итогов игры. Решение примеров проверяют все ученики, они же определяют самого быстрого почтальона
Следует отметить, что для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, т.к в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, но прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях и т.п.) должны усваиваться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности ребенка можно сформировать средствами данной игры.
Поскольку основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей, эти правила должны быть четкими, носить занимательный характер, содействовать формированию у детей корректности, выдержки.
Игровые действия направляют и концентрируют ход дидактической игры. Например, в игре «Так бывает или нет?», используемой в обучении шестилетних детей на уроках ознакомления с окружающим миром, правилами игры требуется заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л.Станчева все небылицы:
Теплая весна у нас,
Виноград созрел сейчас,
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в негу.
Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га - га- га !» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет?
Игра проводится часто так, что дети по очереди поднимают руку и называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интересной и все дети были активны, вводится игровое действие, например: у детей на столах в коробочке лежат фишки. Тот, кто заметил небылицу по ходу чтения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, тот, кто был внимательным и заметил их, положит перед собой шесть фишек. Затем проводится подсчет фишек у каждого участника, дети объясняют, какие небылицы они заметили. После этого называют победителя. Он получает приз.
Таким образом развитие игровых действий зависит от выдумки учителя. Дети также по ходу игры вносят свои предложения.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровой замысел, игровые действия, правила, подведение итогов игры.
умать, как это обыграть.»
Наши крупнейшие педагоги и психологи указывали на важную роль игры в воспитании и обучении младших школьников. Так К.Д.Ушинский писал: «... если мы сравним интерес игры, а равно и число , и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения...
То, конечно, все преимущество остается на стороне игры».
Он же считал, что воспитание в игре необходимо вести так, чтобы ребенок не пресыщался ею и умел переходить к занятиям.
Использованию игры в целях нравственного воспитания содействовали труды А.С.Макаренко. Он считал игру одним из важных воспитательных методов. «В детском возрасте игра - это норма, - отмечал Макаренко, - и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело...»
А.П. Усова подчеркивала значение игры в воспитании общественных качеств ребенка: «… наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь».*
В игре перед детьми раскрывается разнообразие мира, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Знакомство с работами выдающихся психологов и педагогов в области исследования детских игр приводит нас к выводу о том, что игра – это мощное средство обучения и воспитания младших школьников. Использование дидактических игр на уроках обогащает учебно-воспитательный процесс, делает его более эффективным и увлекательным.