СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классицизм в литературе. Д.И.Фонвизин. Комедия "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Характеристика литературного периода 2) Вопросы для анализа произведения и характеристи героев. 3) Выводы по комедии и творчеству писателя.

Просмотр содержимого документа
«Классицизм в литературе. Д.И.Фонвизин. Комедия "Недоросль"»

Классицизм  в литературе   (XVII – н.XIX)

Классицизм в литературе

(XVII – н.XIX)

Что такое «классицизм?» Классицизм  (лат. classicus - образцовый ) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. Классицизм в литературе – литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

Что такое «классицизм?»

Классицизм (лат. classicus - образцовый ) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.

Классицизм в литературе – литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

Характеристики классицизма  в литературе Родина классицизма - Франция (XVII век).  В основе – рационализм , т.е.превосходство разума над чувствами; классицизм имеет общественно-воспитательный характер . Произведения делятся на жанры – высокие и низкие. К высоким относятся трагедия, эпопея, ода. К низким – комедия, сатира, басня. Смешение этих жанров невозможно.

Характеристики классицизма в литературе

  • Родина классицизма - Франция (XVII век).
  • В основе – рационализм , т.е.превосходство разума над чувствами;
  • классицизм имеет общественно-воспитательный характер .
  • Произведения делятся на жанры – высокие и низкие. К высоким относятся трагедия, эпопея, ода. К низким – комедия, сатира, басня. Смешение этих жанров невозможно.
Характеристики классицизма  в литературе Художественное произведение строится по принципу «трех единств»: единство, времени, места и действия (время действия– не больше суток; место - в пределах одного дома, комнаты; действие – одно, не имеет параллелей);  Герои четко делятся на положительных и отрицательных;  Качества  героев доведены до предела (скупость, ложь, жадность и т.д.);   Действует система амплуа, т.е. стереотипы характеров (хитрый слуга, глупый хозяин, жадный дворянин, мудрая няня и т.д.)

Характеристики классицизма в литературе

  • Художественное произведение строится по принципу «трех единств»: единство, времени, места и действия (время действия– не больше суток; место - в пределах одного дома, комнаты; действие – одно, не имеет параллелей);
  • Герои четко делятся на положительных и отрицательных;
  • Качества героев доведены до предела (скупость, ложь, жадность и т.д.);
  • Действует система амплуа, т.е. стереотипы характеров (хитрый слуга, глупый хозяин, жадный дворянин, мудрая няня и т.д.)
Название комедии. Недоросль (нейтр.) В 17 веке в России так называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего еще на государственную службу. (перен., ирон.) глуповатый молодой человек, юноша, недоучка.

Название комедии.

  • Недоросль
  • (нейтр.) В 17 веке в России так называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего еще на государственную службу.
  • (перен., ирон.) глуповатый молодой человек, юноша, недоучка.
Действующие лица. 2 «лагеря». Представители порока, «злонравия». Г-жа Протакова, г-н Простаков, Скотинин, Митрофан. 2. Носители добродетели. Стародум, Милон, Софья, Правдин. Посмотрите на имена и фамилии. Как называют такие имена героев? Зачем автор дает такие имена?

Действующие лица. 2 «лагеря».

  • Представители порока, «злонравия».

Г-жа Протакова, г-н Простаков, Скотинин, Митрофан.

2. Носители добродетели.

Стародум, Милон, Софья, Правдин.

Посмотрите на имена и фамилии. Как называют такие имена героев?

Зачем автор дает такие имена?

Особенности сюжета. Есть ли любовная линия в комедии? Является ли она главной? Почему? Для чего же дана любовная линия Софьи и Милона? Вывод: Любовная тема дана не сама по себе, а как очередной «поле схватки» злонравия и добродетели. Лагерь Простаковой готов растоптать чужие чувства ради своих прихотей и жадности.

Особенности сюжета.

  • Есть ли любовная линия в комедии?
  • Является ли она главной? Почему?
  • Для чего же дана любовная линия Софьи и Милона?

Вывод: Любовная тема дана не сама по себе, а как очередной «поле схватки» злонравия и добродетели. Лагерь Простаковой готов растоптать чужие чувства ради своих прихотей и жадности.

Анализ эпизода  (д.I, явл. 1, 2, 3, 4) С чего начинается комедия (событие)? Что показывает этот эпизод? Почему Тришка никак не реагирует на оскорбление госпожи? Нужно ли отвечать барыне? Что говорит про кафтан Скотинин? Вывод: мы так и не узнаем, как сшит кафтан. Кафтан – повод для очередных придирок, привычных для дома, где живет злонравие и деспотизм.

Анализ эпизода (д.I, явл. 1, 2, 3, 4)

  • С чего начинается комедия (событие)? Что показывает этот эпизод?
  • Почему Тришка никак не реагирует на оскорбление госпожи? Нужно ли отвечать барыне?
  • Что говорит про кафтан Скотинин?

Вывод: мы так и не узнаем, как сшит кафтан. Кафтан – повод для очередных придирок, привычных для дома, где живет злонравие и деспотизм.

Анализ эпизода  (д.I, явл. 1, 2, 3, 4) Какой урок преподает своему сыну Простакова? Какие черты присущи ей, а, значит, и её сыну, воспитываемому ей? Только ли Простаковой присущи эти черты? Найдите еще примеры и героев. Вывод:  Не только одна Простакова такая в этой семья. Ее брат Скотинин, который любит поросят больше людей. И в этой атмосфере растет Митрофан.

Анализ эпизода (д.I, явл. 1, 2, 3, 4)

  • Какой урок преподает своему сыну Простакова?
  • Какие черты присущи ей, а, значит, и её сыну, воспитываемому ей?
  • Только ли Простаковой присущи эти черты? Найдите еще примеры и героев.

Вывод: Не только одна Простакова такая в этой семья. Ее брат Скотинин, который любит поросят больше людей. И в этой атмосфере растет Митрофан.

Анализ эпизода  (д.I, явл. 1, 2, 3, 4) Почему Простакова не отдала шить кафтан портному? Какие черты проявляются? Какое социальное явление прячется за этой сценой? Что хотел сказать автор этой сценой? Вывод: по понятиям госпожи крепостной обязан исполнять все ее прихоти. Простакова убеждена, что живет по правильным законам. Одна из тем – помещичий произвол .

Анализ эпизода (д.I, явл. 1, 2, 3, 4)

  • Почему Простакова не отдала шить кафтан портному? Какие черты проявляются?
  • Какое социальное явление прячется за этой сценой? Что хотел сказать автор этой сценой?

Вывод: по понятиям госпожи крепостной обязан исполнять все ее прихоти. Простакова убеждена, что живет по правильным законам. Одна из тем – помещичий произвол .

Главная проблема  ставится уже вначале пьесы Тема барского произвола . Критика самодержавно-крепостной действительности. Трагизм судьбы простого человека . Крепостным хоть и уделено мало внимания, но уже по этим сценам ясно их бедственное положение. «Оскотинивание» помещиков , богатых и влиятельных людей, а значит и всего высшего сословия.

Главная проблема ставится уже вначале пьесы

  • Тема барского произвола . Критика самодержавно-крепостной действительности.
  • Трагизм судьбы простого человека . Крепостным хоть и уделено мало внимания, но уже по этим сценам ясно их бедственное положение.
  • «Оскотинивание» помещиков , богатых и влиятельных людей, а значит и всего высшего сословия.
Герои-резонеры. Резонёр - персонаж пьесы, который призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций (= голос автора в пьесе ). Кто резонер в пьесе? Стародум – носитель авторской идеи. Основная его задача – высказывать то, что хочет сказать зрителю автор. Активна ли роль Стародума? Почему?

Герои-резонеры.

  • Резонёр - персонаж пьесы, который призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций (= голос автора в пьесе ). Кто резонер в пьесе?
  • Стародум – носитель авторской идеи. Основная его задача – высказывать то, что хочет сказать зрителю автор.
  • Активна ли роль Стародума? Почему?
Анализ персонажей.  Определите основное качество героев. «злонравная» «забитый», бесхребетный Простакова – Простаков – Скотинин – Митрофан – Правдин – Стародум – Софья – Милон – скотоподобный невежественный честный прямой умна, благородна скромен, благороден

Анализ персонажей. Определите основное качество героев.

«злонравная»

«забитый», бесхребетный

  • Простакова –
  • Простаков –
  • Скотинин –
  • Митрофан –
  • Правдин –
  • Стародум –
  • Софья –
  • Милон –

скотоподобный

невежественный

честный

прямой

умна, благородна

скромен, благороден

Новаторство Фонвизина.  «Не все так просто…» Можно ли назвать Простакова «злонравной» по отношению ко всем? К кому она нежна и добра? Чем ответил ей сын в финале? Что с ней произошло в результате? Жалко ли вам ее? Вывод:  Простакова не только злобная помещица, но и заботливая мать. Все ее деяния – ради сына. Он же повел себя с ней грубо, не подумав о чувствах матери .

Новаторство Фонвизина. «Не все так просто…»

  • Можно ли назвать Простакова «злонравной» по отношению ко всем? К кому она нежна и добра?
  • Чем ответил ей сын в финале?
  • Что с ней произошло в результате? Жалко ли вам ее?
  • Вывод: Простакова не только злобная помещица, но и заботливая мать. Все ее деяния – ради сына. Он же повел себя с ней грубо, не подумав о чувствах матери .
Новаторство Фонвизина.  «Не все так просто…» Митрофан, действительно ли, так глуп? Какие качества есть еще у него? Какое правило классицизма нарушает автор этим, давая героям несколько черт характера? Вывод: Фонвизин отходит от правила изображать только одну черту человеческого характера, как было принято в классицизме .

Новаторство Фонвизина. «Не все так просто…»

  • Митрофан, действительно ли, так глуп? Какие качества есть еще у него?
  • Какое правило классицизма нарушает автор этим, давая героям несколько черт характера?
  • Вывод: Фонвизин отходит от правила изображать только одну черту человеческого характера, как было принято в классицизме .
Финал комедии. Кто «победил», и как они этого достигли? Как разрешил конфликт? Является ли это результатом «непосильных» трудов положительных героев? Вывод: лагерь добродетельных героев побеждает случайно , не потому, что есть справедливый закон. Случайно появился в селе Правдин, Стародом, Милон. Это стечение удачных обстоятельств, а не торжество Закона.

Финал комедии.

  • Кто «победил», и как они этого достигли?
  • Как разрешил конфликт? Является ли это результатом «непосильных» трудов положительных героев?

Вывод: лагерь добродетельных героев побеждает случайно , не потому, что есть справедливый закон. Случайно появился в селе Правдин, Стародом, Милон. Это стечение удачных обстоятельств, а не торжество Закона.

Основной конфликт. Кто «столкнулся» в финале? Как можно еще назвать эти 2 лагеря? За что борется каждый лагерь? Вывод: основной конфликт пьесы – борьба прогрессивных дворян , честных и добрых людей, с дворянами невежественными , закоренелыми в «огрубелом зверстве» (Н.В.Гоголь)

Основной конфликт.

  • Кто «столкнулся» в финале? Как можно еще назвать эти 2 лагеря?
  • За что борется каждый лагерь?

Вывод: основной конфликт пьесы – борьба прогрессивных дворян , честных и добрых людей, с дворянами невежественными , закоренелыми в «огрубелом зверстве» (Н.В.Гоголь)

Основная тема и идея. Тема: воспитание нового дворянства. Идея: Одного просвещения мало для воспитания истинного человека. Сначала нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом думать об уме. Автор считает, что нужен такой закон, чтобы добродетель была «выгодной», нужной, чтобы все поняли, что «без благонравия никто не может выйти в люди».

Основная тема и идея.

  • Тема: воспитание нового дворянства.
  • Идея: Одного просвещения мало для воспитания истинного человека. Сначала нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом думать об уме. Автор считает, что нужен такой закон, чтобы добродетель была «выгодной», нужной, чтобы все поняли, что «без благонравия никто не может выйти в люди».
Темы сочинений: Проблема воспитания – проблема будущего России (Образ Митрофана).  Г-жа Простакова – «злонравная» барыня и заботливая мать (Образ г-жи Простаковой). Принцип Стародума как основа новой жизни (Образ Стародума).

Темы сочинений:

  • Проблема воспитания – проблема будущего России (Образ Митрофана).
  • Г-жа Простакова – «злонравная» барыня и заботливая мать (Образ г-жи Простаковой).
  • Принцип Стародума как основа новой жизни (Образ Стародума).