Классный час. 2 класс. Тема: Чтобы зубы были здоровыми.
Цели: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье. формирование у детей представления о строении зубов человека и заботливого отношения к своим зубам, расширение знаний о том, что полезно и что вредно для зубов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Я надеюсь, что сегодняшний классный час поможет вам узнать много нового, интересного и неожиданного о том, что, как вам кажется, вам уже известно.
Послушайте стихотворение.
. В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У нее во рту «потеха»,
Заболел молочный зуб,
Рот «подушечкой» припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слезы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги.
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй - рассмеши…
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь ее унять?
-Поднимите руку, кому знакома эта ситуация.
- Как вы думаете, почему заболел зуб у Кати?
-Отчего зубы могут портиться? И как за ними правильно ухаживать. Об этом мы и будем сегодня говорить.
Чтобы знать, как защитить зубы от болезней, нужно ознакомиться с особенностями их строения.
В течение первых двух или трех лет жизни у ребенка вырастают 20 временных (молочных) зубов. С 6 лет они начинают постепенно выпадать и сменяться постоянными. У взрослого человека 32 зуба, по 16 на каждой челюсти. Они служат человеку всю жизнь, и поэтому очень важно сохранить их здоровыми. Зубы различны по форме, потому что выполняют разную работу. Существует три вида зубов:
резцы (их 8) захватывают и режут пищу – они заостренные и заточенные;
клыки (их 4) удерживают и разрывают наиболее жесткую и твердую пищу, они самые длинные и острые;
моляры (12) и премоляры (8) предназначены для пережевывания и окончательного измельчения пищи.
Зубы глубоко уходят в десну и закрепляются в ячейках челюстей. Каждый зуб состоит из следующих частей:
Коронка. Это видимая часть зуба.
Шейка. Часть зуба, покрытая десной и соединяющая корень зуба с коронкой.
Корень. Он удерживает зуб в ячейке челюсти.
У детей выпадают даже здоровые зубы. Но не стоит пугаться. Так происходит потому, что ребенок растет и временные зубы постепенно заменяются постоянными.
Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Они сохраняют пространство для них, направляют рост постоянных зубов. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый. Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они». (Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.) У корейцев ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: « Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». ( Чёрная птица символизирует удачу.)
А что делаете вы, когда у вас падает зуб?
(Если положить выпавший зубик под подушку, за ним прибежит мышка и оставит взамен подарок.)
Стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы..» ( читает подготовленный ученик)
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные —
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
— Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?...
Практические советы:
-Когда болят зубы, обычно достаточно принять болеутоляющий препарат. Однако запомни: их можно принимать только на сытый желудок. Поэтому тебе придется поесть, несмотря на сильную боль.
-Чтобы ослабить зубную боль, можно также приложить лед к больному месту. Холод тормозит воспалительный процесс и уменьшает болевую чувствительность. При этом не рекомендуется лежать, так как при горизонтальном положении тела увеличивается кровяное давление головы, а это усиливает боль.
Так можно ослабить боль только на некоторое время. Единственный способ избавиться от нее раз и навсегда – обратиться к зубному врачу.
Мы отправляемся к стоматологу. Чем занимается врач-стоматолог?
СТОМАТОЛОГИЯ («стома» - рот, «логия» - наука)
Почему возникает зубная боль?
Кто является главным врагом наших зубов? (Кариес).
Главный враг зубов – кариес. У него есть союзники – зубной налет и черный камень. Сначала появляется налет. Он действует почти незаметно: поверхность зуба становится слегка желтой и шершавой. Но если его не убрать, то вслед за налетом появится черный камень. Он сделает зубы некрасивыми и больными.
Основной причиной кариеса является пища, содержащая сахар. Каждый раз, когда такая пища попадает в рот, бактерии зубного налета начинают вырабатывать кислоту, разрушающую эмаль зубов.
Молоко, сыр, мясо и зеленые овощи содержат кальций, который помогает зубам расти здоровыми и крепкими.
Практическое задание. Раздели карточки с продуктами на 2 группы: полезные для зубов и вредные.
(Конфеты, яблоки, торт, груши, сахар, ириски, орехи, лимонад, репа, морковь).
Объясни свой выбор.
5.Давайте вспомним правила ухода за зубами.
Как надо ухаживать за зубами? ( После каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот или чистить зубы).
Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами?
Отгадайте загадки.
Хвостик из кости,
На спинке – щетина.
Чистят ею зубы
Саша и Нина. (Зубная щетка.)
Если ты со мною дружен,
Врач зубной тебе не нужен.
До бела отчищу зубы.
Пахну мятой, елью, дубом. (Зубная паста.)
Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю. (Зубной порошок.)
Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льется
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга - братца
Заведуют водой. (Умывальник.)
(Зубную щётку, пасту.) Щётку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть. Менять раз в 3-4 месяца.
Как правильно чистить зубы?
Практикум « Чистка зубов»
(Выполняют все дети)
Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх.
Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
Не забудьте почистить язык.
Физминутка
Дети имитируют движения.
Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет!
Решаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Белое, измельчённое вещество, которым чистят зубы.
3. Прочное вещество, из которого состоят зубы.
Твёрдые образования во рту для откусывания и пережёвывания пищи.
Зубы, расположенные за резцами.
По вертикали:
Полужидкое вещество для чистки зубов.
Передние зубы, которыми мы откусываем пищу.
Твёрдое, блестящее вещество, которым снаружи покрыты зубы.
Орган в ротовой полости, который при пережёвывании пищи передвигает её к зубам.
Ответы. По горизонтали: 1. Порошок. 3. Дентин. 6. Зубы. 7. Клыки. По вертикали: 1. Паста. 2. Резцы. 4. Эмаль. 5. Язык.
9. Итог урока
- Почему за зубами нужно ухаживать?
- Сколько раз в день нужно чистить зубы?
- Расскажите, как надо беречь зубы?
- Что зубами не грызть и почему?
- Какой предмет поможет вам всегда содержать зубы в чистоте?
- Как и где нужно хранить зубную щетку?
Много сладкого есть – опасно для зубов!
10. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
-Если понравился, то нарисуйте на листочке здоровый зубик, у которой мы сегодня были в гостях.
11.Домашнее задание.
-В тетрадях записать правила ухода за зубами с которыми мы сегодня познакомились
Урок закончен. Спасибо.
.
На доске появляются 2 картинки с изображением героев.
Жили-были 2 братца зубика. Вот как-то раз решили они отправиться в путешествие. Весело шагая по дороге, увидели они волшебный камень с надписью: « Налево пойдёшь – сладкую жизнь найдёшь, направо пойдёшь – здоровье обретёшь».
Младший брат выбрал сладкую жизнь и пошёл налево, а старший брат – направо.
5. Младший зубик совсем перестал пользоваться щёткой и пастой. Он решил, что молочные зубы всё равно выпадут.
- Правильно рассуждает зубик?
. Мы с героями сказки отправимся в путешествие, где нас будут подстерегать опасности, но вместе мы всё преодолеем
На доске появляются 2 картинки с изображением героев.
Жили-были 2 братца зубика. Вот как-то раз решили они отправиться в путешествие. Весело шагая по дороге, увидели они волшебный камень с надписью: « Налево пойдёшь – сладкую жизнь найдёшь, направо пойдёшь – здоровье обретёшь».
Младший брат выбрал сладкую жизнь и пошёл налево, а старший брат – направо.
Так шли два брата разными дорогами. Но куда они пришли?
Старший брат попал в замок Красивой улыбки, младший в замок Кариеса.
Младшего зубика окружили слуги Кариеса: зубной налёт, инфекция, зубной налёт.
- Оставим в беде зуб? Как ему можно помочь?