СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для учащихся начальной школы "Мы и наши имена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предложенной разработке младшим школьникам сообщаются элементарные сведения о русских именах, раскрывается функция имён в обществе, предлагается материал для формирования у детей этикета знакомства.

Цели беседы:

  1. Сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени, составе русского именинника;
  2. Показать функцию имён в обществе;
  3. Познакомить детей с этикетом знакомства;
  4. Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«Классный час для учащихся начальной школы "Мы и наши имена"»

МОУ ООШ с. Красная Зорька

МО «Барышский район»













К Л А С С Н Ы Й Ч А С

во 2 классе

«М Ы И Н А Ш И И М Е Н А»



























Подготовил

Учитель начальных классов

Бирюкова Т.М.


В предложенной разработке младшим школьникам сообщаются элементарные сведения о русских именах, раскрывается функция имён в обществе, предлагается материал для формирования у детей этикета знакомства.

Цели беседы:

  1. Сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени, составе русского именинника;

  2. Показать функцию имён в обществе;

  3. Познакомить детей с этикетом знакомства;

  4. Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

ХОД БЕСЕДЫ

- Дорогие ребята! Сегодня мы побеседуем об именах. У каждого из вас есть имя, а зачем оно вам? Зачем людям дают имена?

- Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, различать людей.

- А как бы мы обращались друг к другу, если бы не было имён? Вот однажды я слышала, как вы кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда! Культурно так обращаться? Это некультурно, обидно, оскорбительно и очень невежливо.

Но бывают случаи, когда вам надо к кому – то обратиться, а вы не знаете имени. Как поступить в этом случае?

- Надо спросить имя, познакомиться.

- А вы умеете знакомиться?

- Давайте поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете?

(Можно вызвать двух учеников, желательно активных и предложить им узнать имя друг друга).

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Саша. А тебя как зовут?

- А меня зовут Вова.

Всё хорошо. Имена узнали, но показали себя не очень вежливыми.

- Во – первых, если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться партнёру, сделать жест головой или рукой, подчёркивающий это желание.

- Во – вторых, имя называют не совсем так. Кто подскажет, как правильно назвать себя? (Александр, Владимир)

- В третьих, русские люди после знакомства обязательно скажут: «Очень приятно с вами познакомиться».

- И так, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?»

Сколько имён у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

ОЛЬГА зовут эту девочку в школе,

ОЛЕЧКОЙ папа и мама зовут.

ОЛЮШКОЙ тётя её называет.

«ОЛЬКА!» - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подруги моей?

Правильно, ребята, имя одно у Оли, а формы – это варианты имени. Официальный вариант, полное имя – какое?

- ОЛЬГА.

А вот ОЛЬКА. Это культурная форма? Так же, как ТАНЬКА, ПЕТЬКА, САШКА, ВИТЬКА? Если таким образом обращаться к другим людям, то они сразу поймут, что вы невоспитанные люди.

- ОЛЕЧКА, ОЛЮШКА, ОЛЕНЬКА – это ласкательные формы имени. Так называют её близкие люди, потому что любят.

- Давайте поиграем в игру «Полная форма». Я вам предлагаю имя, а вы образуете полную форму этого имени.

КАТЯ - ………………… (Екатерина)

ЛЮДА - ………………… (Людмила)

ЛЕНА - ………………….. (Елена)

СЕРЁЖА - ………………. (Сергей)

ЛЁНЯ - ………………….. (Леонид)

КОЛЯ - ………………….. (Николай) и т. д.


- А сейчас, ребята, послушайте отрывок из сказки и скажите, как зовут главного героя?

(Зачитывается отрывок из сказки «По щучьему велению»)

- А что это за имя такое ЕМЕЛЯ? Как звучит полная форма? (ЕМЕЛЬЯН).

В старину часто звучало это имя. Сейчас оно почти вышло из употребления. А жаль. Я вам буду читать пословицы, а вы называйте имена.

По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (СЕМЁН, ТИМОФЕЙ)

Туги орешки Терёшке. (ТЕРЕНТИЙ)

Про горького Егорку поют и песню горьку. (ЕГОР). И т.д.

А кто знает какие имена были самыми любимыми на Руси? Вспомните, как звали главных героев русских народных сказок? (ИВАН и МАРЬЯ)

А как быть, если у людей одинаковые имена? Их ещё называют «тёзками»?

- По фамилии.

- Верно. В русское имя входит ещё и фамилия. Одинаковой фамилия бывает у родственников (у папы, мамы, бабушки, дедушки, братьев и сестёр).

Фамилия – это семейное имя, оно объединяет родственников.

Не всегда бывает достаточно назвать только имя, если вы хотите, чтобы вас отличали от других Тань, Маш, Ир, Петь, то надо назвать не только имя, но и фамилию.

А теперь давайте познакомимся ещё с одной формой русского этикета: знакомство с посредником. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу. (Показать на примере трёх учеников). Не забываем о том, что лица у всех должны быть доброжелательными, с улыбкой, и, пожав друг другу руки, сказать, что вам было приятно познакомиться.

А теперь подумайте: у русского имени только две части – имя и фамилия? Или есть ещё что – то? (Отчество).


У русских есть отчество. Кто знает, почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? (От слова отец, это имя отца, включённое в ваше полное имя). А теперь назовите своё отчество, а затем своё полное имя.

По имени и отчеству называют пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им своё уважение, почтение.

А знаете ли вы, что, здороваясь со взрослыми, надо тоже называть их по имени и отчеству? (Например, идёт учительница из соседнего класса, то как вы поступите?)

Сразу видно, что здоровается воспитанный и вежливый человек.

Ребята, я надеюсь, что вы вырастете достойными и уважаемыми людьми и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.

(Можно прочитать отрывок из рассказа Л. Пантелеева «На ялике». Рассказ большой, можно дать задание прочитать его полностью).