ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11
учитель начальных классов: Соломина Алла Александровна, высшая категория
Тема: «Добро всегда добром возвращается, а зло - наказанием»
Класс: 4, возраст 10-11 лет
Тип урока: формирования новых знаний.
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о том, что такое добро, что такое зло; профилактика деструктивного поведения.
Задачи:
- расширить знания учащихся о хороших и плохих поступках, добре и зле;
- побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных жизненных ценностей и предпочтений;
- формировать у слабовидящих учащихся способы конструктивной, коммуникативной, игровой и познавательной видов деятельности;
- воспитывать потребность у обучающих совершать хорошие поступки;
- способствовать развитию умения у учащихся работать в группе, анализировать ситуации, отстаивать собственную точку зрения
Мотивация выбора данной темы: дети сами должны осознать необходимость совершать хорошие, добрые поступки.
Форма проведения: классный час – практикум
Вид урока: личностно -ориентированный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая, наглядные.
Методы обучения: беседа, проблемный метод, работа со словарем, карточкой.
Формируемые УУД:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
– развитие уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;
Метапредметные:
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развитие умения правильно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в группе, распределять роли и функции совместной деятельности;
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, карточки с пословицами, с текстом «Мы её не били» А. Пастухова, карточки с хорошими и плохими поступками, круги жёлтого и чёрного цвета, конверты, толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход мероприятия
Орг.момент
Здравствуйте, ребята
Улыбнёмся друг другу глазами.
Садитесь.
Актуализация знаний.
Прочитайте высказывание.
«Добро всегда добром возвращается, а зло - наказанием»
- Как вы понимаете смысл данной записи?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час, о чём мы будем с вами сегодня говорить. (Тема записывается на доске).
- А чему мы должны будем научиться? (отличать добро от зла).
- Что такое добро? (совершать добрые поступки, помогать старшим)
- Давай те, проверим, правильно ли вы рассуждаете, и прочитаем определение слова добро в словаре С. И. Ожегова.
(один из учеников зачитывает определение).
Добро это - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
- Тогда, что такое зло? (дети дают ответы)
Обратимся снова к словарю С.И. Ожегова, прочитаем определение. (один из учеников зачитывает определение).
Зло -нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Вы сегодня разбиты на группы, и мы с вами будем говорить о добре и зле на классном часе, о поступках, которые мы совершаем и их последствиях.
Беседа
Люди общаются друг с другом, думают, говорят, что то делают, образно говоря, «сеют», но если человек посеял семя (поступок), одно должно прорасти, а потом нужно собирать урожай.
Поэтому если вы поступали плохо и некрасиво, были злым, через некоторое время другие люди по отношению к вам будут вести себя так же некрасиво. Если же вы хотите, чтобы другие люди по отношению к вам были хорошими и делали вам добро, то и вы сами должны делать добро другим.
- Ребята, скажите, делать добрые дела это свойственно хорошим людям или плохим?
- В народе много пословиц сложили о добре.
- Давай те, поработаем в группах соберем, пословицы и объясним их смысл.
(карточка 1)
Как аукнется, (так и откликнется).
Что посеет человек, (то и пожнет).
Каково семя, (таков и плод).
Сделав худо, (не жди добра).
Каков привет, (таков ответ).
Добрые слова лучше (мягкого пирога)
- Молодцы, прекрасно справились с пословицами.
- Чему учат нас пословицы?
- Ребята, как вы думаете, быть вежливым это хорошо или плохо?
Сейчас я буду загадывать загадки, если загадка учит вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: «это я, это я, это все мои друзья!»
Но трудность в том, что эти слова надо говорить не на каждую загадку.
Если загадка с подвохом - надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром !» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Молодцы.
Чаще всего плохие поступки совершаются намеренно, умышленно, сознательно, специально причиняется вред, ущерб или страдания другому человеку и природе. Конечно, далеко не всегда плохой поступок совершается специально, но мы сейчас не рассматриваем те случаи, когда плохой поступок совершается из-за невнимательности, рассеянности, каких-то физических отклонений. Почему человек совершает их специально? – из-за недостатка воспитания, человеческого эгоизма, личной выгоды только для себя. Ведь очень часто люди стоят перед выбором: какой путь им выбрать для решения какой-либо проблемы? Выбрать правильный, законный путь, который будет труднее и длиннее, или другой – который легче и короче, в обход всех законов и правил? И вот именно тогда лень, нежелание «играть по правилам» манит многих людей выбрать короткий и легкий путь. Так и совершаются плохие поступки. Поэтому очень важно делать в своей жизни всегда правильный выбор, ведь от хорошего до плохого – один шаг!
- У вас лежит карточка на нём рассказ, прочитаем и разберем ситуацию, которая там произошла.
(карточка 2)
«Мы ее не били» А. Пастухова.
В 6 «В» - «чрезвычайное происшествие». Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля и подбежал к своему дружку Вите Чужакову. Через несколько минут весь класс уже был в курсе дела, и, когда вошла Валя, второгодник Малышев подошел к ней с проволочными очками на кончике носа:
- Ну что? Может, поменяемся? Мои заграничные!
По классу прошла волна смеха.
Валя покраснела и села на свое место. На уроке географии Вале передали записку: «Убедительно прошу отдать мне очки. Не отдашь будет хуже! Малышев». Внизу был нарисован кулак. Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие приятели ехидно улыбались. Тихонько хихикала и подруга Вали - Катя. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала:
- Смотри! Вон та, очкастая.
- Эй, ты! Четырехглазая!
Валя зашла в темный угол и всю перемену простояла там. А когда вошла в класс, вздрогнула. На доске была нарисована девочка с огромными, как велосипедные колеса, очками на носу. Очки были нарисованы и на обложке Валиной «Физики», и в каждой ее тетради.
Валя растерянно посмотрела на ребят. Мальчики строили ей рожи, а девочки фыркали в кулачки. Валя выбежала из класса.
- Эй! Смотри не потеряй бинокли! - услышала она.
После уроков в классе шел диспут на тему «Кем я хочу быть?». Многие говорили, что станут космонавтами, летчиками- испытателями, учителями... В классе было шумно. Я долго смотрела на ребят. Мне казалось, что чепуху они говорят. Не быть никому из них ни космонавтами, ни учителем. Наконец, я встал и спросил:
- За что вы обидели сегодня Валю? В классе стало тихо.
- А что? Посмеяться нельзя? - донесся до меня голос Малышева.
- Мы ее не били, - добавил Коля.
А. Пастухов
- Почему случай в 6В классе назван «чрезвычайным происшествием»?
- Как вы оцениваете поступок одноклассников по отношению к Вале?
- Можно оскорблять людей, если они отличаются от нас? Почему?
Вывод учащиеся делают сами.
IV. Физкультминутка
Раз-согнулись, разогнулись
Два-присесть и потянулись
Три-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка
На четыре –руки шире (рывки руками)
Пять -повернёмся мы опять (повороты туловища в стороны)
Шесть –глазами поморгать.
Закрепление
Со значением слов добро и зло разобрались. А сейчас я посмотрю, как вы умеете разбираться и отличать хорошее от плохого. Для этого мы выполним с вами задания.
«Хорошо – плохо» (работа в группах)
Сейчас вам предстоит поработать. У вас на столах лежат карточки. На этих карточках написаны качества, которые относятся к хорошим и плохим качествам. С левой стороны парты вы выкладываете плохие качества, а с правой стороны – хорошие качества.
Давайте проверим, какая пара быстрее выполнит задание, та и победит.
(карточки)
ХОРОШИЕ: уважать родителей, учить уроки, помогать друзьям, говорить правду, слушать учителя на уроке, быть вежливым, защищать младших, беречь природу, заботиться о пожилых людях, поступать по справедливости, навестить больного товарища; жить в обществе, соблюдая законы и правила общества, соблюдать правила дорожного движения.
ПЛОХИЕ: переходить улицу на красный свет, обижать младших, обзываться, мешать кому-либо, драться, перебивать говорящего, обижать животных, везде мусорить, быть завистливым и жадным, говорить неправду, брать что-то без спросу, курить, употреблять алкоголь, нарушать правила и законы общества, оскорблять взрослых, портить чужое имущество.
- Молодцы, выполнили всё правильно.
- Ребята, скажите, как вы понимаете значения слова «привычка»?
Какие привычки живут в вас самих хорошие или плохие.
У вас на столах лежат круги – сигналы, жёлтого и чёрного цветов. Я буду называть привычку, если это хорошая привычка, то вы поднимаете желтый круг, если плохую привычку, то поднимаете круг чёрного цвета.
Привычки: опаздывать, ковырять в носу, не чистить зубы, ходить грязным, учить уроки, курить, не сдерживать обещание, приходить вовремя, выполнять обещание, говорить правду, вести ЗОЖ, помогать родителям.
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Правила доброты».
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила.
- Помогут ли эти правила, нам жить в мире и согласии с окружающими людьми?
Итог.
- Наш классный час подошёл к концу.
- О чём мы сегодня с вами говорили на классном часе?
- Какие поступки мы называем хорошими, добрыми, а какие плохими, злыми?
- Какие поступки будете совершать вы?
VII. Рефлексия
Перед учащимися лежат листочки. На доске висят два конверта с надписями «Добро», «Зло»
- Ребята, если после этого классного часа кому-то из вас вспомнились какие-либо не очень хорошие, злые поступки, которые вам больше никогда не хотелось бы повторить, я предлагаю их написать на листочках, сложить в конверт, запечатать его и больше никогда не открывать! А конверт с надписью «Добро» будет у нас постоянно открытым, и чем больше и толще он будет становиться, тем лучше, добрее и отзывчивее будем становиться мы сами и мир вокруг нас!
Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, чтобы вы совершали как можно больше хороших поступков, а плохое старайтесь обходить стороной. Спасибо всем за внимание!
Список литературы:
Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы/авт.-сост. Т.В. Волкова.- Волгоград: Учитель, 2008. – 170с.
Классные часы. 4 класс/сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2008. -223с.
https://infourok.ru/podborka-fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-klass-3825458.html