Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
1 гр Березина Д.Дубовцева Д. Суднев Ю.
2 гр Сидорова Е. Тимиркаева А. Грязев Р.
3 гр Вахрушева А. Огнева П. Суднев С.
4 гр Бекмансуров И. Завойских А. Сидоров И.
Форма проведения: час общения.
Эпиграф на доске:
«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».
Чарльз Ликсон
Ход классного часа:
I. Вступительное слово
Классный руководитель.
1. Приветствие
- Я рада всех вас приветствовать! Давайте улыбнемся друг к другу. И пусть нас не покинет хорошее настроение.
- Класс – это маленькая семья. Так хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу
2. Притча «Ладная семья»
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
Классный руководитель: Да, о конфликте. Что такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах.
Классный руководитель. Эпиграфом к занятию я взяла слова …
В толковом словаре слово “конфликт” означает «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов».
Давайте поработаем с этим понятием в группах.
Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?
Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.
Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.
Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”.
(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в парах.)
Классный руководитель. Теперь предлагаю высказаться (Дети высказываются)
Классный руководитель. Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)
Приспособление | Избегание | Соперничество | Сотрудничество |
Поиск решения, устраивающего обе стороны | Стремление добиться своего за счет другого | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого | Уклонение от принятия решений |
Люди, неуверенные в себе | Сильные, зрелые, уверенные в себе люди | Мирные, уступчивые люди | Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные |
Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и указать правильное Расположение позиции.
Группы работают над описанием каждой позиции. Говорят каждая – по одному описанию.
Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)
Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)
Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)
Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)
Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)
Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
Просмотр видеоролика о конфликте и определить стратегию поведения в конфликте
Из-за чего возникают конфликты? Причин очень много. И вот одна из них.
1. Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни.
Игра “Испорченный телефон”
Для этой игры 3 человека ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.
Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3 раза.
Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах в течение одной, и даже двух недель, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в 3 и 4 четвертях в Заводоуковском районе Тюменской области.”.
– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?
Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять.
2. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
Учитель: Существуют различные способы разрешения конфликта. И в каждое время были свои способы решения конфликтов.
Сообщение подготовленного школьника Завойских А
«Разрешение конфликтов в разные исторические эпохи»:
Чем мы глубже в истории, тем примитивнее примеры конфликтов. В первобытные времена – это изгнание из племени, смертная казнь, бойкот членов племени; т.е. открытое соперничество.
Во времена античности появляются такие способы решения конфликтов, как компромисс, сотрудничество, уклонение (третейский суд, договор);
В средние века - это расцвет инквизиции: время жестоких казней и пыток;
В 18-19 веках – это дуэль.
В 20 веке очень часто выход из конфликтов вытекал «мы русские, с нами бог», «шашки наголо, и в бой…».
От зарождения цивилизации и до современности конфликт между людьми успел принять формы прямой, открытой агрессии, дипломатической беседы, вернуться к агрессии, а потом найти золотую середину между этими двумя крайностями.
Действительно существуют способы решения конфликтов, и мы с ними познакомимся.
У вас на столах есть небольшие подсказки (дети зачитывают)
Самый лёгкий и общедоступный способ – юмор. Беззлобное, насмешливое отношение к чему – либо или кому – либо. Необходимо подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент.
Уступки - отказ от чего-нибудь в пользу или в интересах другого, соглашение.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. Механизм действия этого способа: «прежде, чем что – либо получить, нужно чем – то поступиться». Умение идти на взаимные уступки – очень важное умение.
Анализ – к нему прибегают, если все предыдущие способы не возымели надлежащего действия. Анализ конфликта позволяет добраться до его истоков и найти решение.
Но бывают ситуации, когда в «пылу борьбы» конфликтующие стороны уже не могут прийти к приемлемому для обеих сторон решению. И тогда можно обратиться к незаинтересованному лицу за помощью. Такой способ называется третейским судом.
Третейский суд – суд (незаинтересованное лицо), избираемый самими сторонами для разрешения спора между ними. Третейский судья должен быть авторитетен для обеих конфликтующих сторон.
Ультиматум – это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. К этой мере прибегают также тогда, когда все предыдущие способы не возымели действия.
А теперь выстроим лестницу способов разрешения конфликтов (на доске нарисована лестница и с помощью магнитов прикрепляем карточки).
Выбор того или иного способа зависит от меры напряжения конфликта.
Нужно помнить:
чем выше мы поднимаемся по ступенькам способов, тем ниже опускаемся в своём уважении друг к другу.
И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Проблемные ситуации. Слайд 3
Теперь я предлагаю вам проблемные ситуации обсудив которые вы попробуете определить причину конфликта. (анализ ситуаций) и найти выход из неё
Вова, я сломал твою ручку тихо и робко сказал Максим. Что ты наделал? И вообще ты мне не друг – закричал Вова и убежал. А Максим даже не успел сказать, что взамен сломанной, он купил новую и хотел отдать другу. (Проанализируйте и определите по какой причине возникла конфликтная ситуация. Ответ: неумение слушать)
На соревнованиях мальчики проигравшей команде стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. Почему здесь возник конфликт? Как поступить? (Ответ: невоспитанность)
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
Анализ стихотворения «2 козла»
- Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля боднул,
Другой из них тихонечко приятеля лягнул.
Один боднул приятеля немножко посильней.
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос
Ну уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Знакома ли вам такая ситуация. Какое качество послужило причиной конфликта. (Несдержанность)
Максим Горький писал: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
Правила бесконфликтного общения.
1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
3.В споре будь сдержан и тактичен.
4.Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
5.Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
VII. Заключительное слово
Классный руководитель. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс..
Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
Примерные ответы детей:
- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.
- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.
- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.
- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.
- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.
- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих не нее. (Е. Евтушенко.)
И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Классный руководитель: Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого сл
КОНФЛИКТ
К – критику по возможности устранить!
Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
О – ответственность на 100 % брать на себя!
Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».
Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
Ф – фон конфликта не расширять!
Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!
Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).
По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
И – интересы искать общие!
Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
К – конструктивное решение искать сообща!
Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!