Краснодарский край Выселковский район поселок Бейсуг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
имени Близнюкова Александра Николаевича
посёлка Бейсуг муниципального образования Выселковский район
Единый Всекубанский классный час
«Краснодарскому краю – 80 лет:
история и современность»

Автор
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 п. Бейсуг
МО Выселковский район
Калинина Т. В.
посёлок Бейсуг
2017 год
Единый Всекубанский классный час
«Краснодарскому краю – 80 лет: история и современность»
для обучающихся 1-4 классов
«Любить свой край – значит, знать о крае всё!»
Цель классного часа: формировать у обучающихся активную гражданскую позицию, патриотизм, ценностное отношение, любовь к Отечеству на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края.
Задачи классного часа:
воспитание у школьников интереса к истории развития и становления Краснодарского края;
знакомство обучающихся с историей Краснодарского края, его уникальными особенностями;
развитие умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани;
развитие у школьников чувства гордости за Кубань, как многонационального, поликультурного, поликонфессионального региона;
формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками;
формирование умения работать в группе сверстников.
Оборудование: презентация по теме, карта Краснодарского края, толковый словарь русского языка, конверты с заданиями для групповой работы, выставка рисунков «Кубань родимая».
План проведения классного часа:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя.
3. Словарная работа над словом «юбилей».
4. Просмотр видеоролика о Краснодарском крае.
5. Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю.
1 остановка «Назад в прошлое»
2 остановка « Нет в мире краше Кубани нашей»
3 остановка «Казачьему роду- нет переводу»
4 остановка «Героическая»
5 остановка «Футбольная»
6 остановка «Замечательные люди»
7 остановка «Кубань - наш общий дом»
6. Беседа с ровесником края Шумелевым А. В.
7. Подведение итогов классного часа.
1. Организационный момент
-- Добрый день, дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года.
2. Вступительное слово учителя. (слайд № 1, 2, 3 презентации)
-- Сегодня у нас с вами необычный урок. Он посвящен нашему краю. Кто знает, как называется наш край, край в котором мы живём?
-- Сегодня на нашем первом уроке мы и поговорим о Кубанской земле, о её людях и традициях. Как полноводная река начинается из маленького ручейка, так и история народов берёт начало из глубины веков. История Кубани интересна и неповторима. Хотите узнать о нашем крае много нового и неизвестного? Тогда начинаем!
3. Словарная работа над словом «юбилей».
-- Летом (перечисляются имена летних именинников) стали на год взрослее, а как вы думаете, кому из героев могло исполниться 8,10, 28,35, 65 и 80 лет?
-- Кто из данных героев праздновал юбилей?
-- Как вы понимаете значение слова «юбилей»?
Чтение толкования слова в толковом словаре: «Юбилей - празднование годовщины (выражающейся в круглых и крупных цифрах) деятельности человека или учреждения».
-- Подберите родственные слова к слову «юбилей». (Юбиляр, юбилейный).
-- А знаете ли вы, что 13 сентября 2017 года мы празднуем юбилей 80- летие Краснодарского края? 80 лет – это много или мало? А на этот вопрос вы ответите в конце нашего классного часа. А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Готовы?
4. Просмотр видеоролика о Краснодарском крае.
5. Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю.
1
остановка «Назад в прошлое» (учитель прикрепляет к доске полоску красного цвета)
(Выступают подготовленные ученики или учитель)
Работа с картой. (слайд № 4 презентации)
-13 сентября 1937 года был образован Краснодарский край. Произошло это в результате разделения Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край. Площадь Краснодарского края составляет около 76 тысяч квадратных километров. Протяженность края с севера на юг – 370 км, с запада на восток – 380 км. По своим размерам Краснодарский край превосходит ряд европейских государств (Дания, Голландия, Чехословакия; Бельгия и Швейцария вместе взятые).
Если мы решим обойти наш край пешком, то идя со скоростью 5км/ч и днём и ночью, потратим на это путешествие 308 часов, или 13 суток. На автомашине, идущей со скоростью 60 км/ч, этот же путь можно проделать всего за 6 часов. А космический корабль, летящий со скоростью 10 км/с промчится над краем всего за 37 секунд.
Краснодарский край имеет свои символы. Назовите их (гимн, герб, флаг). Я предлагаю вам вспомнить цвета флага Краснодарского края и определить что они означают и приглашаю ребят -- «историков».
Игра «Собери флаг» (из разноцветных полос, прикреплённых к доске ребята выбирают полоски малиновую, синюю и зелёную, составляют флаг)
Малиновый цвет- благополучие, радость
Синий цвет- слава, верность
Зелёный цвет- надежда, изобилие)
-Угадайте, какой из гербов принадлежит нашему краю?
(«историки» из нескольких гербов выбирают нужный)
- Что вы знаете о гимне нашего края?
(ребята -«историки» немного рассказывают о создании гимна)
Звучит гимн Кубани. Ребята встают.
(слайд № 5, 6, 7 презентации)
2
остановка « Нет в мире краше Кубани нашей» (учитель прикрепляет к доске полоску оранжевого цвета)
(слайд № 8, 9, 10, 11 презентации)
Дети читают стихи о красоте родной Кубани.
1 ученик :
Мой милый край,
Кубань моя пшеничная,
Тебя в народе житницей зовут,
Достойной будь
такого возвеличия,
Приумножая честь свою и труд.
2 ученик:
Т ы кормишь хлебом
Родину большую,
Растишь пшеницу, рис,
свеклу и чай!
3 ученик:
Твои озёра, реки, ширь степную
Люблю тебя, красавица Кубань!
Люблю акаций
белый цвет душистый
Люблю стогов пьянящий аромат.
4 ученик:
Вдыхать люблю прозрачно
воздух чистый,
Когда грохочет громовый раскат.
5 ученик:
Люблю тебя, мой край
за море синее
И дорог мне здесь
каждый человек.
6 ученик:
Пусть будет чистым
небо над Россиею
Хвала рукам
дарящим людям хлеб.
(Н. Иващенко)
Учитель: Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей, заставляет волноваться при встрече. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю. Живописные побережья двух морей – Черного и Азовского, горы, покрытые девственными лесами, и озера с целебными грязями, многочисленными минеральными источниками.
Всю эту красоту передали ваши рисунки, ребята. Я приглашаю группу «художников», которые изобразили красоты нашей Кубани.
(Группа ребят выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках.)

3 остановка «Казачьему роду- нет переводу»
(слайд № 12, 13, 14 презентации)
1 ученик:
В кубанских станицах негромких
И в шуме больших городов
Живут рядом с нами потомки
Из славных казачьих родов!
2 ученик
Проходят века за веками,
Но кровные узы крепки.
Где были отцы казаками,
Сыны родились - казаки.
3 ученик
Под песни родимых сторонок
Растут не по дням – по часам!..
Глядишь, озорной казачонок
Уж скачет на лошади сам!
4 ученик
На прадеда очень похожий –
Характер – то пламень, то лед!
Он станет защитником тоже,
На смерть за Россию пойдет!
5 ученик
Он будет достоин той славы,
Что предком добыта в бою
За Веру свою, за Державу,
За Русь, за Кубань, за семью!
Учитель: Действительно, Краснодарский край - это казачий край. Ведь первыми переселенцами на Кубани и основателями станиц были казаки-черноморцы. Атаман Захарий Чепега, полковник Савва Белый, войсковой судья Антон Головатый --именно эти славные имена вошли в историю казачества.-
А я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты кубанские диалекты». Работа в группах. Каждая группа получает карточку с записанными словами. Через 2 минуты проверяется знание детьми кубанских диалектов.
Вечерять - ужинать
Шукать - искать
Тикать - убегать
Балакать - разговаривать
Бачить - видеть
Кавун - арбуз
Рэготать - хохотать
Р
ушник – полотенце
4 остановка «Героическая»
(слайд № 15 презентации)
Дети просматривают ролик о войне.
Учитель: Степное раздолье -- родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем..
(В. Подкопаев)
В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. В 1975 году в городе Тимашевске был открыт музей. Это музей одной семьи- семьи Степановых. Девять сыновей вырастила Епистиния Фёдоровна. И все они героически погибли, защищая Родину.
Неувядаемой славой покрыли себя защитники Новороссийска. Малой Землёй названа береговая полоса, бои за которую продолжались более 7 месяцев. Каждый метр был изрыт минами и снарядами. Фашисты сбросили на город 17000 бомб. Но герои не только выстояли, но и перешли в наступление. За мужество и храбрость его защитников Новороссийску было присвоено звание «Город- герой».
Ученик:
По горам шоссе петляет,
Но пора спускаться вниз.
Вот и море!
Нас встречает славный порт-
Новороссийск.
Не простое это место:
Бухта, город под горой,
О котором всем известно:
Он отважный, он герой.

5 остановка «Футбольная»
(слайд № 16, 17, 18 презентации)
Ребятам даётся задание из разноцветных букв по номерам собрать слово.
ф | у | т | б | о | л | ь | н | а | я |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-- В каком городе нашего края проводилась зимняя олимпиада?
--В каком году?
-Мы гордимся нашими славными победителями и призёрами Олимпийских игр. В 2018 г. в нашей стране будет проходить мировое первенство по футболу. Футбол – это уникальный вид спорта, который дарит очень много положительных эмоций не только игрокам, но и болельщикам.
Мало людей верили в возможность привлечь в Россию Чемпионат мира по футболу. Конкуренция была необыкновенно серьезная, но Международная федерация футбола поверила России и отдала право принять чемпионат мира. Мы занимаемся сейчас строительством современных стадионов, гостиниц, вокзалов, дорог в 11 российских городах, где пройдут футбольные баталии. Мы горды, что нашему городу Сочи выпала честь принимать матчи самого крупного футбольного Чемпионата. И мы все вместе сможем окунуться в атмосферу игры и побывать болельщиками и зрителями.
Я желаю вам учиться хорошо, заниматься спортом, учить иностранные языки, и мы покажем всему миру наш красивый, дружелюбный, гостеприимный кубанский край.

6 остановка «Замечательные люди»
(слайд № 19, 20 презентации)
За два с лишним века истории нашего края их было много- замечательных людей, отдававших свои силы, знания,з доровье на благо родной земли.
Наши учёные: Очаповский С.В., Пустовойт В.С., Лукьяненко П.П.
Наши космонавты: Горбатко В.В., Севастьянов В. И., Березовой А.Н., Падалка Г.И.
Композиторы и искусствоведы: Коваленко Ф.А.- основатель картинной галереи в г. Екатеринодаре, Пономаренко Г.Ф.- известный композитор.
Писатели и поэты: В .В. Бакалдин, И.В. Беляков, И.Ф. Варавва, К.А. Обойщиков, В.С. Подкопаев, С.Н. Хохлов.
(Выставка книг кубанских поэтов и писателей)

7 остановка «Кубань - наш общий дом»
(слайд № 21-22 презентации)
-- На сегодняшний день в Краснодарском крае проживает более 5 млн. человек.
-- Как можно назвать всех жителей нашего края? (кубанцы, земляки)
Среди наших земляков кубанцев -- люди 120 национальностей.
Игра «Вставьте буквы и определите национальность»
Ад…и укр….ы гр…и
Ар…е ру…е цы…е
6.Беседа с ровесником края Шумелевым А. В.
-- К нам в гости пришел замечательный человек Шумелев Александр Васильевич. У него также в этом году юбилей – 80 лет. Он является ровесником Краснодарского края.
У Александра Васильевича сложилась удивительная судьба. Он полвека проработал в школе учителем русского языка и литературы. Многих жителей нашего поселка он учил грамоте и добру. И несмотря на возраст, продолжает трудиться, приносить пользу людям.
7. Подведение итогов классного часа. Составление радуги.
(слайд № 23 презентации)
-- Итак, ребята, скажите сколько же лет исполняется нашему краю в 2017 году? 80 лет - это много или мало? Посмотрите: у нас на доске после путешествия появилась радуга. Вот он какой -- наш радужный край! Самый красивый, героический, казачий, спортивный Краснодарский край. Радуга - редкое явление в жизни природы. Оно всегда приносит радость. Так пусть в ваших сердцах живёт радость от того, что вы живёте на Кубани.
Список использованной литературы
Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2005 г.
Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2007 г.
Кубановедение. Учебник для 3-4 классов. ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2011 г.
4.Кубанская азбука . ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2007 г.