СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Лес - наше богатство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: привитие любви к природе и её богатствам.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Лес - наше богатство"»


М


МКОУ Тогучинского района «Пойменная средняя школа»




Классный час

в 1 «а» классе



Автор: учитель начальных классов

Артеменко Л.М.



2017





г



Лес – наше богатств

Цель: привитие любви к природе и ее богатствам.

Задачи:

  • формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь ее и охранять;

  • расширять представления и знания детей о лесе, его обитателях;

  • воспитывать экологическую культуру;

  • развивать речь детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов, загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Формируемые УУД:

 Личностные: формирование положительного отношения детей к лесу как природному сообществу, в котором совместно обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные;

Регулятивные: актуализация знаний учащихся о природном сообществе – лес.

Познавательные: развитие у школьников критического подхода к получаемой информации;    умение пользоваться дополнительной литературой.

Коммуникативные: умение правильно выражать свои мысли и вести дискуссию по теме «Лес - наше богатство».


Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя:


Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!








Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: « Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы , а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, созданы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?


Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен? (отвечают ученики)

  1. Лес – это наше богатство!

  2. Лес - это зелёный наряд нашей планеты. Там, где лес, всегда чистый воздух.

  3. Лес – это дом для зверей и птиц.

  4. Лес – это наш друг: задерживая влагу он помогает человеку выращивать урожай.

  5. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи.


II. Беседа о весенних первоцветах

С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.



Выглянул подснежник

В полутьме лесной,

Маленький разведчик,

Посланный весной.













Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,-

Он тихо зазвенит,

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг. „ Е. Серова


Все вы видели весной, как из земли появляются свёрнутые в трубочку листья ландыша. Когда они расправляются, вырастает тонкий стебелёк, а на нём – белые цветочки. А как чудно они пахнут!. Откуда же у ландыша такое необычное имя? Говорят, что он получил его из-за гладкой поверхности листьев. Сначала это растение называлось «гладким», потом «гладышем», а уже затем – ландышем. О происхождении ландыша сложено много легенд. В Англии верят. Что ландыши – это бусинки, потерянные Белоснежкой. А в нашей стране считают, что ландыши – это горючие слёзы царевны Волховы.

Ребята, но ландыш известен не только своей красотой, но и целебными свойствами (лечит сердце). Но ещё ландыш – и ядовитое растение. Его ягоды есть нельзя ни в коем случае, ядовита даже вода, в которой стоял букет. Но всё-таки к этому цветку надо относиться с большим уважением, не рвать, не топтать, потому что ландыши занесены в Красную книгу, их осталось на земле очень мало.











Наступает лето, и на смену ве­сенним цветам приходят летние (лесные) цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы? (Коло­кольчики, васильки, одуванчики и др.)

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой,

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел. Е. Серова




III. Выступление учеников на тему «Жители леса»


Учитель: Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что..?

(Далее дети выступают с сообщениями.)


Жмайло Олег: сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что, каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!



Бровко Олег: у кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.









Деревянко Саша: летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают мест­ность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь, может поймать и съесть 160—170 комаров.


























IV. Исполнение песни «Это называется природа»


Дети поют песню «Это называется природа» (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова. )


Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!





Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!



V. Загадки о лесных животных


Ребята отгадывают загадки о животных и помещают их на плакат:


Если знаешь лес, зверей,

Назови их поскорей.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее... (Лиса)


Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось Встретить, знайте, это... (Лось)


Он, как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный... (Еж)




В сосне дупло,

В дупле-—тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (Белка)










Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)


Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был... (Кабан)


Меньше тигра, но немножко .

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись:


В том лесу, где бродит... (Рысь)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... (Снегири)



























VI. Беседа «Правила поведения в лесу»


Лес — это наш зеленый друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ро­стовской области несколько дней бушевала черная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами погнал ее над равни­нами.

На сотнях тысяч гектаров был снесен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти, урожай от черной бу­ри и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.


Лес в степях посажен новый,

Чтоб сберечь от зноя хлеб

На десятки километров

Встав зеленою стеной,

Он не клонится под ветром —


Крепкий, ровный и прямой.

Вековечный друг народа,

Часовой родных полей,

Он стоит на страже гордо,

Побеждая суховей. А. Мелузников


Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие, же это правила?

Дети по порядку говорят:

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.

  • Не ломать зеленые ветки и деревья, не ка­чаться на них.

  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

  • Не рвать большие букеты цветов, особен­но беречь и не рвать! цветы и растения, за­несенные в Красную книгу (ландыш; подснеж­ник, колокольчик, кувшинку и др.).

  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!












VII. Работа в группах. Изготовление запрещающих знаков, иллюстрирующих правила поведения в лесу.














































IX. «Зелёный патруль». Выступление школьников.


Учитель: Работники лесного хозяйства сле­дят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают заболевшие деревья. Они охраняют леса от пожаров. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школь­ники: они собирают семена деревьев, ухаживают за саженцами, помогают при лесопосадках, ох­раняют леса от пожаров. Вот и школьники — «зеленые патрули» — свои люди в лесу. Послушаем, что они приготовили.


Горох Сергей: Бесценна российского леса краса,

Зеленое золото —наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зеленый патруль»!




Сенина Татьяна: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


Ятчилова Люда: Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

























X. Знакомство с Красной книгой Новосибирской Области.

Учитель: Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны.

Также существует Красная книга РФ, в которой вы найдете редкие виды растений и животных нашей страны. Сегодня мы познакомимся с Красной книгой Новосибирской области.



Лигейда Роман:

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.


Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.






























XI. Экологическая сценка «Встреча в лесу»


Цель: познакомить с экологическими проблемами леса, воспитывать

уважение и любовь к природе, учить культуре поведения в лесу.

(На скамейке сидят девочка и мальчик)


Голос за кадром: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести: не хватает воздуха, не чем дышать. Автомобили заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы.


Мальчик (Степанв Сеня) : Лена, а как сейчас хорошо в лесном краю. Воздух свежий и чистый. Пойдём поздороваемся с лесом.


Девочка( Останина Алёна) : А разве он живой?

Мальчик: Конечно.


Девочка : Значит с лесом можно разговаривать и он ответит?

Мальчик : Ответит, если сможет.

(Дети идут в лес. Девочка собирает ромашки. Мальчик ловит ящерицу)

Девочка : Здравствуй, лес! Ой, сколько здесь цветов, соберу букет.

Мальчик : Смотри, ящерица! Сейчас я её поймаю.

(выскакивает заяц)


Заяц: Ой, как вы меня напугали. Житья от вас никакого нет. Травку всю вытоптали, ягодку выбрали, грибы хорошие все пропали, а те которые остались - ядовитые, живот от них болит

Девочка : Зайчик, мы просто гуляем, цветы собираем, а вам не мешаем.


Заяц: Это вы так думаете. Расшумелись, раскричались. Ладно, побегу от вас искать себе еду.

(выходит волк и говорит грубо и нагло)


Волк: Так, так, так.


Дети (верещат): Ой ,ой, ой!

Волк: Чего верещите. Может мне вас попробовать, а то с голодухи совсем брюхо подвело: лосей люди убили, зайцы сами разбежались. Хоть в зоопарк сдавайся – там хоть кормят.

Девочка : Выходит в лесу тоже не всё благополучно.









Волк: Сейчас я вас съем.

(волк наступает, дети кричат)

(появляется Фея леса с Ромашкой, Берёзкой, Белкой, Зайцем)


Фея (представитель родительского комитета Филина Т.Т.):

Это, что за шум и крик.

(показывает на сорванные цветы и пойманную ящерицу)

За такое поведенье

Вас судить – моё решенье!

Девочка : Прости нас, Фея леса мы не знали, как себя вести.

Фея: А ну-ка помощники, жители лесные, научим этих гостей, как нужно вести себя в лесу.


ПРАВИЛА:

Берёза ( Кривоносова Анжелика): Не повреждайте кору деревьев. Поймите, нам больно, мы перестаём расти и долго мучительно умираем. Только сказать об этом не можем.

Ромашка (Филина Карина): Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть мы будем радовать глаз, омолаживать душу тем, кто придёт в лес на нас посмотреть.

Заяц (Колесник Иван): В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

Белка (Райкина Елизавета): Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

Волк (Кочнев Илья): Не разводите костёр в лесу. Кострища – Это раны в напочвенном покрове леса.

Фея: Всё так изранено в лесу

как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

ни ели не сосны.

Берёзу ножиком пырнул

какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

моя слеза течёт.

От этой чёрствости людской

болит душа моя.

Под искалеченным дубком

не ветер стонет – я.


Мальчик : Прости нас маленький зайчонок

И серый волк, и белка.






Девочка : Простите стройная берёзка

И срубленная ёлка.

Мальчик : Прости нас пойманный зверёк,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберёг

И стали вы теперь так редки.

(Фея и звери прощают их)

Мальчик : Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Фея: Всё это называется природа

Давайте же всегда её беречь.

Девочка : В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Фея: Природой называется всё это.

Давайте же с природою дружит

Мальчик : Прекрасный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Фея: Природой называется всё это.

Давайте же любить её всегда.
































XII. Подведение итога


Учитель: Вот наш классный час и подошёл к концу. Лес – наша жизнь! Помогите лесу добрыми делами, а он ответит вам тем же – поможет!.. Добрые дела! Их бесчисленное множество. Сажайте деревья, кустарники, цветы, ухаживайте за ними…, научитесь видеть красоту , берегите эту красоту на деле и в сознании!... Я надеюсь что вы будете любить, уважать, оберегать лес.

Спасибо за внимание!