15
Бирюкова Елена Николаевна
классный час в 6 классе
КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ МАТЕРИ.

мама — это значит нежность, это ласка, доброта,
мама — это безмятежность, это радость, красота!
мама — это на ночь сказка, это утренний рассвет,
мама — в трудный час подсказка, это мудрость и совет!
мама — это зелень лета, это снег, осенний лист,
мама — это лучик света,
мама - это значит жизнь!
Цель: Сплочение классного коллектива, родителей и школы, воспитание уважительного и бережного отношения к матери.
Задачи: привитие учащимся духовно-нравственных ценностей, развитие морально – этических качеств, сплочение классного коллектива в КТД, а так же детей, родителей и школы, формирование у учащихся потребности в бережном и внимательном отношении к матери, способствование развитию взаимопонимания детей и родителей, развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, праздничная стенгазета, материалы, подготовленные учащимися к классному часу(пословицы ,поговорки ,загадки, поздравительные открытки ,портреты мам), раздаточный материал (задания для работы в группах).
Учитель: Наш классный час я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю ,самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи, темы классного часа я намеренно не назову, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием.
Учитель читает притчу – ребята додумывают последнее предложение. Высказывают свои предположения.
Притча
За день до рождения ребенок спросил у Бога:
- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире?
Бог ответил:- Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как же его зовут?
- Неважно как его зовут.
Ты будешь называть его – МАМА
Проверяем, насколько близок наш ответ.
А вы согласны с утверждением, данным в притче?
Как вы понимаете смысл слова- ангел-хранитель?
Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем?
Любите ли вы своих мам?
Часто ли вы говорите им слова любви?
А как вы показываете им свою любовь?
Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова?
Как часто вы обнимаете своих мам?
Вот вчера, как ты обратился к своей маме: мам, мама, мамуля ,мамочка?
А когда она тебя вчера попросила помочь ей, ты согласился или отказался?
(ответы детей)
Учитель: Мама всегда была рядом. Всё, что ты видел, всё, что тебя окружало начиналось с мамы. Итак, сегодня мы с вами поговорим не просто о мамах ,а о наших самых любимых ,самых дорогих и единственных мамах на свете.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья потолкуем о маме.
На дворе ноябрь и вдруг мы решили поговорить о маме. Как вы думаете почему?
( мнения учащихся)
Вы уже знаете о праздновании дня матери в нашей стране ,молодцы.
А знаете ли вы давно ли у нас был введен этот праздник, древний ли он, или относительно молодой, каковы традиции празднования Дня матери? На эти вопросы нам ответят Руслан,Слава,Федя,Ферат,Андрей.
(Выступление учащихся об истории празднования Дня Матери в мире и России): Руслан
Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с 1998 года в России учрежден ежегодный российский праздник – День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября.
Слава
В отличие от Международного женского дня, 8 марта, в День матери чествуются только матери. И хотя в нашей стране он относительно молодой, но во все времена мама была и остается самым близким и самым главным для нас человеком.
Федя
Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.
У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее, древние римляне – восточной Кибеле.
Ферат
Идея чествования всех матерей мира в один особый день родилась в середине 20 века в Англии. В Великобритании этот праздник называется «Мамино воскресенье», в Америке пекут мамин торт, в Германии мамам дарят огромное количество цветов, маленькие сувениры ,неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи и объятья, но во все времена главным подарком матерям было внимание.
Андрей
В этот день у всех детей, и маленьких, и взрослых есть возможность поблагодарить мам за её ежедневный труд, который дети зачастую воспринимают как должное.
1.Учитель: Как вы видите ,каждая страна имеет свои традиции празднования этого дня. Мне бы хотелось и в нашем отдельно взятом классе зародить подобную традицию– ежегодно поздравлять наших мам.
Вы За?
(голосуем)
На праздники принято дарить подарки. Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?
А что принято дарить мамам на праздник? (цветы)
Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?
А какие любимые цветы твоей мамы?(обращение к детям)
Мамы ,а какие ваши любимые цветы?(обращение к мамам)
Вот и сегодня, в честь праздника и зарождения традиции в нашем классе давайте сделаем цветы
А символом зарождения этой традиции станет такой вот импровизированный цветок - ромашка
И лепестки у нашей ромашки тоже будут необычными, а волшебными.
Я надеюсь, мы сегодня с вами все вместе поработаем творчески и продуктивно и в конце нашего классного часа наш символ Дня матери будет готов окончательно. Немного волшебства, фантазии, творчества и всё у нас получится.
На лепестках надо написать и озвучить качества присущие нашим любимым мамам. Давайте обобщим эти качества. Поработаем в группах, сделаем символ-цветок
Работа в группах
Качества человечности Сердечность великодушие отзывчивость Дружба, дружелюбие сострадание, сочувствие, жалость, Прощение, доброта, добросердечность, доброжелательность, Любовь | Качества самости и самоотверженности Честность Самоотверженность, смирение, Терпимость | Силовые качества Мужество, бесстрашие, смелость, храбрость, героизм, неустрашимость выдержка |
Качества равновесия Спокойствие, невозмутимость, Краткость, Терпение Сдержанность | Качества красоты Красота Вежливость, Культурность благородство, Преданность, верность Уважение | Качества духовной чистоты Правдивость, Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие Справедливость |
Качества распознавания Мудрость, сообразительность, разумность, находчивость Рассудительность внимательность , решимость Любознательность | Качества победоносности Бодрость, радость, жизнелюбие, Надежда | Качества организованности и ответственности трудолюбие, забота, ответственность Хозяйственность, практичность |
(учащиеся называют качества, записывают их на лепестки и под музыку прикрепляют к цветку)
Вот и появились первые цветки. Но это еще не всё….
Учитель: (музыка «Ассоль»)
Все мы родом из детства. Мама. Какой глубокий смысл заложен в этом слове….Это самое главное слово на земле для каждого из нас. На всех языках мира оно звучит почти одинаково: mother, mutti, mia…мама.
К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты.
2.Учитель: Давайте с вами попробуем выделить главные качества мам. Я вам раздам стихотворения о мамах, а вы в группах внимательно их прочтете и попытаетесь объяснить, о каком качестве мамы здесь говорится. Какой бывает мама? Вы не просто называете это качество, но и доказываете его словами из стихотворения.
(работа в группах со стихотворениями, обсуждение):
Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.
Птенчик дрогнул, заметался,
Гибель так недалека.
Кот сурово изгибался,
Примеряясь для прыжка.
Вдруг спасительница мама,
Что-то пискнув на лету,
Опустилась вниз и прямо
Смело ринулась к коту.
Грозно перья распушила
И в один присест потом
(Показалось то иль было?)
Злого вора проглотила
Вместе с шерстью и хвостом.
Впрочем, как тут усомниться?!
Даже тигров побеждать,
Я уверен, может птица,
Если эта птица — мать!
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.
Вот ты снова налегке
Мчишься к дому с горки,
Потому что в дневнике
В этот день пятерки.
У тебя веселый взгляд,
И глядишь ты прямо, -
Кто с тобою вместе рад?
Ну, конечно, мама!
Если ты попал в беду
Или с кем подрался,
Или мечешься в бреду-
Взял и расхворался,
Кто поможет и спасет,
Успокоит лаской,
Слезы горькие утрет
И расскажет сказку?
Кто порой не спит ночей?
Ну, конечно, мама!
...За окошком крик грачей,
Выставлена рама....
Когда вперед иду упрямо,
Идти мне помогает мама.
Когда проваливаюсь в яму,
Протягивает руку мама
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
Мне нужно много или мало,
Готова поделиться мама.
Живу я криво или прямо,
Меня все так же любит мама.
Образ матери запечатлен не только в слове, но и красками. Теме материнства посвящены картины великих художников. Знакомы ли вам эти картины? У вас есть подсказки ,нужно выбрать правильную подсказку. Ваша задача назвать автора картины , как она называется.,что хотел сказать нам автор
(опрос класса)
Наперекор изменчивой судьбе
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
3.А можно ли по внешнему виду человека угадать его характер? Давайте попробуем сделать это с вами вместе.У вас было задание создать портрет своей мамы.Вот сейчас мы определим ,где чья мама и какой у неё характер
(обсуждение – описание, выделение качеств)
4.Тема материнства прослеживается и в народном творчестве: пословицах, поговорках ,загадках.А вы знаете пословицы о мамах?
Щёткин, Шакиров, Романский, Коморгоз ,Моцак
пословицы о маме
При солнце тепло, а при матери добро. Щёткин
Нет лучше дружка, чем родная матушка. Шакиров
Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. Романский
Материнское терпение всё перетерпит. Коморгоз
Родина- всем матерям мать. Моцак
Ребята аргументируют свое мнение примерами из жизни.
Как вы видите, нередко в пословицах мать сравнивается с Родиной…..а вы согласны с таким утверждением?
Учитель: «Мама и Родина очень похожи
(стихотворение «Мама и Родина очень похожи» + презентация)
Алёна,Алина,Эля

Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже.
Вы посмотрите, у мамы глаза
Цвета такого же ,как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей.
Так и должно быть, что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам!
Ребята, а что для вас значит мама?
Какая она?
Учитель: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно ,кому оно посвящено?
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых меланжевых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой и солнечной пряжи,
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою...
Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено?
(ответы детей)
Может ли мама быть мамой без своего сына или дочери? Нет. Так и наш цветок-символ не будет цвести и радовать нас без новых цветочков,это - вы ребята. Ваши мамы написали какими хотят видеть вас. Ну и конечно же мой цветок
Мама это окно в большой мир, она помогает понять простоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд.
(исполнение песни )

Учитель: Наш классный час подходит к концу, но мне бы хотелось узнать какое впечатление он на вас произвел ,что вам понравилось в сегодняшнем мероприятии, что нового вы узнали, какие моменты показались вам наиболее интересными.
Дети и родители обсуждают ответы и высказываются.
Ну, что ж я рада что большинство эмоций с которыми вы сегодня пойдете домой это положительные эмоции. Мне приятно видеть радость и интерес познания в ваших глазах. Я надеюсь, что полученные знания и эмоции нашли отклик в ваших сердцах и именно в воскресенье 27 ноября вы не забудете поздравить своих мам с этим светлым праздником. Но самое главное – мне хотелось, чтобы вы почаще говорили мамам о своей любви доказывали её им своими хорошими делами и поступками.
приложение
«Картина семейной жизни» Томас Эдвард Робертс,1840
«Опять двойка» Фёдор Решетников
«Мать с детьми» Уильям Бугро,1879
«Стирка» Эльза Баклаунд,1883
«Картина семейной жизни» Томас Эдвард Робертс,1840
«Опять двойка» Фёдор Решетников
«Мать с детьми» Уильям Бугро,1879
«Стирка» Эльза Баклаунд,1883
«Картина семейной жизни» Томас Эдвард Робертс,1840
«Опять двойка» Фёдор Решетников
«Мать с детьми» Уильям Бугро,1879
«Стирка» Эльза Баклаунд,1883
«Картина семейной жизни» Томас Эдвард Робертс,1840
«Опять двойка» Фёдор Решетников
«Мать с детьми» Уильям Бугро,1879
«Стирка» Эльза Баклаунд,1883
Качества человечности Сердечность великодушие отзывчивость Дружба, дружелюбие сострадание, сочувствие, жалость, Прощение, доброта, добросердечность, доброжелательность, Любовь | Качества самости и самоотверженности Честность Самоотверженность, смирение, Терпимость | Силовые качества Мужество, бесстрашие, смелость, храбрость, героизм, неустрашимость выдержка |
Качества равновесия Спокойствие, невозмутимость, Краткость, Терпение Сдержанность | Качества красоты Красота Вежливость, Культурность благородство, Преданность, верность Уважение | Качества духовной чистоты Правдивость, Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие Справедливость |
Качества распознавания Мудрость, сообразительность, разумность, находчивость Рассудительность внимательность , решимость Любознательность | Качества победоносности Бодрость, радость, жизнелюбие, Надежда | Качества организованности и ответственности трудолюбие, забота, ответственность Хозяйственность, практичность |