СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Мои права и обязанности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Мои права и обязанности".»

Конструкт

ПМ. 03 Классное руководство

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Самойловская Ксения Андреевна

Дата: 18.10.21

Класс: 3 «б»

Классный руководитель: Инна Валерьевна Яблокова

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна.

Тема: «Мои права и обязанности»

Форма проведения: Беседа с элементами коллажирования.
Триединая цель:

  • Воспитательная: воспитывать интерес к теме классного часа, доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности, осуществляют действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, понимание актуальности проблемы нарушений прав человека, осознание важности знаний о правах человека.

  • Развивающая: развивать коммуникативные УУД (умение высказывать свою точку зрения, четко и полно аргументируя свои мысли; умение слушать и слышать других); регулятивные УУД (умение осуществлять саморегуляцию, осуществлять оценку – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению); познавательные УУД (умение анализировать предложенную информацию);

  • Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «Права человека»; обогатить знания детей о правах и обязанностях.

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к теме классного часа, доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности, осуществляют действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, проявляют понимание актуальности проблемы нарушений прав человека, осознают важность знаний о прав человека;

  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение высказывать свою точку зрения, четко и полно аргументируя свои мысли; умение слушать и слышать других); регулятивные УУД (умение осуществлять саморегуляцию, осуществлять оценку – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению); познавательные УУД (умение анализировать предложенную информацию);

  • Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «Права человека»; знакомы с правами и обязанностями.



Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

  • Принцип деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип психологической комфортности.

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

  • Воспитание через взаимодействие;

  • Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

  • Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей.

Методы воспитания:

  • Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование);

  • Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха; поощрение и порицание).

Методы обучения:

  • Методы эмоционального поощрения : поощрение и порицание .

  • По источнику получения знаний: Словесные (Беседа); Наглядные (демонстрация); Практические

  • По уровню включения в продуктивную деятельность: (Объяснительно-иллюстративные)

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:(словесные, практические)

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: (методы развития познавательного интереса);



Оборудование:

  • Демонстрационное: мультимедийная презентация, игра «Соотнеси».

  • Индивидуальное:карточки для работы, памятка.

Список информационных источников:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. – 2014. – 29 дек. – URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 27.10.2020).

  2. Об утверждении примерной основной образовательной программы начального общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15. – 363 с. – Текст: непосредственный.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2. – Текст: непосредственный. Примерная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального оьщего образования.

  4. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А. Г.

  5. https://learningapps.org/view21675565 - игра «Соотнеси».



Ход урока

Этап урока, задачи

Методы воспитания и обучения

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный

этап

Задача:

Развивать умение

выражать свои мысли,

полно отвечать

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Создание психологической комфортности


- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Присаживайтесь!

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Мотивационно -целевой этап

Задача: мотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения темы классного часа; развивать умение выражать своих мысли, полно отвечать, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Методы обучения:


По источнику получения знаний:

-беседа;

Методы развития познавательного интереса:

-стимулирование занимательным содержанием


Методы воспитания:


Методы эмоционального стимулирования

-создание ситуации успеха

-поощрение и порицание


Методы формирования ответственности и обязательности

-педагогическое требование







- Ребята, сегодня наш классный час мы посвятим очень важной теме. А для того, чтобы узнать, какой будет тема нашего классного часа, а заодно и вспомнить, какими важными качествами должен обладать каждый ученик, я предлагаю вам игру на соотнесение качества с его определением:

1. Это качество принадлежит человеку, который любит говорить правду (справедливость);

2. Качество, свидетельствующее о толковости и рассудительности (разумность);

3. Антоним существительному «неряшливость» (аккуратность);

4. Качество человека, который соблюдает правила приличия (вежливость);

5. Качество человека с развитым чувством долга (ответственность).

- Молодцы!

- Ребята, посмотрите, какое слово у нас осталось?

- Слово «Право».

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

- Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности».

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране прав и обязанностей.

- А какую цель мы с вами можем поставить? Что нам необходимо вспомнить? Вы знаете свои права? А обязанности?

- Цель нашего классного часа – вспомнить о правах и обязанностях ребенка.

Личностные: самоопределение, волевая саморегуляция;

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование;

Коммуникативные УУД: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3.Основной этап

Задача:

Воспитывать интерес к теме классного часа.

Воспитательная: воспитывать интерес к теме классного часа, доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности, осуществляют действие нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания, понимание актуальности проблемы нарушений прав человека, осознание важности знаний о правах человека.

Развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), развивать у обучающихся познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе отгадывания загадок), развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение общаться вербально и не вербально посредством игровой деятельности и беседы).

Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «Права человека»; обогатить знания детей о правах и обязанностях.


Методы обучения:


По источнику получения знаний:

-беседа;

- иллюстрация;

- демонстрация;


Методы выработки учебных умений и накопления опыта

-практические работы


Методы формирования ответственности и обязательности

-педагогическое требование


Методы развития познавательного интереса:

-стимулирование занимательным содержанием


Методы воспитания:


Методы эмоционального стимулирования

-создание ситуации успеха

-поощрение и порицание


Методы формирования ответственности и обязательности

-педагогическое требование


- Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны дать ответ на вопрос, что такое «право», «права»? Как вы думаете? (Дают предположения).

- Где можно уточнить, что такое «право», «права»? (Уточняют в словаре, заполняют карточку).


- На ваших партах лежат карточки, ваша задача – заполнить пропуски, используя слова для справок, которые написаны ниже.


Права человека - это совокупность устанавливаемых и … государственной властью норм и …, регулирующих … людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.»


Слова для справок: охраняемых, правил, отношения.


- Итак, право – это охраняемые государственной властью нормы и правила.


- А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

- Попробуем разобраться. Мы найдем ответ в городе Знаний.


СТАНЦИЯ «ГОРОД ЗНАНИЙ».

Знакомство с правовыми документами.

- Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

- Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

- И была создана Конвенция о правах ребенка – это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребенка в любой стране. Главная цель конвенции в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на: выживание, здоровье, развитие, защиту детей по различным направлениям.

Итог на станции:

- В каком документе записаны права людей? (Декларация прав человека)

- Как называется документ, в котором перечислены все права детей? (Конвенция о правах ребенка)


СТАНЦИЯ «ПРАВОВАЯ»

- Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию «Правовая». Давайте определим, какими правами обладает ребёнок. Для этого вам надо поработать в паре, прочитать стихотворение и определить, какое право оно отражает.


1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое. (Право на имя и гражданство при рождении)


2.Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята. (Право на семью)


3.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. (Право на защиту от насилия и жестокого обращения)


4.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас. (Право на образование)


5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. (Право на медицинскую помощь)


- Проверим, что у вас получилось? (Проверка по слайдам)

Итог на станции:

- Посмотрите на наше солнышко. Еще раз перечислите ваши права.

- Если все ваши права будут соблюдаться, то в вашей жизни всегда будет мир, согласие, для вас всегда будет светить это прекрасное солнце!


- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Давайте сильно зажмурим глазки, а на счет 3 откроем и поморгаем. 1, 2, 3..

- Давайте повторим, зажмуриваем глазки. 1, 2, 3… Молодцы.

- Мы можем продолжать работу.

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ОБЯЗАННОСТЬ».

- Сейчас я прочитаю вам одну сценку, а вы подумайте, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе будешь наказан!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа!

- Итак, кто готов ответить на вопрос: В чём не прав мальчик? (Он обязан уважительно относиться к взрослым).

- Молодцы, ребята! Кроме прав у каждого человека есть ряд обязанностей.

- Что такое обязанность? (Ответы обучающихся)

- На ваших партах лежат карточки, ваша задача – заполнить пропуски, используя слова для справок, которые написаны ниже.


Обязанность – это … к … и отношению (к учебе, к людям), которое человек должен выполнять.


Слова для справок: требования, поведению.


Итог на станции:

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- Существуют ли обязанности у учеников? Какие?


СТАНЦИЯ «СОБЛЮДАЙКА».

- На данный момент вы являетесь учениками и перед вами выдвигаются обязанности, которые вы должны соблюдать. Список ваших прав и обязанностей как учеников, вы можете посмотреть в Уставе школы.

- На ваших партах лежат памятка «Мои обязанности в школе», ваша задача – работая в парах, соотнести иллюстрацию с обязанностью, опираясь на презентацию.


- Обратите внимание на слайд, что вы видите здесь? (Девочка тянет руку, для того чтобы ответить на уроке, девочка аккуратна, одета в школьную форму)

- Верно, одна из обязанностей учеников – Прилежно учиться. Значит учиться хорошо, старательно, усердно. Носить форму, соответствующую примерному ученику.

- Что вы видите на этом слайде? (Мальчик пишет на парте)

- Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик? (Нет) А почему неправильно? (На партах нельзя писать)

- Верно, вторая обязанность ученика – Беречь школьное имущество.

- Что вы видите на этом слайде? (Девочка, работая за компьютером, пьет и кушает)

- Ребята, разве можно кушать и пить, когда вы работаете с компьютером? (Нет)

- А почему нельзя? (Это может привести к серьезным последствиям)

- Значит третья обязанность ученика – Соблюдать правила техники безопасности.

- Что вы видите на этом слайде? (Учитель держит часы в руках возмущается, потому что ученик опоздал на урок)

- Ребята, правильно ли поступил ученик, что опоздал на урок? (Нет)

- Верно, ребята, на урок опаздывать нельзя, а если так получилось, что вдруг ты немного задержался, важно извиниться и объясниться учителю.

- Здесь мы наблюдаем две обязанности ученика – Придерживаться правил культурного поведения и Выполнять распорядок дня.

- Что изображено на этом слайде? (Ученики тянут руку для того, чтобы ответить на уроке)

- Кто догадался, какая обязанность изображена здесь? (Уважать честь и достоинство других)

- Важно, уважать друг друга. На уроках не выкрикивать, отвечать по поднятой руке.

  • Прилежно учиться;

  • Беречь школьное имущество;

  • Соблюдать правила техники безопасности;

  • Придерживаться правил культурного поведения;

  • Выполнять распорядок дня;

  • Уважать честь и достоинство других

- Вот мы с Вами и разобрали обязанности настоящего прилежного ученика в школе.

- Я вижу, что и вы, ребята, соблюдаете свои обязанности в школе, подаете настоящий пример другим ученикам.

- Мы с вами, ребята, члены общества и не должны забывать о правах и обязанностях других людей.

Коммуникативные УУД: высказывают свою точку зрения, четко и полно аргументируя свои мысли;

Познавательные УУД (логические): анализируют предложенную информацию.

Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.

Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «Права человека»; знакомы с правами и обязанностями.


4. Рефлексия 

Задача: совместно с

обучающимися

подвести итоги

проделанной

работы.

Методы эмоционального стимулирования:

-поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

-предъявление педагогических требований


- Ребята, наше путешествие подходит к концу.

-Скажите, что каждый из вас должен знать, чтобы у него было счастливое детство?

- В каком документе прописаны все права ребенка?

- Продолжите фразы:

Я открыл (а) для себя новое …

Я понял (а) ….

Я хочу…

Для меня самое главное право – это…

Я могу сделать вывод…?

- Покажите мне ваше настроение с помощью рук: поставьте две руки на локоток те, кто многое сегодня узнал и ему понравился классный час; а одну руку те, кому было не все понятно и ему классный час не понравился.

- Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи.

Познавательные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.