Классный час на тему « Общение – непростое умение» 2 класс
Учитель первой квалификационной категории: Шабарова О.В.
Цели и задачи:
Дать представление о том, что такое общение, дружба, в чём их секреты;
- Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, в группах, коллективе;
- Воспитывать нравственные ценности, уважение друг к другу;
Учить детей правилам ведения диалога, умению кратко говорить, выслушивать мнение других ,доказывать свою точку зрения;
Дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны, как коллектив(сплочённость, организованность, доброту.);
Создать положительный настрой на дальнейшую совместную работу.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний
Психологический тренинг.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычная встреча. Тему вы определите несколько
позднее. А начнём мы вот с чего…
1. Задание для учащихся.
Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую картину на одном листочке.
Учитель: Расскажите, что вы нарисовали? (ответы детей)
Удалось ли вам это сделать хорошо? (ответы детей)
Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните почему? А как нужно было поступить, чтобы результат был более успешным? (Нужно было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом).
Очень важно уметь договариваться друг с другом.
2. Упражнение «Спина к спине».
В парах вы должны спиной друг к другу и договориться о встрече сегодня вечером, а теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу глядя в глаза.
Обсуждение. Что вы испытали, когда спиной друг другу? А когда вы лицом друг к другу, удобно ли вам было договариваться?
Девиз нашего классного часа – «Знайте правила общения, как таблицу умножения!»
Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
III. Постановка учебной задачи
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
А что конкретно мы с вами будем познавать и обсуждать?
Сформулируйте тему классного часа. («Общение – непростое умение»)
Предлагаю обозначить наши цели. (Что? Зачем? Когда? Как? .)
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Ребята, что такое «общение»? (ответы детей)
Общение – это…взаимные деловые и дружеские отношения людей.
Со всеми ли мы общаемся одинаково?
В чём заключается правильное общение?
В общение везде и всегда
Нам помогают «волшебные слова»!
Задание 1: Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ... (здравствуй).
2. Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу ... (привет).
3. Если просишь что нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать ... (пожалуйста).
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте ... (любезны),
Будьте ... (добры).
5. Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
— Ну ... (извините)!
6. Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ... ( — До свидания)
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят: ... ( — Благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь—
Благодарить не позабудь!
8. Если словом или делом
Вам помог кто либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: ... ( — Спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице маме понурый пришел:
— ... (Прости) меня, мама, я больше не буду!
Ребята, как называют людей, которые при общении используют волшебные слова? (вежливые)
Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как
вы справитесь с новым заданием.
Задание 2: Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей — инсценировать ситуацию.
Ситуация 1: Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2: Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
Ситуация 3: Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это
сделаешь?
Ситуация 4: Ты пришёл к другу на день рождения. За праздничным столом ты хочешь попробовать блюдо, которое находится далеко от тебя. Как ты поступишь?
После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.
Ситуация 5
Весь 3 класс собирается в поход на целый день. Всю дорогу девочки усердно несут свои тяжелые сумки, а мальчики весело бегут рядом, даже не пытаясь помочь девочкам.
Что следовало бы сделать мальчикам и девочкам?
Ситуация 6
Две подруги играют в интересную игру. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Что может сделать девочка и подружки, чтобы играть вместе.
Ситуация 7
Вы пришли в гости к другу или подруге. Между вами состоялся дружеский разговор. Подумайте, о чем вы бы могли поговорить. Только помните, разговор должен быть интересным.
Ситуация 8
На перемене все дети дружно играют. Только Витя стоит у окошка. Он сегодня тихий и грустный. Что вы будете делать?
Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных» слов зависит от того, как мы их говорим.
Как правильно говорить вежливые слова? (Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону.)
К, сожалению, бывает так, как в стихотворении «Два козла». Послушайте его.
****
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
О каком человеческом качестве идёт речь в этом стихотворении? (о дружбе)
О дружбе придумано очень много пословиц.
Однажды, я стала свидетелем того, как ученик 2 класса, сидел и вздыхал. Ему было очень грустно и печально и одиноко оттого, что у него не было друзей. У него были слезы на глазах, и он все приговаривал: «Как мне плохо, ну где мне найти друга?» И потом он решил даже написать объявление «Ищу друга». Мне было очень его жалко, и я не знала, чем ему помочь.
Предлагаю вам выполнить следующее задание в парах: Соберите пословицы, соединив их части стрелками. На выполнение задания отводится 3 минуты.
Нет друга ищи,…(а нашёл – береги).
Не имей 100 рублей,…(а имей 100 друзей).
Человек без друзей,…(что дерево без корней).
Дружба как стекло:…(разобьёшь не склеишь).
Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь).
Проверка: зачитываем по 1 пословице.
Физминутка «Найти вредные советы».
Встаньте, пожалуйста. Я буду давать вам советы, а вы, если совет полезный, должны хлопать в ладоши, если совет вредный, топать ногами.
Здороваться нужно только со взрослыми.
При встрече нужно здороваться.
В гости нужно ходить только в чистой одежде.
В разговор взрослых нужно вмешиваться.
Можно грубо разговаривать с друзьями.
В гостях можно всё брать без разрешения.
Малышей можно обижать.
Нельзя ябедничать.
Волшебные слова нужно говорить только в гостях.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Помочь подняться по лестнице.
Попрощаться уходя.
Вежливым нужно быть всегда.
Молодцы, ребята!
«Что нам помогает общаться»
Какое значение в общении имеет мимика, как вы думаете?
С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытаясь этим угадать настроение человека, его намерения, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по мимике лица.
Проверим, все ли умеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека?
Игра « Цветик –семицветик»
Задание 4 : У меня в руках волшебный цветок. Как он называется? Но сегодня он будет выполнять совершенно другие желания «Лепестки эмоций». Я буду приглашать по одному человеку, которые, оторвав лепесток, должны будут изобразить настроение, а мы с вами его угадать. (Печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.)
Как влияют отрицательные эмоции на взаимодействие людей?
Каковы пути примирения, прекращения конфликта?
(Ответы детей: мнение товарища, взрослого человека, способность договориться самим)
V. Рефлексия деятельности
Я хочу вам советы дать,
Как конфликта избежать
Совет 1: чтобы сдержать себя и не ответить грубостью, попробуйте сначала посчитать до 20!
Радость и злорадство – слова одно коренные, но смысл у них разный.
Объясните, какая разница в значениях этих слов?
Совет 2: не спеши выразить свои негативные чувства, не спеши отплатить злом за зло!
VI. Итог урока
Задание 5: Давайте вместе составим правила вежливого общения.
У нас на доске есть подсказки, но вы должны выбрать только те, которые относятся к общению и приклеить на лист.
Будь приветлив |
Будь вежлив |
Не вмешивайся в разговоры |
Не перебивай |
Стой спокойно |
Смотри в глаза |
Уважай |
Не мешай |
Не капризничай |
Не шуми |
Говори свое мнение |
Никого не слушай |
Перебивай |
Кричи |
Говори спокойно |
Повторяй вежливые слова |
Учитывай свое мнение |
Выслушай мнение |
Обзывайся, доказывая свое мнение |
Не смотри |