Классный час на тему: «В гости к нам портфель пришел»
Цели:
Воспитывать бережливость и аккуратность, расширяя кругозор детей с помощью дополнительного материала о школьных принадлежностях
Ход классного часа
1.Вступительная часть
Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по чудесной стране, в которую мы пришли 1 сентября. На этом классном часе мы отправимся в гости в чудесный дом. А что это за дом? Для этого мы должны разгадать загадку.
Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Догадались, что это за дом ? О чем же мы с вами сегодня будем беседовать? Правильно, о портфеле. И еще о том, что в нем находится. А какие же предметы должны там находиться? (дети перечисляют)
Давайте мы поговорим о каждом жителе этого чудесного портфеля. Этих вещи вы видите и пользуетесь ими каждый день, но не знаете, откуда и когда они к нам пришли.
2. Основная часть
Итак, первый житель.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
Сама мала, а ума придала. (Книга)
О книге.
А знаете, ребята, какими были книги давным – давно?
Например, в каменном веке люди писали на камнях, они высекали на скалах различные изображения, человека, животных
Эти изображения сохранились и поныне. И теперь эти изображения рассказывают нам, как жили люди в то время.
Потом люди стали писать на бересте (кора берёзы)
Затем стали делать такие книги – обложка была деревянная, обтянутая кожей, уголках – металлические наугольники, чтобы кожа на углах не стиралась. Были у книг даже застёжки, а писали книги от руки .
Книги писали такой краской, которая была очень прочной и не стиралась. Берегите, ребята, свои книги, бережно к ним относитесь. Ведь даже сейчас, когда не надо писать книги от руки, на изготовление одной книги уходит труд многих людей
Следующий житель
Чтобы было где писать, в школе нам нужна …. (тетрадь)
О тетрадях и ручках .
Тетрадей, таких, как у вас сейчас, раньше не было. Были специальные дощечки покрытые воском. Но воск, как известно, от жары тает. Бедные школьники! Каково им было готовить уроки. Придёшь в школу, а домашнее задание растаяло. Писали на них специальными узкими палочками из кости, меди, серебра с заострённым одним концом и сплюснутым - другим. Острым концом - писали, а плоским - стирали ошибки .Затем стали писать на свитках папируса. Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Стебли папируса разрезались на куски и расправлялись. Самой широкой и наиболее ценной частью была середина.
Эти полоски укладывались одна к другой. Эти слои затем склеивались. Получившиеся таким образом листы разглаживали или раскатывали и сушили на солнце.
Ещё использовали пергамент – тонко выделанная телячья кожа. Писали на них чернилами, которые изготовлялись из сажи. Сажу разбавляли водой и такими чернилами писали. Писали специальными заточенными палочками.
Затем, когда научились делать бумагу, стали писать на бумажных свитках. Писали теперь заточенными гусиными перьями , обмакивая их в чернила. А чернила делали из чернильных орешков - болезненных наростов, которые появляются на листьях деревьев.
И ведь знаете, великий Пушкин все свои замечательные стихи написал гусиными перьями
Затем на смену гусиным перьям пришли металлические . Потом такие перья стали делать из золота и серебра. Их вставляли в специальные ручки . А затем уже появились наши шариковые.
Если ты его заточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Карандаш переводится как «чёрный камень». Карандашей раньше не было, и люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли на бумаге слабый след, сильно пачкали руки. А в другой стране – Франции – учёные придумали деревянную «одежду» для черного карандаша. Потом люди открыли графит и придумали карандаш.
Следующий житель
Если ему работу дашь –
Зря трудился карандаш (ластик).
Ластик.
А знаете, сколько лет ластику? Уже почти 300 лет. Когда не было еще ластика, наши прабабушки и прадедушки пользовались кусочками хлеба. Но конечно следы карандаша и ручки стирались не полностью. Поэтому ученые того времени стали искать такой материал, который смог бы заменить хлеб. Нашли резиновый материал, который позже назвали каучук. У ластика два имени! Первое – ластик, второе – резинка. Почему резинка названа резинкой, это, наверное, всем понятно — она резиновая. Стирать ластиком, значит сдирать верхний слой бумаги. Поэтому стирать резинкой нужно осторожно, иначе получится дырка.
Ещё один очень нужный предмет, в котором вы храните карандаши, ручки, ластики, точилки, называется………….?
В этой маленькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручку, ластик, циркуль, кнопки, -
Что угодно для души (пенал)
Пенал
А назвали пенал так в честь пёрышек, которые в него раньше прятали (хранилище перьев). И хотя потом они были заменены более удобными, металлическими пластинками для письма, названия перо, перья, по традиции, сохранились. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки там найдется местечко
А сейчас поговорим о следующей жительнице нашего портфеля.
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю. (линейка)
Линейка
Линейками – гладкими дощечками – пользовались еще древние люди – египтяне при строительстве своих пирамид. Не обходились без линейки и русские писцы. Если бы вы знали, каким уважением пользовались линейки! Рукописи того времени поражают ровностью строк.
Не всякое дерево брали для их изготовления. Использовалась в основном груша.
3. Заключительная часть.
Вот мы с вами и узнали, откуда к нам пришли наши школьные принадлежности.
А сейчас я предлагаю вам задание от одного из жителей портфеля- Мастера карандаша:
дорисовать на нижнем рисунке все недостающие детали (индивидуальные карточки)
Конкурс «Собери портфель»
Давайте подведем итог нашего классного часа: я показываю предмет, вы мне рассказываете о нем.
Понравилось вам наше путешествие? На следующих классных часах мы продолжим его. Ведь в стране Знаний так много интересного. Большое спасибо вам за участие.