СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: «Твори добро другим во благо…» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: «Твори добро другим во благо…» 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Твори добро другим во благо…» 4 класс»


Классный час на тему:

«Твори добро другим во благо…»

4 класс

Цель:

Знакомство с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;

формирование умения различать их;

показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;

Задачи:

  • развивать умение работать самостоятельно, творческие способности;

  • расширять кругозор;

  • воспитывать доброжелательное отношение к ответам других людей;

  • воспитывать доброе отношение в коллективе;

  • обогатить речь детей.


Ход классного часа

Вводная беседа.

Учитель: «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы. А эпиграфом к нашему классному часу станут слова М. Пришвина: «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека» Как вы понимаете эти слова?

Ученик:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!


Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)

Учитель: Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение): «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

Инсценировка

Наши ребята приготовили инсценировку рассказа В.Осеевой «Хорошее»

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама – некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

- Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Помогите Юрику , научите его делать хорошее.


Ученик:

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.


Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!


На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он…

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.


А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем –

Галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы. Заботы.

"Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять"

И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

Учитель:

- Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов прийти им на помощь в трудную минуту. Добрый человек бережет природу)

Работа в парах. Распределите слова на 2 группы: 1. Качества доброго человека, 2 – качества злого человека.

Заботливый, справедливый, отзывчивый, неприветливый, милосердный, мстительный, грубый, щедрый, равнодушный, приветливый, жадный, завистливый.

3. Беседа "Значение добрых слов"

- Есть пословица: "Доброе слово и кошке приятно"

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами" Почему?

- А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху"

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? Что они означают?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро"

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

В ДОБРЫЙ ЧАС!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

- А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

- Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

- Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет"

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит: "Извините, я ошибку признаю"

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

"Извините, я немного опоздал"

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Учитель:

Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: "Не одежда красит человека, а его добрые дела". А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на, на улице, в транспорте, в природе?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

- А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте:

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить

И некоторые глухие могут слышать.

Доброта лучше красоты.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Работа в группах

1.Чтение и анализ рассказа «Чтобы бабочка не укололась».

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

– Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

– Чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.

В. А. Сухомлинский

В о п р о с ы для анализа рассказа:

– Как вы оцениваете поступок Зои?

– Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?

– Как бы вы поступили в таком случае?

– Какие добрые дела может сделать человек?


2.В. А. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В о п р о с ы для анализа:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата?

– Какое дело совершила Белка?

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.


Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Заканчиваем классный час песней из мультфильма «Если добрый ты…

Анкета «Добрый ли вы человек?»

1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5) Любите ли вы злые шутки?

6) Вы злопамятны?

7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8) Умеете ли на практике применять свои способности?

9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11) Вы охотно выполняете просьбы?

12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

7. Заключение.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

И ЕЩЁ ПОМНИ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Песня: «Если добрый ты…»

Рефлексия:

Я задумался…

Я узнал…

Я постараюсь…

Я решил…