Муниципальное казенное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
имени Магомед-Герея Зульпукарова
Утверждаю
«_21_»____января___2016г.
Хизриева Л.З.____________
Открытый классный час-телемост
о толерантности
с г. Хасавюрт
в 3 «а» и 3 «б» классе:
« Нас много, мы разные,
но мы вместе».
Подготовила:
Кадырова Л.Б.
г. Южно-Сухокумск
2016г.
Цели:
Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
Сформировать представление о толерантном отношении.
Помогать учащимся постигать понятия добра и зла;
Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.
Задачи:
Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
Демонстрация сходства и различия людей.
Воспитание умения слушать другого человека.
Оборудование:
Лозунг «Мы разные, но все таки мы вместе»;
Эпиграф к мероприятию, высказывание Б.Шоу;
Солнышко и дерево толерантности, карета для сценки;
Рисунки учащихся, магнитофон.
Ход мероприятия
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Учитель. Чтобы узнать тему нашего мероприятия, посмотрите внимательно на этот рисунок. Что вы видите на картинке? Дети. Дети. Учитель. Они похожи? Дети. Нет. Учитель. А почему? Дети. У них разный цвет кожи. Учитель. Сегодня мы с вами проведем мероприятие, на котором поговорим о толерантности. Давайте узнаем, что значит это слово?
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?
“На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правителях оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.
Учитель. А что вы, ребята думаете об этом?
Толерантность - это дружба, Совладать сумей с собой,
Труд и уважение. Слушай своих близких.
И для нас она не служба, В мире мы живем семьей,
А одно спасенье. Нет поступков низких! Толерантным будь всегда! Доверяй своим друзьям!
Ненависть откинь ты. Будь, терпим и вежлив!
И гуманность навсегда, Не кричи по пустякам!
Закрепи ты в мире. Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
Учитель. Я тоже прочитаю стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод". Слушайте внимательно и скажите, почему я выбрала его для нашего сегодняшнего мероприятия? Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских
Негров, чья родина –Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и поселках...
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Учитель. О чем это стихотворение? Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом. Учитель. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад.
А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства. В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди. Ведь толерантность – это Мир, дружба, понимание, любовь, вежливость и уважение. Что ж, отправимся в путь!
(Входит Фея с коробкой с крестом и с волшебной палочкой)
Фея. Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте и мои слова и запомните:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Скажите, ребята, легко ли быть добрым? Дети. Этому нужно учиться. Учитель. Ребята, есть солнце большое, оно на небе, а есть маленькое солнце. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее, а любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Добро означает положительное, хорошее, полезное. Добреть - значит светлеть лицом. Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения. Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.
Фея: Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботу и внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Дети. Да.
Фея. Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!
Учитель. Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-лучики, с заранее написанными на них волшебными словами. Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лучи к нашему солнышку.
С
олнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг.
Учитель. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком? Дети. Да! Учитель. Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные качества? (Воспитанному, вежливому).
"Вежливый " — древнерусское "вежа" — знающий, учтивый. "Невежа" —обратный смысл — грубиян, не соблюдающий правил приличия.
Фея: Молодцы, ребята! Знаете добрые слова, может вы мне и стихи расскажете?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Я
хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!
Учитель. Давайте сегодня мы будем называть вас всех друзьями! Ведь собрались мы сегодня не случайно. Республика наша многокультурная и класс наш многонациональный. Есть в классе и лакцы, и аварцы, лезгины и даргинцы тоже есть. Нас много, мы разные, но мы вместе! Все мы дружны и секретом дружбы должны поделиться! А заключается он в том, что иногда мы бываем одиноки, грустны, задумчивы и не хватает душевной теплоты, но все может измениться и наполниться яркими красками, если рядом будет твой настоящий верный друг!
Послушайте шутливое стихотворение Б.Заходера «Мы - друзья!»
(На сцене появляются 2 ученика и читают диалог стихотворения)
С виду мы не очень схожи: Асхаб, он полный, я худой, Не похожи мы, но все же Нас не разольешь водой! Дело в том, что он и я – Закадычные друзья! Дружба дружбою, однако, И у нас случилась драка… Дрались честно, как положено друзьям: - Я как стукну! -Я как тресну! Он как даст! - А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим, что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Асхаба сестра Облила нас из ведра! А она еще смеется: - Вы - действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
Вместе. Я твой друг и ты мой друг, Пусть будет шире Дружбы круг В кругу стоят друзья твои Ты им улыбку подари!
Учитель. Давайте сейчас, как было сказано, исполним песню «Улыбка», ведь именно с нее начинается дружба!
«Улыбка»
1. От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
2. От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
3. От улыбки станет всем теплей –
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Учитель. Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ем выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Я предлагаю вам послушать сказку о короле, после чего вы должны ответить, можно ли его назвать толерантным человеком.
«Сказка о счастье»
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Учитель: Каким был король в начале истории? - Почему изменился король? - Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения? - Чему нас учит эта сказка? (помогать, понимать).
Учитель. Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат.
Правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Учитель: Пока мы говорили о толерантности, доброте, вежливости и уважении друг к другу, в классе ярко светит солнышко – и воцарилась теплая атмосфера, а это значит, что пришло время вырастить наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, республика стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно лучше. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых;
Не ссориться, стараться понять друг друга
Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
Больше общаться, узнавать друг друга
Уважать друг друга, стараться самому стать лучше.
Учитель: Ребята, я хочу предложить вам игру
“Теплые ладошки”
(
Вращающиеся движения ладошками, раскрыть, поделиться теплом друг с другом.)
Учитель. Чувствую, как по классу пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение. И на душе стало радостно. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.
П
утешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку).
П
осмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Они все разные, но все-таки они вместе. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я
хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго! Всего вам доброго!