СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

о значении русского языка для воспитании русской нации, сопровождается презентацией и демонтрируется фильм. Включены фрагменты из "Ералаша", и композиции песен.

Просмотр содержимого документа
«Классный час о русском языке»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Заводоуковский агропромышленный техникум»





УТВЕРЖДАЮ

Директор «Заводоуковского агропромышленного техникума»

______________Н.П. Потенихина

«___»____________20___г.





Классный час

«Язык — одежда мыслей»
















Подготовили:

Темпель Л.В.

Куличева В.В.

Бабушкина Ю.Б.










Заводоуковск, 2016



Классный час

«Язык — одежда мыслей»

Сэмюэл Джонсон

За чистоту русского языка

Цели:

Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

  • Углубить познания о языке;

  • Повысить культуру речевого общения;

  • Обогатить речь учащихся.


Ход:

Я: Здравствуйте.

А. Н. Толстой о русском языке сказал:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью».

Сегодня мы с Вами являемся участниками региональной акции «За чистоту русского языка», которая проводится по всему нашему району.

Мы читаем книги, журналы, газеты; смотрим телевидение, общаемся друг с другом. Знакомы ли Вам такие слова как: сквернословие, сленг профессиональный и молодежный, слова – паразиты. Вот об этих явлениях в русской речи мы сегодня и поговорим.

Студент 1: Разговор у нас пойдет сегодня о русском языке

- Почему мы говорим на русском языке? ( Потому что мы живем на Руси)

Студент 2: - Задумывались ли вы, что означают слова Русь, русский, Россия, россияне?

Студент 1: Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова “русло” - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоемов. “Иными словами, Русь – страна, где много рек и озер, а русский - человек, живущий у воды”. (С. Романовский)

Студент 2: А может быть, слово Россия связано со словом роса? Утренняя, светлая, свежая роса.

Студент 1: Есть предположение, что слово “русский” появилось от названия древнего славянского племени “рус”, известного еще в IV веке.

Студент 2: Русь – русская земля, территория русского государства, где протекала река Рось , около города Киева.
Большая школьная энциклопедия, стр 161

Студент 1: Русские – восточнославянский народ, составляющий основное население России.
Словарь русского языка С.И. Ожегов , стр.562

Студент 2: Одно слово Русь, ( и его родственники Русский, Россия) а сколько много толкований. И все это возможно только , благодаря нашему языку.

Студент 1:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка.
И меткость, и ласка.
Написаны им 
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Я: Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

смотрят сюжет из «Ералаша» «Ну почему мы так говорим?»

http://eralash.ru/video/почему-мы-так-говорим

Автор - Л. Измайлов

Режиссёр - В. Кремнев

В ролях - Костя Лазарев, С. Мишулин

Хронометраж - 2 мин. 39 с.

Краткое описание - Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика, что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал одно из произведений автора на языке «молодежи».

Над чем вы сейчас смеялись?

Студент 1:

“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
Сабир Абдулла

Давайте посмотрим, ка вы умеете понимать такую речь.

Студент 2: Конкурс «С русского на русский»

Задание:

Перевести на русский язык (литературный) данный текст.

Хай!
Послушайте мои Лайфхаки!
В технаре – будьте в теме, тусуйтесь потрясно!
Уважайте преподов, халяву не ловите,

шпоры не пишите, вату не катайте

и будете получать здравую степуху.
Любите своих предков, хорошо относитесь к телкам и братэллам по группе.
Берите пример с меня: я не тормоз, не стукач,

не пофигист, если меня попросят по – братски,

мне поднапрячься не в облом.
В свободное время сижу в инете,

хаваю пиццу и зырю ящик.
Жизнь прекрасна!


Проверь себя!

Привет!

Послушайте мои полезные советы!

В техникуме старайтесь отличиться, проводите время интересно!

Уважайте преподавателей, не надейтесь на счастливый случай,

не пишите шпаргалки, не бездельничайте

и будете получать хорошую стипендию.

Любите своих родителей, хорошо относитесь к девушкам и сокурсникам. Берите пример с меня: я активный, я не доносчик, если меня с уважением попросят, то я легко выполню просьбу.

В свободное время сижу в интернете,

кушаю пиццу, смотрю телевизор.

Жизнь прекрасна!


Студент 1: Конкурс «Непрошенные гости»

Задание:

Записать рядом со словами иностранного происхождения отечественные слова - синонимы.

Проверь себя!

Валюта – деньги.

Карцер – тюрьма.

Менеджмент – управление.

Наркоз – обезболивание.

Шоу – зрелище, представление.

Коммерция – торговля.

Рэкет – шантаж.

Презентация – представление.

Ностальгия – тоска.


Студент 1: Наш родной язык, по словам Н.В. Гоголя, есть сам по себе поэт, ведь в нём «что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…».

Студент 2: Выступление о проблемах засорения русского языка Хорзовой Влады.


Студент 1: В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Студент 2: Все знали что, Бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Студент 1: Самым важным и научно подтверждённым является то, что

  • Мат опасен для здоровья

  • Он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляетНо и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.



Студент 1: Эксперимент

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.

Студент 2: Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Студент 1: Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Студент 2: Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Я говорю про влияние мата на клетки

Студент 1: стихотворение Ульяна Королева

Студент 2: Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Студент 1: Как писал К. И. Чуковский «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

Студент 2: стихотворение читает Лукинова Вероника.