СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие нацелено на выбор учащимися нужной профессии.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации»

Классный час для обучающихся 10 класса

«Профориентация»

 

 

Ивакина Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Сторожевое

 

 

 

В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.

 

Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору

 

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;

  2. Формировать позитивное отношение к труду;

  3. Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;

  4. Развивать умение работать в группе;

  5. Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.

 

Классный час рассчитан на 45 минут. На классном часе используются различные методы и формы работы с учащимися (проблемный диалог, игра,  тестирование, групповая работа). Использование презентации на классном часе позволяет учащимся хорошо усвоить данную тему. На слайдах кратко изложены ключевые моменты освещаемых вопросов, что дает возможность учащимся в течение классного часа сконцентрировать на них внимание. Игровые моменты оживляют восприятие учащимися материала, прививают интерес к обсуждаемой теме, совершенствуют творческие способности. 

 

Каждый, достойный называться человеком,

должен иметь охоту и способность к труду.

 

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Слайд № 1. Классный руководитель: «Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Слайд № 2. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

II. Игра «Ребусы»

Кл.рук.: «Давайте в качестве разминки попробуем разгадать ребусы, в которых спрятались профессии.

Слайд № 3. Санитар.

Слайд № 4. Лингвист.

Слайд № 5. Гример.

Слайд № 6. Водитель.

Слайд № 7. Врач.

Слайд № 8. Ювелир.

Слайд № 9. Психолог.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Кл. рук.: «Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?» Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.»

Слайд № 10.

Первая группа- «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.

Кл.рук: «Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире  около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

 

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель:« Я интересуюсь дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече задаю  вопрос: «Доволен ли ты выбранной профессией?». Некоторые говорят, что ошибся в своем выборе, некоторые  признаваются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

V. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель: «Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? А что получится, если сложить три слова, которые записаны на доске: «хочу», «могу» и «надо»? №  11. Получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо)»

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Кл.рук.: «Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки»

VII. Тестирование

Слайд № 12. Кл.рук.: « Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.»

VIII. Рефлексия

Слайд № 13

  1. Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?

  2. Что вам больше всего понравилось?

  3. Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?

Кл.рук.: «Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Слайд № 14. Спасибо за внимание.

Презентация

 

Список используемой литературы:

 

1. Классные часы в 10-11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – Изд.3-е., доп. и испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. http://festival.1september.ru/articles/419335/

4. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/01/21/klassnyy-chas-pogovorim-o-professiyakh

5.http://www.aforizmov.net/tema/tags/trud/

6. http://www.xxlbook.ru/offerlab296415.aspx