СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Семья - как много в этом слове"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Семья - как много в этом слове"»

Классный час на тему «Семья – как много в этом слове!»

Цель: создать условия для формирования понятия о семье и ценностях

семейных отношений.

Задачи:

 раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

 расширить представление о семейных обязанностях, традициях,

ценностях;

 способствовать сплочению коллектива, развитию интереса,

внимания, мышления, воображения,

речи, творческих способностей;

 воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к

родителям, развивать интерес к истории своей семьи.

Оборудование: презентация «Семья…как много в этом слове»,

подготовленная классным руководителем ; мультимедийный проектор,

экран, компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, пословицы,

текст песни «Родительский дом»), клей-карандаш.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем

классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и

взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

2. Введение в тему.

Прослушав песню, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном

часе?

Звучит песня «О семье» в исполнении коллектива «Поющие Ангелы».

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы

учащихся).

Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных

взаимоотношениях, семейных ценностях.


Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения. Тема нашего классного часа называется «Семья – как много в этом слове!».

Слайд

3. Основная часть

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение.

Вы часто его ипользуетеА что вы понимаете под этим словом?

(Высказывания учащихся)

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее

определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близки». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая? Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.

А что же вы можете сказать о семье? Что для Вас значит семья? (Отвечают учащиеся, родители, гости).
Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим, словом возникают у вас?Если семья — это постройка(дом), то какая… Если семья — это цвет(фон), то какой… Если семья — это дерево, то какое …Если семья — это(радуга, молния, тучи.радугаоблочка, то какая… Если семья — это настроение(солнышко с мимикой), то какое…Обсуждение возникших ассоциаций

Слайд 2

Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)

***

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Есть тому много свидетельств, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете.

(Каждая группа получает раздаточный материал). (Приложение 2)

1. В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Один за всех, все за одного.

3. Дома и стены помогают.

4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.

5. Чем богаты, тем и рады.

6. Когда семья вместе, так и душа на месте.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

8. Яйцо курицу не учит.

9. Вся семья вместе, так и душа на месте.

10. В семье и каша гуще.

11. Мой дом – моя крепость.

12. Без хозяина дом сирота.

13. Горе тому, кто непорядком живет в дому.

14. Хоть по уши плыть, до дома быть.

15. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.

16. Не нужен клад, когда в семье лад.

17. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.

18. Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая

семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои

законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в

семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из

поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному

ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек

является самым уважаемым членом семьи.

Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников?

Почему вас назвали в честь этих людей?

(Высказывания ребят)

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни.

Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в

честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена

родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди

вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?

(Высказывания учащихся)

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии.

Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал

этой вещью.

Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

(Высказывания учащихся)

Праздник 15 мая Международный день семьи. В 1993 году Генеральной

Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого

дня призвано обратить внимание общественности разных стран на

многочисленные проблемы семьи.

На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений

в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь

счастливее, ярче и богаче.

Хочу рассказать вам притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух

притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и

во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи

выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на

старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали

ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его

становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог

удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая

хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело

вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был

есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их

четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут

кушать, когда я вырасту.

О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам

жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их

старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей

счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к

старшим.

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные

ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них

радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу,

чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга

– модель счастливой семьи.

(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 3)

По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну

из ценностей семьи.)

***

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во-первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом.

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее .

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

(Высказывания ребят)

В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье,

заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет

дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. .

Рефлексия.Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.

И в завершении мы споем песню «Родительский дом»





















(Приложение 4)

(Презентация «МЫ им наш класс»)

Приложение 1

Раздаточный материал для «семейной» ромашки.

Приложение 2

Раздаточный материал «Пословицы»

1. В гостях хорошо,

да и поговорим ладком.

2. Один за всех,

недалеко падает.

3. Дома

так и душа на месте.

4. Сядем рядком,

дом сирота.

5. Чем богаты,

не учит.

6. Когда семья вместе,

худы – отцу-матери

конец.

7. Яблоко от яблони

все за одного.

8. Яйцо курицу

до дома быть.

9. Вся семья вместе,

а дома лучше.

10. В семье

когда хороший сын

родится.

11. Мой дом –

и стены помогают.

12. Без хозяина

когда в семье лад.

13. Горе тому,

а мать – в дочерях.

14. Хоть по уши плыть,

так и душа на месте.

15. Всегда отец будет

веселиться,

и каша гуще.

16. Не нужен клад,

кто непорядком живет в

дому.

17. Счастлив отец в

сыновьях,

моя крепость.

18. Детки хороши –

отцу-матери венец,

тем и рады.

Приложение 3

Раздаточный материал для «радужной» семьи

Приложение 4

Слова песни «Родительский дом»

Где бы ни были мы но по-прежнему

Неизменно уверены в том

Что нас встретит с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом

Родительский дом начало начал

Ты в жизни моей надежный причал

Родительский дом пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет

И пускай наше детство не кончится

Хоть мы взрослыми стали людьми

Потому что родителям хочется

Чтобы мы оставались детьми

Родительский дом начало начал

Ты в жизни моей надежный причал

Родительский дом пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись

Мы пред ними в долгу неоплаченном

Помни свято об этом всю жизнь































Классный час
Тема: «Семья и семейные традиции».
Цель:
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.
Прививать учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие
Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье.
Презентовать семейные традиции учащимися класса.
Реквизиты и подготовка:
На доске написанные фразы:
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» ( А.С. Макаренко);
« Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» ( А. Монтерлан, французский писатель);
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л.Н. Толстой).
Плакат с ромашкой.
Оборудование:
Тексты притч для анализа на уроке
Также на столе у каждого лежат лепестки ромашки, вырезанные из бумаги.
Ход занятия:
(Классный руководитель заранее распределяет рабочие места детей и родителей на три группы. Родители и дети самостоятельно присаживаются на понравившееся место) Здравствуйте, ребята и родители. Под музыку учитель читает наизусть:
Время -вроде замкнутого круга,Год мелькнул, как месяц, день, как час,Почему-то выслушать друг другаНе хватает времени у нас.Может, стоит нам остановитьсяСреди этой вечной кутерьмы?Может, разглядеть поближе лицаДруг у друга всё ж успеем мы?
Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
 
Тему нашего кл. часа мы продолжаем. Ребята, напомните, как она называется? «Семья и семейные традиции».

(Устюгов Никита рассказывает стихотворение)
Моя семья, мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
 
 Там мама с папою вдвоём
 Все укрепляют отчий дом.
 Ни сна не знают, ни покоя
 Лишь лучше было б нам с тобою.
А что же вы можете сказать о семье? Что для Вас значит семья? (Отвечают учащиеся, родители, гости).
Упражнение «Ассоциация»У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим, словом возникают у вас?Если семья — это постройка, то какая… Если семья — это цвет, то какой… Если семья — это музыка, то какая …Если семья — это геометрическая фигура, то какая… Если семья — это настроение, то какое…Обсуждение возникших ассоциаций.

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. Я вам предлагаю поискать значение семьи в словарях, которые лежат перед вами.
Дети зачитывают: Формирование понятия «семья». А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая? Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.
Обратиться к высказываниям о семье великих людей. ( На доске). «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» ( А.С. Макаренко); « Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» ( А. Монтерлан, французский писатель); « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л.Н. Толстой).
До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Есть тому много свидетельств, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете. Попробуйте составить их. Раздаю материал.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло, при матери добро.
Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения.
Формирование понятия «ценности»
- Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость».
Ребята, а как это понять?
Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО. И на таком хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага, должны вырасти семейные ценности.
- Как вы понимаете это слово «ценности»?
Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (БЭС)- значимость, польза, полезность (Ожегов)Психологи выделяют такие семейные ценности:
Ценность родительстваЦенность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
- А что такое семейные ценности?
(Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться).
- Что же может объединять семью?
 (Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
-Я сейчас вам предлагаю поработать в группах. Прочитайте притчи о семье и ответьте на вопросы. Напишите на листочках, которые лежат у вас на партах ценности, которые служат объединению семьи, опираясь на смысл прочитанных Вами притч. Потом мы их обсудим.
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Ладная семья
Жила – была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажите», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» а в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
- И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи . – И подумав, добавил: «И мира тоже».
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Дети и родители 1,2,3 группы, по очереди зачитывают притчи и делятся своими мыслями.
А теперь приклеим лепестки к ромашке.
А почему ромашка украшает сегодня наш классный час?
Оказывается, ребята, в России 8 июля 2008 года была одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Праздник этот совсем молодой. И символом его стала ромашка.
Примером любви и верности может послужить супружеская пара князя Петра и его супруги Февроньи Муромских, которые пронесли свою любовь через многие испытания и лишения. Православная церковь причислила их к лику святых, так как они являются образцом христианского супружества. В нашем поселке есть аллея святых Петра и Февронии Муромских.
В нашем классе, в каждой семье имеются свои традиции. Сейчас ребята представят их.
Семейные традиции (5 семей представляют свои семейные традиции)
Андреева Юлия – стряпают куличи на Пасху)Тяпина Юлия – делают шкатулки из открыток (с мамой), вяжут накидки, кружки на пол (с бабушкой);
Ковалева София – путешествуют, отдыхают на природе;
Грехова Катя – рассказывает про семейную династию медиков;
Килячкова Геля – прадедушка сочинял песни, которые сейчас поют на семейных праздниках.
Непомилуева Кристина читает стихотворение
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром!Отец и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером.Малыш для старших как любимец,Родители - во всем мудрей,Любимый папа - друг, кормилец,А мама ближе всех, родней.Любите! И цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть ее дорожеНа этой сказочной земле
Рефлексия.Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
Я дарю вам ромашки, которые вы заберете себе домой, и пусть она будет напоминанием и воплощением ваших мечт. Заставка (Картинки счастливой семьи, можно своего класса.)